Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

С 1 по 7 июля 2000 г.

К оглавлению "Дневника литератора"

К предыдущей главе


Среди нового - Фома Кемпийский "О подражании Христу"; книга Лопухина о Златоусте; эссе Трауберг (три, ищите новые самые по оглавлению ее текстов, заодно и другие посмотрите); статьи Волошина о Барбе, о де Местре, письмо архиеп. Антония Бердяеву; тексты Лютера, книга о реформации Макграта, Бэньян "Путь пилигрима". 
 

Иностранные новости

Ольга Алешина (Новое время, №26): очерк о гражданской войне в США, да не случайно, а сравнение нынешней России с тогдашними южными штатами. Мол, наши нынешние выскочки — как негры, после освобождения при помощи Севера заделавшиеся законодателями Юга. Безответственность бывших рабов, разрушение системы самоуправления — и коррупция отсюда. Конечно, аналогия очень уж ущербая: все-таки северян сравнивать с большевиками чересчур натянуто, они не то что не сумели добиться массового истребления образованных граждан (как пишет Алешина), но и не ставили такой задачи. Да и было ли демократичным самоуправление Юга, если оно исключало большинство — т.е. рабов? Так ведь и советскую власть можно объявить демократичной — мало ли, что от участия во власти было отстранено большинство населения. И если на Юге, по Алешиной, бесчинствовали вчерашние рабы, то у нас все-таки бесчинствуют вчерашние рабовладельцы. Так повели бы себя южане, если бы выиграли войну у Севера. Главное-то в том, что если в Штатах была борьба сторонников и противников рабства, то у нас был крах рабовладельческой системы, крах без противников рабства. И аналогии всегда будут подводить, если ими подменять нравственный отвесы. 

"Литературная газета" (5.7.2000) предоставило слово Вяч.Рыбакову, не скрывая враждебного отношения к его взглядам, а Рыбаков — вот прелесть! — сравнивают Чечню с Германией Гитлера: "Никто еще не придумал способа силой одолеть режим, не убивая его ни в чем не повинных подданых. ... Посмотрел бы я на какого-нибудь британского журналиста, который во время войны принялся бы в средствах массовой информации поносить Черчилля и призывать его прекратить бомбардировки Германии — там ведь гибнут мирные немцы." И следующим абзацем сарказм: о разговорах "про то, что ФСБ сама дома в России взрывала". А что саркастического — уже почти год прошел, если бы действительно чеченцы взрывали, представили бы более серьезные доказательства, а не общественности, а суду, предпочтительнее международному. Но сравнить Масхадова с Гитлером — это дорого стоит. И не сразу замечаешь лукавства автора (он-то наверняка его невольно допустил): сама постановка вопроса — как силой одолеть. А что одолеть можно и не силой? Что можно и не одолеть, а все-таки унаследовать жизнь, и что иногда жить — означает не одолеть? 
 

Английский журналист Патрик Кокбурн (Новая газета, 6.7.2000) критикует нашу милитаристскую пропаганду и вспоминает, что его отец (тоже порядочный диссидент, воевал за испанских республиканцев) во время Второй мировой сказал Брендену Брэкену, министру информации, "что тот произнес столько лжи в защиту своей страны, что даже волосы на его голове стали напоминать парик". И к Церкви это тоже относится: защищая Бога, мы добились того, что Бог стал похож на фикцию. Лгать не надо, даже в защиту Святого. 
 

В Риме на 8 июля устроили Международный слет гомосексуалистов (Ел.Пушкарская, Московский комсомолец, 30.6.2000). Ватикан протестовал безуспешно, равно как и премьер. Коммунисты выступили за меньшинство (уже бы пришли к власти, они бы показали). Декан Римского протестантского ун -та проф. Эрмано Женери заявил, что приглашает в протестантские храмы участников гей-парада, и масоны - две тысячи - в знак солидарности с меньшинствами 1 июля выйдут на демонстрацию к памятнику Джордано Бруно. 40% итальянцев против шествия, 30% не возражают, 30% не имеют мнения. Католический священник Джанни Баджет Боццо заявил, что "и ему случалось испытывать гомосексуальные чувства" и что он считает их "чистыми и вполне совместимым с понятием христианства и даже святости". Вспоминается рассказ Лескова о священнике, который заявил, что и ему случалось губами льнуть к женской груди, а когда потребовали объяснений, он сказал, что это было, когда его молоком кормили. Наверное, и батюшка имел в виду те смутные и совершенно не клинические эмоции, которые бывают, видимо, почти у всех подростков, когда сексуальной энергии через край, а куда ее направлять, инстинкт еще не подсказывает, и ребенок тычется туда и сюда. Подозреваю, что и настоящий гомосексуализм образуется из такой вот смуты, если вдруг развитие останавливается. Гомосексуализм есть разворот проблемы двойничества, это двойничество ложное, ибо настоящее мое второе я - это моя лучшая половина. Я, кажется, достаточно часто декларировал свою терпимость к этому состоянию (не к поведению), чтобы заметить: все-таки у гомосексуализма общие корни с милитаризмом, обе интенции никак не могут понять, что бесполезно искать недостающее в подобном себе. Милитаризм ведь видит лишь тех, кто подобен себе -- солдат видит во всех солдата. 
 

