По проповеди на Рождество, 7 января 2024 года
Уже второй год Вифлеем на осадном положении. Американские квакеры хотели в «Нью-Йорк Таймс» дать платное объявление-статью, как это в обычае у англоязычной прессы. За деньги, выделено как объявление, а внутри можно писать что угодно. Квакеры хотели написать, что трагедия Вифлеема и других городов этой части Святой Земли – геноцид, который на совести израильтян. А им предложили заменить «геноцид» на «война» и объяснили, что «у разных международных организаций разные взгляды на ситуацию».
Владелец газеты еврей и иудей Сульцбергер, прямой потомок Леопольда Сульцбергера, который и создал эту газету в 1851 году. Леопольд (1810-1932) эмигрировал в США из немецкого городка Брухзаль, недалеко от Карлсруэ.
Представим себе, что жители Вифлеема жалуются в иерусалимскую газету или даже, подымай выше, в римскую газету, на избиение младенцев, а им отвечают, что есть разные взгляды на ситуацию.
Это лицемерие, а нелицемерный ответ тоже хорошо известен, он часто звучит: эти дети – будущие злодеи, убийцы. Зло надо уничтожать в зародыше.
Иисус – злодей?
Как посмотреть. Во всяком случае, иранские маги – да-да, опять из Ирана угроза Израилю – иранские маги напугали Ирода, главу израильского истеблишмента, тем, что властвовать будет именно младенец, родившийся в Вифлееме. Отобрать власть – злодейство. Что власть Иисуса «не от мира сего», волхвы не упомянули, да и вряд ли знали-понимали. Но через две тысячи лет иродова власть никуда не делать.
Ироды правят миром, «миром этим», «косму туту», по-гречески, «тутошним космосом». Иисус правит совсем другим космосом – тем, который внутри каждого младенца, внутри каждого, кто по-младенчески беспомощен, кроток, незлобив.
Но и злодеи ведь из зародышей? «Хен авон хоол кхейт йахам аме» - «я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя», как сказано в 50 псалме. Квакеры про геноцид, а мы, православные, каждый про себя: меня, меня надо стереть и истребить, и тогда космос был бы чище. Вот власть Иисуса – не убивай никого и никогда, а меня – ну, что делать, я властен не сопротивляться.
Как наши родные по вере празднуют Пасху? Дети спрашивают, взрослые отвечают: почему мы едим мацу? – Потому что в пустыне только сухари не портятся! Вон, почитайте список, что можно в концлагерь посылать – это и нужно есть на Пасху. А что наши рабы с нами за одним столом сидят? А потому что мы сами были рабами в Египте! А почему весной? А потому что природа оживает после зимы, и свобода – наша весна!
А почему мы празднуем Рождество – зимой, но не как Кристмас, подарками, а благодарностью Богу за то, что Иисус не отомстил Ироду, не поднял восстание, а погиб и воскрес и дал нам заповедь любви, а к заповеди еще и Духа Любви?
Потому что солнцеворот, и день становится длиннее, потому что космо тут, космос нижний, укорачивается, а космос Божий растет и на свету Божьем виднее, что любой человек – Божий. Потому что смерть и воскресение Христа – смерть и воскресение христианина, и только поэтому не гоже нам убивать, одобрять убийство, радоваться убийству. Иисус сказал – что ни попросите во Имя Мое, получите. Мы можем просить во имя истерзанного, убитого – убивать и терзать? Нельзя просить безопасности и надежности во Имя пошедшего в самое сердце опасности и безнадежности.
Нам бы плакать и плакать, но мы радуемся, потому что Дух Божий сильнее духа отчаяния. Погибли невинные – но не погибает Бог и Его космос, и в мире Божьем все дети живы, все взрослые примирены. Мы одновременно и во мраке рождественской ночи, и в свете райского полудня, и на наших часах всегда двенадцать – и двенадцать иродовой ночи, и двенадцать Голгофы, и двенадцать Страшного Суда, и двенадцать Прощения и Любви.
Почему мы должны любить чужаков, гастарбайтеров, нищих, которыми мы боимся стать, и миллиардеров, которыми нам не стать, как бы не стремились? Потому что мы в этом мире, в туту-космосе чужаки, работники Божьего Мира, нищие злом и миллиардеры любви. Нельзя принять этот мир как свою родину, но наша родина – Царство Божие – таково, что мы принимаем жителей этого мира как зародышей любви и младенцев света.
Почему я должен простить? Поделиться? Надеяться? Потому что Бог простил, родившись в Вифлееме, потому что Бог поделился Собой в Марии, потому что Бог понадеялся на нас в Иосифу и надеется по сей день. Потому что мы получили от Христа кредитку Духа Святого, и долг наш никогда не будет погашен, он будет лишь разгораться, потому что Бог кредитует нас огнем, тем огнем, который высвечивал волхвам новорожденного Иисуса, мироносицам высвечивал воскресшего Иисуса, и каждому высвечивает Спасителя в другом человеке.