Андрей Кабанников (Комсомольская правда, 5.7.2000): власти Аляски отказали 90-летней Алтона Браун в 30-долларовой прибавке к пенсии и в бесплатной медпомощи, п.ч. она приобрела за три тысячи гроб и особые мокасины и шкуры для похорон (видимо, эскимоска). Нестыковка цивилизаций: современная не понимает, что можно быть нищим и при этом иметь роскошный гроб (да вот Египет Хеопса — яркий пример, да и нынешняя Россия не отстает), архаичная цивилизация не понимает, как можно заботиться о здешней жизни, не позаботившись о будущей. Есть, правда, одно различие: современная цивилизация у архаичной пить-есть не просит, а вот обратное — сплошь и рядом. 

Юрий Гладильщиков (Итоги, 4.7.2000) о новом английском фильме "Восток есть Восток", главный герой которого, пакистанец в Англии, страдает, потому что не смог привить детям пакистанские патриархальные нравы . "Зрители этого тирана ... осуждают, но не хотят понимать, что он фигура трагическая. Поскольку стал первым человеком в своем роду, который (как сам полагает) не сумел выполнить миссию правильного отца-мужа". Это не трагедия, это драма самообмана, неумения вырваться из гипноза рода. Вот Гамлет — трагедия, потому что он мучается не столько своей дурной социальной ролью, сколько существованием как таковым. 
 

В Швейцарии осудили бывшего украинского премьера Павла Лазаренко (заочно, сидит он в Штатах), причем достигнуто так называемое "соглашение": он признает, что своровал и отмыл 9 миллионов на украинском марганце, а его приговаривают условно (Новые Известия, А.Зорин, 1.7.2000). Теперь аналогично он хочет поступить в США, признав воровство 114 млн. Вообще же он обвиняется в воровстве 880 млн. Хочется начать думать про то, что если столько украл премьер нищей Украины, то сколько же наши то... Прочь, подозрения. Любопытнее другое: кажется несправедливой практика таких признательных сделок, но с другой стороны, разве это не светский вариант покаяния? Признался -- гуляй. А главное (мысль упорно возвращается к отчизне) -- альтернатива этому не воровство без признания, наглое, нет, а воровство с самооправданиями. и2р8 

В Италии комитет охраны памятников Рима решил обнести оградой все римские памятники -- начать с Пантеона, вокруг которого устроить 370-метровый забор. Полицейского к каждому монументу не приставишь, а там бомжи ночуют и вообще мусорят. Римляне взвились (Сегодня, 5.7.2000, А.Михайлов): как это "не приставишь", когда Италия на одном из первых мест в Европе по числу полицейских (один на 200 жителей, в Германии же - на 420). Обвинили завкультурой в корысти: где забор, там и плата за проход, за вход в Колизей уже берут 10 тыс. лир. Культура в современном мире села на место Церкви - Церковь-то таких упреков уже наслушалась, и знает, что лучший выход -- свободный вход. 

до сих 



В "Труде" (5.7.2000) статья про заразные одноразовые шприцы, которые выпускают в Ельце. От одного уже умерла монахия Клавдия Кудрявцева в Воронеже, и ее сподвижницы сказали: "Ее Боженька призвал, чтобы через эту смерть мы увидели, к акая у нас сегодня медицины...". На той же полосе: Николай Долгополов про Анну Кларк, американку, ставшую "монахиней секуляризма": если для средневековой психологии благочестиво к старости податься в монахини, то для секулярной -- верно, заняться спортом. Кларк в 69 лет стала заниматься марафоном, на Мировых играх ветеранов получила несколько золотых медалей, и в конце концов в 81 год умерла на марафонской дистанции почти у конца. Что показала ее смерть? А ничего. И правильно: смерть не лупа, мир не насекомое, и не для того смерть, чтобы мы разглядели недостатки здравоохранения, спорта или еще чего-нибудь. Смерть, конечно, дырка от бублика, но через эту дырку ничего не разглядишь, и помнить о смерти нужно лишь для того, чтобы лучше понимать бублик -- то есть, вечную жизнь. 

Виталий Шлыков об американской армии, в т.ч. о том, как там понимают профессионализм (Итоги, 4.7.2000): "У нас профессионалом называют человека, владеющего теми или иными специальными навыками и знаниями. На Западе ... непременными атрибутами профессионализма считают компетентность (наличие не только специальных знаний, но и широкого академического образования), чувство ответственности, а также корпоративность ... Власть вышестоящих офицеров предполагает более высокий профессионализм. Если это не так, командная иерархия проституируется в непрофессиональных целях". Отсюда право не выполнить приказ: вдруг начальник не получил всю необходимую информацию — например, нет связи — и отдает неправильный приказ. 

Запад, оказывается, очень заинтересовался случаем с вологодской школьницей Анной Порываевой, которую за письмо Путину лишили золотой медали. Девочка попросила школе видеокамеру, заснять выпускной вечер. У нас этот случай раскручивали даже противники режима как пример угодничанья чиновников, а западных людей возмутило, кроме того (Русская мысль, 29.6.2000), что "прямая материальная помощь со стороны президента представляется девочке вещью естественной, не задевает ее представлений о чести (своей и родительской), не кажется ей посягательством на казенные средства, собранные с таких же нищих, как она, или на кусок хлеба с маслом, честно заработанный президентом". Есть такая психология у нас — психология языческая, по которой все в мире есть изначально, а высшие силы лишь манипулируют этим. Против: психология Библии, по которой в начале ничего, а Бог создает ничего. Все откуда-то берется, творится, а не перераспределяется борьбой света и тьмы. 



из запаса предыдущей передачи: 
  •     В США опубликованы результаты архивных изысканий: в сентябре 1943 г. английские радисты перехватили немецкую шифрограмму с указанием точной даты начала депортации итальянских евреев в Освенцим. Об этом сообщили Черчиллю и Рузвельту, но те решили не обнародовать этот факт, евреи остались не предупреждены и погибли, хотя могли бы бежать и спастись (Известия, 29.6.2000). Но их не станут так пинать, как Папу: ведь светские политики и не претендовали никогда на какую-то особую миссию. Алла Астахова (Сегодня, 29.6.2000): "Освобождая в конце войны концлагеря, союзники были настолько потрясены увиденным, что нередко заставляли немцев публично хоронить  десятки тысяч погибших узников. Осознание собственной вины в случившемся пришло к ним гораздо позднее". В 1942 г. британское правительство назвало "заигрыванием с общественным мнением" создание рузвельтовского комитета по спасению беженцев.
  •      Объявлено о завершении проектов (их было два, параллельных) по расшифроке генома человека. Серг. Лесков (Известия, 27.6.2000): "Ученые говорят, что теперь можно будет лечить ранее неизлечимые болезни - все без исключения. Что от человечества отступится сам смерть". С таким же успехом овладение азбукой можно считать шагом на пути к гениальности. Шум вокруг расшифровки генома -- еще и часть веры во всемирный заговор меньшинства против большинства, тут в роли меньшинства Бог. Зашифровал, такой-сякой, а мы тут болеем.  Майкл Декстер, руководитель британской части проекта: "Одно из величайших достижений мысли за всю историю человечества, ... превосходящее высадку человека на луне. Я могу сравнить это открытие лишь с изобретением колеса". Как будто изобретение колеса и высадка на Луне имеют отношение к мысли и к науке. Обидно за науку. Извиняет ученых то же, что извиняет благоглупости, которые артисты обычно изрекают о театре -- делать одно, анализировать и оценивать сделанное совсем другое.
  •     Борис Петрович (Новые Известия, 27.6.2000): в субботу 24.6.2000 в Иерусалиме сожгли синагогу либеральных иудеев, Тора уцелела, свидетели видели поджигателей, одетых ультраортодоксами.  Три недели назад уже поджигали. После убийства Рабина в ноябре 1995 стало ясно, что еврей может застрелить еврея, теперь -- что могут и синагогу поджечь. Что прискорбно, но позволяет почувствовать атмосферу, в которой жил апостол Павел.
  •     Как-то сразу в "Труде" (27.6.2000): Никита Шевцов о том, как потугальский футболист Эйсебио поолился в церкви св. Евсевия в Голландии и его команда разгромила сборную Турции. И тут же в колонке разного: французские журналисты Мишель Сган и Анри Ловэр заснули в тени раскидистого дерева в долине реки Нигер, и проснулись исцеленными: одна от щитовидки, другой от близорукости, и лысина стала зарастать (газета "Боноэр"). В воскресение мертвых верую, в зарастание лысины -- нет.
  •     Вл. Михеев (Труд, 27.6.2000), осуждая Совет Европы за критику России, винит нашу власть за плохое "информационное обеспечение" чеченской кампании: "К примеру, отрезанные головы британских инженеров так и не стали для западной аудитории самым запоминающися символом той разновидности терроризма, с которой столкнулась Россия".

 

Российские новости

 Анна Политковская (Новая газета, 6.7.2000): Московская коллегия судей 5.7.2000 начала рассмотрение "дела Пашина" — известный справедливостью судья обвиняется в том, что обосновал правомочность требований Дм. Неверовского, отказника из Калуги. Чтобы соблюсти закон, человек нарушил корпоративную солидарность — этот закон совка, тем более дорогой совку, что цеховая солидарность единственное, что в нем есть от нормального общества. 

В среду 7 июля был позорно сорвал съезд православной партии в Кремле. Народ пришел, и люди все такие средне-солидные, и полтора часа маялся у закрытых ворот. Прошел слух, что это устроители раскрали спонспорские деньги, но, видимо, наиболее точная информация у Евг. Комарова (Новые Известия, 6.7.2000), который сохранил связи в Чистом: что весь съезд не был согласован с патриархом, делался на уровне среднего звена Кремля, и что в последний момент патриарх-Кирилл настояли на отмене съезда. Непонятно, как мог Экономцев ввязаться в это дело без санкции Святейшего. Думаю, что это как раз результат ужесточения административных схем как в светской, так и в церковной администрации. Такое ужесточение хорошо лишь в том случае, если ничего делать не нужно, но оно превращает в клоунаду любую попытку положительного действия -- как с московской олимпиадой, партсъездами и т.п. Навытяжку только стоять хорошо, если перефразировать известную шутку Пушкина. Поэтому чем больше в системе власти в ущерб свободе, тем более она склонна к обрядоверию, тем меньше терпит игровое начало, без которого, между тем, жизнь невозможна. 

"Комсомолка" и другие газеты из прочекистских напечатали какие-то подслушанные разговоры, размещенные в интернете, и заявили, что это вот -- результаты работы службы безопасности Гусинского. Доказательств, разумеется, никаких. Размышлений о том, кто в стране главный подслушиватель, насколько недопустимо прослушивание, и недопустимо ли оно для частных лиц или для государства - нет. Подразумевается, что государству можно. Николай Харитонов (депутат, Итоги, 4.7.2000): "Я не исключаю, что и сегодня подслушивают и подсматривают, в том числе и меня ... А почему бы государству не знать, что мы несем в себе?" Другой государстволюбец спрашивал недавно, почему государство не имеет право давать премии журналистам. Вот вопрос, который меня иногда мучал: означает ли всеведение Божие, что Создатель все время за мной подсматривает? Что Он может меня подслушивать, меня как-то не так волновало, потому что, как говорящий человек, я думаю, что от прослушивания многого не узнаешь. Главные гадости совершаются в молчании, как и главные грехи. Думаю, что Бог всеведущ не потому, что может собрать обо всем любую информацию, а потому что всех любит. А подсматриванием Бог не занимается. И по той же причине праведникам обычно перепадает меньше пряников. И начинаешь понимать, что, если уж за Христом идти, то все-таки по воду, а не по пряникам. 

Взрыв общежития с челябинскими милиционерами в Аргуне самоубийцей-чеченцем. Челябинский губернатор по телевизору 3.7.2000: больше не дам ни копейки в Чечню. Наши военные раньше утверждали, что никаких чеченских камикадзе нет, чеченцы-де обманывают, нанимают водителя для перегона машины, потом ее дистанционно взрывают. Теперь такое соврать нельзя, но идет накачка: это бандиты, они от отчаяния уже на это идут, они никакие не сепаратисты. Борьба нанайских мальчиков - наша военная пропаганда обнаруживает нутро наших военных, которые уверены, что все продажные, что патриотизм фикция, а есть лишь промывка мозгов. Любопытно, что в российской армии идея самопожертвования все-таки никогда большой поулярностью не пользовалась. Гастелло и Матросов не были народными героями, о Матросове вообще говорили скептически, что молодой был, потерял ориентацию. Самоубийство Гастелло - не намеренное, а как использование неизбежной смерти для нанесения большего ущерба врагу. Камикадзе воспринимался как восточная экзотика. Так и сейчас. Можно было бы сказать, что за этим стоит христианское неприятие самоубийства, только какие мы христиане? Просто страшно признать, что у врага есть идеалы, ради которых он действительно совершает самопожертвование. Наши-то змееборцы едут на фронт, но надеются, что гибнуть не придется, а еще и удастся заработать. И, конечно, совершенно идиотские и противоправные задним числом принимают "меры безопасности" - по принципу "всех посадить, невиновных выпускать". Чем бессильнее, тем злее. 

А Леонид Радзиховский в "Сегодня" (4.7.2000) сокрушается: "я не могу понять - чего же им надо? Русские не "грабят" Чечню, а кормят ее ... не захватывают "суверенное чеченское государство", которого ни когда не было; русские не оскорбляют их религию и не навязывают им свою". Во-первых, отрицать, что Чечня когда-то была независимой -- это рационально? Раз Чечня никогда не была членом ООН, так ее уже и бомбить можно? Во-вторых, думать, что без нас чеченцы с голоду помрут -- да какое наше право решать за них, помирать им с голоду или нет? В-третьих и главных, слово "свобода" Радзиховскому, очевидно, непонятно. Для него это непонятная идея, ему кажется, что свободу любит только он, а дикий горец не понимает, что такое свобода. Полезно помнить, что Библия обращена не к интеллектуалам, а к племенам вполне диким, которые почему-то возмущались, когда их присоединяла Ассирийская империя, все плакали на реках Вавилонских о своей независимости. Читая Библию, даже Новый Завет, мы оказываемся скорее в мире чеченском, чем в российском. Хотя, увы, в последнее время мы успешно опускаемся в ту дикость, из которой Богу так трудно было извлечь избранный народ. Но, покидая дикую волю к свободе, не след покидать свободу. Свобода не в том, чтобы иметь возможность покричать, пописать, побузотерить, а в том, чтобы не быть в чужой власти. И если ты начинаешь объяснять, что власть эта не такая уж чужая, и даже очень полезная, все -- ты уже не любишь свободу, ты уже что-то другое делаешь. 

Галина Ковальская (Итоги. 4.7.2000) очерк о Чечне, опять о зверствах красноармейцев (а как их еще назвать?)  в Старопромысловском районе, где убивали всех без разбору, в т.ч. русских. Оправдания командира: "Там наши по запарке ваших стариков поубивали" (С. 27). "Запарка" — можно ли перевести на английский язык этот дивный термин, рисующий жизнь-баню, жизнь в клубах пара, который все скрывает и искажает. Одна чеченка, Асет Чадаева, посмела выступить, не скрывая фамилии. "Российская армия своими руками превратила Асю и ей подобных в непримиримых врагов, "Федералы хуже", - доводилось слышать от тех, кто хлебнул лиха и от ваххабитов". И кто в России этому не поверит? Вся логика войны — стать хуже врага, чтобы его извести злом, раз уж ввязались в борьбу со злом силами зла. 

до сих 


КОМСОМОЛЬСКАЯ КАНОНИЗАЦИЯ 

Митрополит Смоленский Кирилл пришел в редакцию "Комсомольской правды" отвечать на вопросы читателей и сразу же напоролся на вопрос провокационный: будет ли канонизирован Николай Романов, aka Николай I, aka "последний император", aka "отрекшийся от престол царь", aka "человек, похожий на владельца останков, похороненных в Петропавловском соборе". Все смешалось в доме Облонских: митрополит Кирилл известен как человек сравнительно умеренный, отнюдь не монархист, зато комсомольцы ныне пошли такие, что жаждут скорейшей канонизации того, над кем столько сами же измывались раньше. Владыка отделался дипломатичным: "Есть очень большая критика этой канонизации, как есть и огромная поддержка, поэтому я не могу сказать, каким будет решение Собора", но позаботился, чтобы его подчиненные (а он возглавляет патриарший госдеп) пояснили: "Существует мнение, что в личной биографии Николая II бывали моменты, которые не соответствуют канонам жизни святого человека". "В то же время специальная комиссия Священного Синода сочла, что император и члены его семьи заслуживают канонизации в качестве страстотерпцев и передала свое заключение на Архиерейский собор", - напомнил митрополит Кирилл. 

Никаких "канонов жизни святого", конечно, не существует. Это все архиереи похожи друг на друга, а все святые разные. Достаточно почитать Новый Завет, все авторы которого — святые, хотя их никто никогда не канонизировал формально (успели проскочить), чтобы почувствовать разницу. Владыка лукавит, пытаясь сохранить себе отходные пути на оба случая. Если Романова канонизирует, он заявит, что не выступал против этого. Если Романова не канонизируют (а за кулисами, точнее, за иконостасом, возможно, митрополит Кирилл борется против этой канонизаци), владыка заявит, что вот — это спецкомиссия ошиблась, а он никогда не выступал за каннизацию. Конечно, митрополиту не нравится в покойном не то, что не нравилось прежним комсомольцам. Те видели в Николае кровавого деспота. Царь действительно не был большим демократом, действительно пытался править железной рукой (сегодня его чаще обвиняют в том, что мало вешал, мало расстреливал, но христианам подобные претензии высказывать как-то не к лицу). Нынешние православные комсомольцы считают Николая II недостойным принятия в ряды святых, потому что он незадолго до смерти ставил с домашними чеховского "Медведя", а там всякие вольности. И вообще курил. Митрополиту, скорее всего, эти мелочи безразличны, а просто архиереи помнят, что при царе-то их предшественникам жилось куда хуже, такой воли не было, как нынче. Мстят самодержцу по-поповски мелочно: например, отказались признавать его останки за подлинные, сославшись на то, что вероятность научной экспертизы 99,8%. Когда из запасников музеев возвращают конфискованные некогда мощи, их принимают без разговоров, хотя там с вероятностью малость похуже будет. Православные либералы угрюмо молчат. Они знают, что если "по логике" и по "педагогике", то не только нельзя канонизировать Николая II, а и царевича Димитрия, Андрея Боголюбского, да и Бориса с Глебом надо из святцев вычеркивать. Но знают они и то, что если "по христианству", то проблема не в том, канонизировать ли Николая Романова, а в том, не встретим ли мы в раю Адольфа Гитлера вместе с его жертвами — милосердие Божие несколько шире нашего. 



Очерк "Новой газеты" (3.7.2000) о Вл. Олег. Потанине: сын номенклатурщика из Внешторга, окончил МГИМО, работал в Союзпромэкспорте по торговле цветными металлами, комсомолец-активисит Внешторга, в начале 1990-х организуют кражу активов бывшего СССР за рубежом. Получил лицензию на операции со спецэкспортерами, обкрадывал казну при выводе войск из Германии. Переключился на банковскую деятельност, организовав банк "Международная финансовая компания" (МФК) - ведущий учредитель Банк внешторга РСФСР. В 1993 организовал ОНЭКСИМбанк (Объединенный экспортно-импортный), под патронажем Сосковц, тогда вице. Казна платила Потанину, а он эти деньги пускал на рекламирование казенной партии "Наш дом - Россия". Получение госкредитов, которые потом выдавались государству же, а взамен получали госпредприятия ("залоговые аукционы"). Получил "Норильский никель", 1995, соревнуясь на аукционе с собственным же банком МФК - за 170 млн. В 1996 на семь месяцев получил пост вице по финансам. В марте 1997 г. убран Черномырдиным за посягательство на его интересы. Подружился с Чубайсом. Перехватил у Сороса "Связьинвест". После дефолта оставил ОНЭКСИМ, стал главой Интерроса (финансово-промышленная группа). В ОНЭКСИМе работал (и сейчас работал в МФК-Ренессанс) Модест Колеров. И эти люди учат народ инициативе и независимости от государства, требуют, чтобы не совали нос в их денежные дела - мол, коммерческая тайная, частная жизнь. 

Александр Боханов. Тайный грех К.Р. - Родина. - 2000 г. - Апрель. С. 61-65. Очерк о Константине Конст. Романове, р. 1858, ум.2.6.1915. Внук Николая I. В апр. 1884 женился на Елизавете Саксен-Альтенбургской (в России Ельзавета Маврикиевна) 19ти лет. Она православия не приняла, лютеранка. 9 детей, жили в Мраморном дворце. С 1877 (путешествие на крейсере) практикующий гомосексуалист. При этом в 1894 как командир Преображенского полка выгонял гомосексуалистов. С 1900 оставил гомосексуализм после долгих молитв, чему очень радовался. 

Илюшин Серг. Суд миру -- крест Господень. - Родина. - 2000 г. - Апрель. - С. 66-67. Старообрядческое толкование символики: крест был сделан якобы из трех сортов дерева, проросли деревья из трех посохов, оставленных Аврааму странниками. Нижняя скошена, т.к. один конец указывал на благоразумного разбойника, распятого справа от Христа -- верх, а нижний на осужденного к преисподней. Поэтому поднятый конец при установке креста на церкви указывал всегда на север, где арийцы помещали рай. "У славян путь на север означал путь на "тот свет" (С. 67 и ссылка на Ис 14, 12-13). 

Воскресенье, 2 июля 2000 г. Объяснения священника перед исповедью: надо обязательно сказать о тяжких грехах, например, об убийстве. Кто накануне не был на всенощной, причащаться не может. Прихожанка: "Это что ж, если человека убьешь -- Бог простит, а если на всенощную не придет -- не простит?" Ну и, само собой, особой строкой об убийствах "во чреве, которые называют абортами". А вот строки об убийствах на фронте -- не нашлось. И вроде бы борьба с терроризмом и самопожертвование, а выходит обычное патриархальное общество, в котором солдат не виноват, что одной очередью положил и противника, и его беременную жену, и его ребенка, он еще и герой, и чуть ли не святой, полагающий душу и прочее за ближнего. А жена этого солдата виновата, что сделала аборт по его настоянию -- мол, сейчас не время, за Чечню платить перестали. Да, это моя Церковь, и другой -- другой есть, но там свои мороки, и одно счастье: что рядом со всем этим стоит Господь и готов заговорить с тобой, когда все откажутся с тобой говорить, потому что не до разговор, истину надо проповедовать, да и что с тобой разговаривать, пока ты не покаялся -- хотя бы в молитвенном общении с еретиками католиками, баптистами, адвентистами (из того же поучения священника, приравнено к убийству, хотя и прощается -- в отличие от нехождения на всенощную). 

В Москве 28 июня состоялось столкновение неонацистов Народной национальной партии (скины) в Петровско-Разумовском, где давно уже нацисты собираются, с милицией. прехали и чекисты. Задержали 74 человека. Милиция пытается превратить это в обычное хулиганство (советские рефлексы возродились), но на фото в "Сегодня (30.6.2000) все отлично видно. Но правительственные пропагандисты пишут: Татьяна Ткачук (Независимая газета, 30.6.2000): якобы женщина сообщила в милицию о драке на дискотеке, дрались двое, которые потом позвали на помощь дружков, пропуска фашистов лишь у двоих. "Московский комсомолец" (30.6.2000): якобы молодежь уже расходилась после дискотеки, и вообще это были рокеры. Но вот "МК" дополняет (1.7.2000) зачинщиком нападения на милицию был 23-летний Семен Токмаков, который уже был под судом за то, что 4.5.1997 (он работал тогда в издательстве "Русский писатель" охранником) избил на Горбушке чернокожего охранника посольства США. Тогда суд переквалифицировал обвинения с расизма на хулиганство, дело отправили на доследование -- и вот, он уже бьет милицию. Что, доброту к нему проявили? Нельзя быть добрым -- вон как мстят за доброту? Конечно, это была не доброта, а осквернение закона, не благодушие говорило, а желание сохранить на всякий случай духовно близкий элемент. Бог добр, а мы -- добренькие, потому что Бог прощает бескорыстно, а мы -- с надеждой на встречную услугу.  

 В октябре 1999 г. чекисты арестовали зав.секором Ин-та США и Канады Игоря Сутягина, обвинил в том, что он получал от иностранцев деньги за какие-то статьи, и директор института Серг. Рогов скорбно говорит: "Оказывается, что согласно отечественному законодательству передача каких-либо сведений представителям иностранных организаций за денежное вознаграждение подпадает под статью, даже если эта информация не содержит государственной тайны" ("Независимая газета", 1.7.2000). Вообще, конечно, сомнительно -- неужто если я за деньги прочту американцам лекцию по истории кальвинизма, я шпион? Дело вообще сомнительное -- институт этот филиал разведки; хотя, может быть, тут как раз чекисты наехали на разведчиков? Во всяком случае, как-то не очень веришь Рогову, который к тому же говорит: "У меня нет оснований обвинять следствие в предвзятости, но только суд может установить виновность обвиняемого". Эти бы слова да после взрывов в Москве, им бы цены не было. Выборочная доброта -- все равно, что красивый нос на уродливом лице ("доброта", напомню, по славянски "красота"). 

Полностью слова Александра Морозова, в сокращении бывшего в "Независимой" -- теперь в НГ-религии, 14.6.2000, с. 4: в 1900-е "внутри церковной ограды были два искушения. Одно из них было связано с претензией на лидерство в Церкви определенной "интеллигентской" философии, которая, коротко говоря, угрожала подменить "пастырскую" [Не коротко сказано, а неверно - выдумано нечто несуществующее]. Другое -- с тем, что значительная часть "православной общественности" хотела ходить в брюках с лампасами ... курс Патриархией четко обозначался в это десятилетие. Увлекавшиеся демократической политикой были исторгнуты (Якунин, 1977) [Так вот за что! а говорили, за участие в выборах! Шило вылезло], любители лампасов, Сергея Нилуса и "этнографического благочестия" разогнаны (Соющ православных братств, 1995) [Лукаво уравнено отлучение от церкви в адрес Якунина и мягкое пожурение в адрес черносотенцев, которые цветут и пахнут именно рядом с патриархом], интеллигентская гордыня посрамлена (община о. Георгия Кочеткова, 1997) [Осрамились те, кто врал о причине расправы, напирая на драку - да и гордыня у Кочеткова, если и есть, то вполне обычная клерикальная], православные коммунисты-евразийцы не получили поддержки на выборах президента (о. Александр Шаргунов, 1996) [что бы это означало? Шаргунов баллотировался?!], не умеющие отличить межхристианского диалога от предательства одернуты решением Священного Синода (Костантин Душенов, 1997)" (вот ведь как -- одного отлучили, другого "одернули"). Морозов вспоминает, как на Рождест. чтениях 1997 г. Патриарх ответил Солженицыну на критику (голос Церкви плохо слышен в обществе): мол, голос молитвенников слышен на небесах. Лукавый ответ: патриарх отвечает не за молитвенников, они и без патриарха промолятся, он отвечает как раз за сношения Церкви с обществом, и вот здесь -- проколы. Этого наказал, этого наказал, а лет через выяснится, что наказывал напрасно, как это выясняется с беседниками - см. ниже. 

Юр.Иванов. Человек-партия. Родина, март 2000 г. Очерк о мещанине Мих. Кузьм. Петрове из Шуи, основавшем 22 ноября 1905 г. Союз партии русских православных людей в гор. Шуе и уездах Владимирской губернии -- ядро Союза русского народа. Благодаря его движение стало нарицательным выражение "шуйкие черносотенцы". Из местных уважаемых людей не вступил никто. В 1903 г. его судили как опекуна, развратившего воспитанницу (Владимирская газета, 30.1.1903). В августе 1906 получил регистрацию. Евреи, даже крестившиеся, в члены Союза не принимались. В мае 1907 г. добился указа Синода об учреждении знамени Союза, и главной его работой стали торжественные поездки с этим знаменем. Пытался с ним ходить в крестных ходах, но благочинный Шуи, прот. П.Светозаров категорически отказал. Петров писал на Светозарова доносы. Ненавидел интеллигенцию. Утверждал, что в Союзе 1200 членов, но в 1909 г. было 100 человек, в 1910 - 50, в 1911-1913 8-15.  На выборах в Третью думу собрал в Шуе 30 голосов, а ведь конкурентов черносотенных не было. Ленин, требуя показательного процесса в Шуе как центре черносотенцев, имел в виду миф об этом союзе, а ведь расстреляли не Петрова, а как раз его противника Светозарова. 

Статья Арлена Блюма (Родина, март 2000) о советской цензуре 1920-х гг. "Буржуазная Курочка Ряба и православный Иван-дурак". 1 декабря 1922 г. Лев Жмудский, политредактор Госиздата запретил публикацию "Конька-Горбунка": "Автор, как националист-ненавистник басурман и мечтающий о "святом кресте" даже на Луне ... глубоко верует в звезду Ивана-дурака" (С. 76). До этого в 1855 г. та же сказка запрещалась, поскольку в ней "встречаются выражения, имеющие прикосновение к православной церкви, к ее установлениям и поставленным от правительства властям... во многих шуточных сценах приводится имя Боже и употребляется крестное знамение". 

Из статьи о Киприане: "отпел в ту войну 65 тысяч убитых, замученных бандитами и дедовщиной деток моих". 


В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ БАЙКЕРОМ И ГОЛУБЫМ? 

Папа Иоанн-Павел II выступил перед байкерами: они понаехали на площадь перед собором св. Петра, слушали его вдохновляющую проповедь благодушно, вместо "аминь" — гикали, улюлюкали и бибикали. Двигатели не выключали, но Папа отслужил мессу и среди шума и вони. 

А на следующий день Папа запретил выступать перед сексуальными меньшинствами французскому епископу Гайо (Gaillot), — причем выступление планировалось загодя, а запрет пришел в последний момент. Гайо — тот еще Якунин: он выступал вместе с борцами за мир, протестуя против атомной бомбы, критиковал апартеид в Африке, поддерживал палестинцев, разведенных, феминисток. В 1995 году Ватикан его и уволил "за штат", лишив епархии. Гайо, в отличие от Якунина, человек мягкий, деликатный и, как отмечают журналисты, "проявляет неподдельный интерес к своим собеседникам". Правда, в положении гонимого это не так трудно — проявлять интерес. Запрету он подчинился, он вообще повинуется церковному начальству, подчеркивая свою церковность, а все-таки защищает меньшинства: "В Церкви каждому есть место. Церковь это не место гонений, это место для гонимых". А на понятные вопросы о том, как же он уживается в одной Церкви с гонителями, отвечает: "Я на другом берегу реки". Папа любит сравнивать Церковь с шоссе, называя себя лидером и тех, кто едет направо, и тех, кто едет налево. К счастью, Церковь действительно больше похожа на реку: и справа, и слева можно подойти и напиться. Вот в защиту байкеров Гайо не выступал — они хоть и меньшинство, но их не гонят, а они, если и гоняют, то только самих себя. По Фрейду, конечно, байкеры — тоже сексуальное меньшинство, противостоящее большинству (автомобилистам). Но фрейдизм, к счастью, Ватиканом пока не признан в качестве вероучительного догмата. 

В Риме против парада сексуальных меньшинств протестовал ведь не только Папа, но еще и неофашисты. Правда, с ними получилось комично: они явились демонстрировать в гостиницу, где должна была проходить конференция, посвященная нетерпимости верующих к гомосексуальности, точно ко времени начала конференции, к девяти утра. А сексменьшинства итальянцы, римлянцы, им и в голову не пришло собираться к назначенному времени, все дружно опоздали на час-другой и застали только дикое количество полицейских. Пикантно, что форма у карабинеров (военная полиция) — темно-синяя, а у полиции как таковой — светлоголубые брюки. Имма Баталья, лидер "голубых" не стала обличать фашистов, она/он обрушилась/обрушился на Ватикан, заявив, что его нетерпимость проявляется в психологическом прессинге. На это и в суд не подашь, и вреда много: якобы самоубийства среди сексуальных меньшинств — на совести Ватикана. 

Сексменьшинства даже не очень сердятся на Ватикан, они слишком устали защищаться от его попыток запретить их демонстрацию.К тому же сексменьшинства не дураки, и понимают, что дело не в Ватикане, а в итальянцах. Не так страшна совершенно парткомовская тупость, с которой католические иерархи долбят гомосексуалов, называя их съезд "провокацией", как страшно то, что на съезде итальянцев-то как раз было мало: боятся, и боятся не архиереев, не фашистов, а своих родных и знакомых. Узнают о "нетрадиционной сексуальной ориентации" — мало не покажется. Поэтому все время остается вопрос: нетерпимость церковных людей — это от того, что они исповедуют веру в Христа, или от того, что они исповедуют предрассудки своего времени и своей культуры? Но на такие вопросы отвечают не словами, а жизнью. 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова