Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

С 26 августа по 1 сентября 2000 г.


 

Иностранные новости


В субботу 26 августа 2000 г. в Вашингтоне, около мемориала Линкольну, состоялся митинг против дискриминации. Устроители постарались подчеркнуть сходство с митингом, который прошел тут ровно тридцать семь лет назад и на котором Мартин Лютер Кинг произнес свою знаменитую речь против расовой дискриминации, начинавшуюся словами "У меня есть мечта…". Тогда митинг собрал четверть миллиона тут, теперь всего "десятки тысяч". Выступал сын Кинга, названный в честь отца, выступал скептически: "Черный может спокойно перейти мост, но если он попытается переехать этот мост, его остановятся". Если негр в автомобиле, сразу подозревают, что автомобиль куплен на деньги от наркоторговли. Выступали родственник погибших от рук (точнее, пуль) полиции - например, гвинеец Амаду Диайо в 1999 г. был убит в собственном доме. Полицейские боялись, что он полез за пистолетом. При нем нашли только бумажник, а в теле оказалось девятнадцать пуль. Один из выступавших провозгласил на митинге: "Нет справедливости - нет мира".

Конечно, сравнительная "малочисленность" митинга показывает, что дела за 37 лет стали лучше. Проблемы от "суп жидок" (не дают учиться) переросли в "жемчуг мелок" (останавливают твое авто). В Москве все прямо наоборот: "черные" могут спокойно ехать в автомобиле, но их остановят, как только они выйдут из него и пойдут пешком (если едет в чересчур роскошном авто, тоже остановят - но уже безотносительно колера, любого, чтобы сцедить молока). Так что озлобленность (resentment, "смердяковщина" бывает, как и культура, двух сортов: нормальный подлец ненавидит сильного, ненормальный подлец ненавидит слабого. На эту озлобленность можно ответить как нынешние борцы -- утром справедливость, вечером мир. Но все-таки Мартин Лютер Кинг прославился не этой шварцнеггеровщиной, а христианской извращенностью: утром я провозглашаю мир, а отплатитят ли мне вечером справедливостью, это уж не мое дело.


Из Монако выслали Умара Джабраилова - правая рука Лужкова, владелец Славянской, которую отобрали у Пола Тейтума, убив его. Вечером 12 августа его забрали в полицию и выслали 21-го по решению суда - он знал, что еще с 1996 г. ему запрещен въезд в княжество (Известия, 30.8.2000, с. 11). Это у брата Джабраилова, одного из владельцев "России", давеча в кабинете нашли кучу оружия - безо всяких последствий, хотя сперва стали кричать чуть ли не про покушение на президента (кабинет выходит на Кремль). Кричали, видимо, в порядке борьбы с Лужковым за перераспределение налогов. Попугали - и хватит, суда не будет. Но какие молодцы в Монако! Надеюсь, Гайдар в их списках тоже есть? Все-таки Гайдар первичен, Джабраилов вторичен, ответственность главная на том, кто проектировал дом, а не на том, кто в нем поселился.


Алдр. Иваницкий (Новые известия, 24.8.2000): "Надо знать, что само слово "запад" всегда звучала для немецкого уха (а на востоке особенно) почти так же, как для русского: это кто угодно, только е мы. Прежде всего в том смысле, что "запад" -- это крупные города и конвейерные производства с безликими рабочими-роботами. А истинная Германия - это небольшие средневековые "бурги", где сохраняются цеховые традиции и семейные ремесленные династии".


Н.Паклин (Российская газета, 31.8.2000): в США оштрафовали Альберта-Гора младшего через суд за превышение скорости, грозит и апрет вождения. В ФРГ полицейский увидел машину в неположенном для стоянки месте (у ресторана), сделал замечание дремлющему шоферу - тот и скажи: "А это машина канцлера, он обедает". Полицейский зашел в ресторан и обратился к канцлеру: "Добрый день, господин канцлер. Ваша машина стоит в неположенном месте. Пожалуйста, скажите вашему водитею переставить ее". Шредер повиновался. Конечно, все это не означает, что там нет своих заморочек, об этом потому и сообщают, чтобы справиться с заморочками. А у нас даже для виду сообщить нечего, кроме случаев жестокой расправы с несчастными оболтусами, случайно не узнавшими начальство. Верно и то, что эта же исполнительность в концлагере может обернуться другим боком, но и российское раздолбайство в лагерях тоже выходило так, что Освенцим мог позавидовать. Вывод автора: "А теперь, читатель, посмотрите на свою российскую улицу..." Да ладно, газета правительственная, тут не на улицу надо призывать смотреть, а в свою душу кабинетную. Это газета для тех, кто насилует закон.


Н.Паклин (Российская газета, 31.8.2000): Гринпис в кризисе, в ее рядах 2,4 млн. человек, меньше половины от численности начала 1990-х. В США всего 300 тыс., а был 1 млн. Уходит в отставку директор Тило Боде, промышленник из Дюссельдорфа, который взял в 1995 г. курс с манифестаций протеста на переговоры. Теперь признается: "От нас все устали". При нем Гринпис стал зарабатывать, обюрократился, у некоторых сотрудников оклады по 100 тысяч. Бывший итальянский руководитель организации Дэвид Ньюман: надо меньше платить себе, продать дворец в Амстердаме - штаб-квартира должна быть в Бомбее или в Амазонке. "Пора возвратиться к тому, с чего мы начинали". Папе или патриарху таких советов уже даже не дают...


Рудольф Колчанов (Труд, 31.8.2000) о тех, кто на Западе примазывается к аристократии. Как с ними бороться? Настоящие аристократы демонстративно им выкают (между собой на "ты"). "Только Гогенцольнерам удалось недавно помешать появлению "новых родственников". Принц Карл Фридрих Гогенцольнер [гм! раньше были Гогенцоллерны - Я.К.] зарегистрировал свое имя в качестве товарного знака". О! Человек пригляделся к врагу, понял его язык и на этом языке себя защитил.


Тем, кто боится спортомании. "Новые Известия", 25.8.2000, с. 8: неудачным оказался ресторанный бизнес бразильских футболистов Роналдиньи и Ромарио, болельщики к ним не ходят из-за высоких цен. То-то страшнейшим грехом в Церкви считается взимание денег за причастие - собственно, это настолько страшный грех, что им никто не грешит. Редко где станет около священника с чашей упрямая бабка с блюдцем (в Новой Деревне так было).


Китайская таможня конфисковала 16 тысяч экземпляров книги "Годы Клинтона", п.ч. на одной фотографии Клинон - с далай-ламой (Известия, 30.8.2000). Китай добился того, что ламу не пригласили на встречу религиозных лидеров мира в ООН. Господи, да сделанное нами с Чечней в тысячу раз омерзительнее сделанного Китаем с Тибетом.


В Москве убили американца Стива Чарльза Малкома. Замечательная возможность сравнить две журналистики. Отечественная. "Московский комсомолец" (26.8.2000): крупный заголовок: "Преподавателя православного университета зарезал любовник". Причем из текста заметки явствует, что Малком был преподавателем и МГУ, но выделили "православный университет". Что его "зарезал любовник" - потому что "местные жители не раз видели, как иностранец около метро пытался познакомиться с молодыми людьми", "при обыске сыщики нашли фотографии с пикантными подписями, на которых педагог был запечатлен в компании ухажеров".А вот сообщение Associated Press: точно назван возраст убитого (49 лет), точно названо имя и указан сан: священник Епископальной Церкви США Стив Чарльз Малком. Родственники говорят, что Малком дано мечтал жить и работать в России, в 1998 оставил свой приход в Небраске, чтобы преподавать тут английский. Американским журналистам наше МВД не стало говорить насчет того, что и где видели соседи, про какие там "скабрезные надписи", напротив, сказали, что украдено аудио и видео оборудование (о чем в "Московском комсомольце") ни слова.

Нет, конечно, возможно всякое. Но информация начинается там, где кончается описание "возможного". По слухам, в Индии люди с песьими головами. "Возможно", что автор московской заметки потому уделил проблеме голубизны такое внимание, что сам... Журналист-двустволка: палит одновременно по дикому Западу и по православию. Подленько так палит -- обругать Христа или христианство трусит, а хочется, вот и кладет труп, как в "Острове сокровищ", стрелкой -- чтобы указывал в нужном направлении.

А и третий вариант: Степан Кривошеев, "Сегодня" (26.8.2000) - в отличие от "МК", указана фамилия автора, но "по этическим соображениям" не указана фамиляи Стивена. Прямо тришкин кафтан. Со слов милиции сказано о большом количестве "фотографий порнографического характера". Значит, не надписи скабрезные, а фото? Милиция, как всегда, путается, а значит, врет.


Захар Гельман (Российская газета, 30.8.2000): в Тель-Авиве поймали серийного поджигателя Ярива Брухина, который поставил себе задачу уничтожить все публичные дома горда. Просто устроили засаду во всех борделях и поймали. Четырех проституток он-таки сжег заживо. Гельман: "Тем, кто готов в достижении своих целей переступить через трупы, - верить нельзя". Гм! И это говорится в газете правительстве - между тем, как правительство, хоть российское, хоть израильское, это собрание людей, которые решились для достижения переступить.


Алдр. Иваницкий (Новые Известия, 30.8.2000) о парадоксах политики: ушел в отставку франц. министр вн. дел Жан-Пьер Шевенман (тот, который отверг германский план федерализации Европы). Ушел из-за Корсики, на автономию которой не был согласен - в отличие от премьера. На Корсике сепаратистов 15%, в остальной Франции согласных на уход острова больше - 24%. Если бы сепаратисты были в большинстве, "дискуссия сразу вышла бы за конституцинные рамки", даже отделение Корсики не поколебала бы унитаризм. А вот с повышенной автономией Корсика делает Францию похожей на Россию с нашей пестротой (Татария, где сейчас окончательно перешли на латиницу).


Людмила Прошак (Аргументы и факты, №35, 2000): о реакции людей на катастрофы. Психологи Национального ин-та психич. здоровья (США) говорят о "медовом месяце" тех, кто был рядом с катастрофой и уцелел - причем тем острее состояние необычайной гордости, чем более человек видел -- если видел фрагменты тел, то острее переживает: "На его месте мог бы оказаться и я". Счастье от жизни. Действительно, чрезвычайно редкое чувство, чаще приходящее во время болезни, чем во время формального, ситуационного "счастья" (получение премии, степени, квартиры). С другой стороны, кто был рядом с катастрофой не делается осмотрительнее, скорее наоборот -- периферийный опыт расслабляет. Приобретают чувство личной уверенности и социальной стабильности. Отсюда зеваки - пережить все это.


Приятно: не мы одни людоеды. Дуглас Стюарт, капеллан ВМЧ США в течение 16 лет (Christianity Today, интернет-версия от 27.7.2000). Защищает теорию справедливой войны. Ударна одна фраза: "Я могу представить себе христианство без военных, но не военных без христианство". В разгар боя капелан может смягчить ужасы войны. Адреса старушки-матери, однако, не оставил...

Российские новости

Акад. Алдр. Панченко (Аргументы и факты, №35, 2000, С. 3): "Самая мерзкая власть наказание от Бога дает ... когда нагрешили, ангела в президенты ждать негоже". Гм! А что, разве бывает "не нагрешили"? Впрочем, отрадно, что нашелся человек, сумевший изящно обзначить наличие в Путине бесовщины.


Чубайс договорился с Вяхиревым (Независимая газета, 26.8.2000, с. 3). Чубайс не будет требовать у Вяхирева погашения долгов, а Вяхирев не будет требовать с угольщиков погашения долгов, а угольщики не будут требовать с Чубайса погашения долгов. Только вот ребенок во Владивосток умер от игр Чубайса и Вяхирева, да экономика, где вместо денег -- прощение долгов, должна называть не экономикой, а как-то иначе. Прощелогия, например.


Эдуард Хруцкий (Московский комсомолец, 27.8.2000): бранит шестидесятников за трусость, кукиши в кармане. О себе радостно вспоминает, как он героически писал "о русского-финско-эстонской банде" уголовников 1972 г., а ему милиция очерк зарубила. Взамен ему дали ознакомиться с секретным документом, который он, отчаянная голова, теперь, в 2000-м году, решил опубликовать: 18 января 1944 г., заявление Ядвиги Иосифовны Дзержинской, внучки Феликса, на имя Берии с просьбой освободить ее мать Ядвигу Генриховну из Карагандинского лагеря у ст. Жарок. Хруцкий в 1958 г. писал репортаж в "МК" об открытии памятника, теперь призывает "не надо воевать с памятниками". То есть, если сноху палача посадили, то палач заслуживает почтения?


Читатель "Известий" (29.8.2000, с. 8) из Протвино , Г. Дерновой критикует тех, кто одобряет "масштабный передел собственности" в России (был такой опрос): "не приходит в голову простой вопрос: а что, если ... передел собственности постучится в дверь именно к ему и с завтрашнего дня его личный компьютер перестанет иметь отношение к его собственной персоне?" Характер пример софизма: ведь ясно, что вопрос был о правовой реституции. Мой компьютер куплен по закону, чего отнюдь нельзя сказать о некоторых предприятиях в современной России - нарушены были как дореволюционные, так и пост-революционные законы, и сами "приватизаторы" не отрицали, что закон не соблюдался. Вселенская смазь как средство поддержания комы, в которой находится советский человек сегодня: все плохо и все будет плохо, а хуже всего те, кто пытается что-то изменить.


Отказа в визе японцу-буддисту Юнсею Терасаве, который, начиная с Горбачева, регулярно ездил в Россию, основал тут отделение ордена Нипондзан Мёходзи. Отказали, потому что он внесен в некий "список ФСБ". Ордену мешают зарегистрироваться - сообщение Keston Institute /keston.org: "Орден получил сообщение, что его заявление о перерегистрации не рассматривалось. Заместитель директора Главного Управления Юстиции города Москвы, Владимир Жбанков объяснил в письменной форме, что решение принято в соответствии со статьей 11 пункт 9 закона 1997 года, поскольку группа не представила "полный пакет документов". ... В разговоре с Кестоном 21 июня Жбанков отметил, что Нипондзан Мёходзи никогда не будет перерегистрирован из-за "безграмотности в юридических вопросах". С некоторой гордостью он сообщил, что его управление "отказало в перерегистрации даже Англиканской Церкви, когда они не представили необходимой документации, "но как только они все сделали, мы их перерегистрировали". Хотя его управлению было известно, каких именно документов не хватает в заявлении буддистов, Жбанков сказал, что они не должны информировать об этом: "Мы не комментируем и не разъясняем закон, это не входит в наши обязанности. Мы только отмечаем, какие статьи закона не выполнены". Терасава написал открытое письмо Путину, критикуя войну в Чечне.


Евг. Кузнецов, эксперт-техник (Аргументы и факты, №35, 2000): катастрофы должны были начаться раньше -- в силу сложности современной цивилизации. Простая система сразу ломается, сложная дольше держится при поломке отдельных элементо, но затем начинается эффект домино. Правда, затем техник в Кузнецове кончается и начинается sovok: "Столичная техносфера оказалась обречена, как только исчез режим централизованного управления ею, поддержания порядка. Индивидуальный владелец завода, например, будет тянуть до последнего, чтобы сменить элементарный насос". Гм! История Sovok, кажется, убедительно свидетельствует об обратном. И Останкино выработала свой ресурс задолго до приватизации. Достаточно ткнуть пальцем в сторону захода солнца, чтобы опровергнуть идею о том, что сложная система лучше функционирует при "централизованном управлении". Прямо наоборот.


Потому как что такое sovok? Вот анонимный (!) инспектор-пожарник объясняет корреспондентам "Комсомолки" (30.8.2000): "Башня построенная 33 года назад, просто не рассчитана на такую нагрузку. А ее все увеличивали ... На каждый новый передатчик должна быть лизенция-разрешение на установку. С точки зрения закона и инструкций давать таких разрешений пожарные инспектора не имели права. Но об отказе не могло быть и речи - давление телевизионного начальства было такое..." Чем централизованнее система, тем жестче, чем жестче, тем слабее отдельный элемент - человек. Выдавливается смазка -- правовое сознание, сознание собственной чести и ответственности.


Дивные письма командира акустиков "Курска" Сергея Логинова (Комсомольская правда, 26.8.2000, с. 7). Хорошо написаны по языку, и автор симпатичен, со спокойным юмором: "Видяево -- интересная страна. Денег не дают, все друг другу должны, а пьют систематически. Что касается меня, то до спиртного у меня вообще никакой охоты нет". О возможной причине аварии: "Отстрелялись мы не лучшим образом. Вышла из шахты всего одна ракета, другие отказали. Слава Богу, это отказ был не по вине экипажа".


Наталья Шапошникова, репетитор ("тьютор") критикует новых русских и их детей: даже нанимая педагога, не умеют им пользоваться. Дети забалованы донельзя, учиться не желают, тем более, что будущее им обеспечено деньгами родителей. "Так что, когда с экрана телевизора или с газетных полос говорят о блестящем образовании, которое получают дети "новых русских", обучаях в наших и заграничных учебных заведениях, мне делается смешно" (Литературная газета, 30.8.2000). И то сказать: прошло уже десять лет свободных - должны бы появиться эти самые представители "второго поколения" нахапавших. Где они - хоть у нас, хоть на Западе? Миф о том, что дети жуликов будут ангелами, основывался на дурном знании истории и еще более дурном знании этики.


Поразительно оживленная реакция на американский фильм "Девственницы-самоубийцы". Мих. Сидлин ("Независимая газета", 26.8.2000) - скорее ругает. Лучшая реплика: "Ты никогда не был тринадцатилетней девочкой!" Спекуляции на подростковой неловкости, но неловкость еще не есть реализм. Суть фильма (школьницы убиваются) - "среда заела". Я фильма не смотрел (пока, теперь, наверное, придется - пока телевизор не работает, будет хороший бизнес у видеопроката), но само словосочетание "смерть девственницы" подымает такой мощный комплекс архетипического -- жертва, чистота, преисподняя...


Чту день субботний - иду в Кремль: на входе всматриваются - не проскочит ли иностранец по билету со скидкой (для гражданина России). Меня спросили, говорю ли я по-русски. Между тем, американца, которого я вел по "дешевому" билету, приняли за русского. В звоннице выставка христианских реликвий (в пояснительной табличке утверждают, что КПльский патриарх согласился даровать патриаршество Москве из-за обилия в ней "святынь"). Дивной красоты ложки патриархов в особых чехольчиках. И после этого современную цивилизацию упрекают в материализме! Нет, Средневековье было куда материалистичнее, только денег на "материю" было мало. Иконы, оклады, раки, кресты -- все похожи друг на друга. Словно оказался внутри комнаты из зеркал. Культура отражений - и не столько небо отражается, сколько усредненное ремесло. Вот она - подлинно массовая культура. Средневековье порождало уникальные вещи - ложь. Наоборот: оно стремилось породить абсолютно одинаковую вещь, представленную в множестве идентичных реплик, изводов, копий.

Так же в хозяйствовании. Пятнадцать лет назад в летние выходные в Кремле было не пройти от иностранных экскурсий. Сейчас - не более десяти за раз. Потому что антикапиталистическая идея есть идея феодальная. Вместо тысячи покупателей, готовых выложить цент, предпочитают сто, которые бы платили каждый по сто долларов. Идеал -- сидеть год, ничего не делая, чтобы раз в год пришел тот Единственный Покупатель, Который Заплатит Все. В результате приходят десять, платящих по доллару. Чистый убыток -- 900 долларов.


В подъезде - объявление Гл. упр. по делам ГО и ЧС МОсквы - тел. 995-9999. Призыв следить за посторонними, которые стремятся "расспросить сведения о местах, подходящих для заложения (складирования) зарядов (взрывчатых веществ)". И людей, вот так говорящих по-русски, не просто пускают в Кремль -- их пускают туда править. "При угрозе проведения теракта" - отправиться "на дачу, в деревню", "уберите с окон горшки с цветами", "отложите посещение общественных мест". За полчаса до пожара позвоните пожарным...


"Вечерняя Москва", 25.8.2000, - опрос - в чем причина августовских несчастий. Телеведущий Алексей Лысенков: "Я верующий и считаю, что Господь придумал все это ... чтобы ... указать человеку на его ошибки". Бор. Заходер: "Просто отжившие структуры продолжают отравлять своим трупным ядом все жвое. Можно ли персонализировать эти слова? У персны этой - те же инициалы, что у Господа Бога". Милый, милый Борис Заходер! А эти Инициалы опять отличились: директор чеки Николай Патрушев заяявил, что на "Курске" были два дагестанца, вот они... В Дагестане дикий шум, пресс-секретарь Чеки Зданович заявил, что Патрушева неправильно поняли, "домыслы СМИ" ("Независимая газета", 26.8.2000).


 

Хорошая новость: Савеловский суд Мосвы признал право наследников Ольги Ивинской на оставленные ей Пастернаком (и изъятые чекой) бумаги (Известия, 31.8.2000). А ведь тягаются не с чекой - с ЦГАЛИ. Позор ЦГАЛ - архив литературы и искусства, работают "образованные люди".


Судебная новость: дело против Скуратова полностью прекращено (Московский комсомолец, 31.8.2000), и теперь могут (должны) извиниться перед ним все, кто обвинял его в прелюбодеянии. Подделать пленку дело легкое, смотреть ее было вообще неприлично, хотя многие признавались без стыда, что смотрели.


Ю.Лужков (Московский комсомолец, 31.8.2000): "С одной стороны, радикал-либералы требуют отпустить вожжи. Никакой регстрации! Другие, что ли, радикал-консерваторы - давят: "Зажми все, никого в Москву не пускай!" Когда мы научимся думать срединными категориями". Можно подумать, в Лондоне есть регистрация! В 1860-м году Лужков бы оправдывал крепостное право как срединную категорию между рабством и анархией. И статья эта сопровождена фоткой: Лужков рядом с папой.


Алексей Макаркин (Сегодня, 26.8.2000) о "возрожденном" ордене св. Георгия: (1) не восстановили особый вариант для иноверцев - с орлом вместо всадника и креста; (2) орден - не путать с крестом - раньше давали всем офицерам, теперь лишь со старших начиная - продолжается раскол офицерского корпуса, корпоративные традиции офицерства забыты; (3) не восстановлены Георгиевского Думы из кавалеров ордена, утверждавшие награждения, не восстановлено участие солдатских собраний в награждении.


Только сейчас заметил: Алексей Бодров, "ректор" Библейско-богословского института, который "уже десять лет" занимается богословским образованием заявил: "Преподаватели, которые читают догматическое или систематическое богословие, есть, но живого богословия, связанного с современым миром, отвечающего на сегодняшние вопросы, конечно, нет" (Светлана Солодовник. Теология в высшей школе: надежды и опасения. - Литературная газета. 9 авг. 2000). Во-первых, институт Бодрова возник лишь в 1994-м году: Бодров тогда ушел из Университета о. А.Меня, где был менеджером, увел с собой западные гранты и основал собственное заведение. Все было сделано под лозунгом: Мень основал катехизацию для домохозяек, а нужно богословие академическое! Прошло уже много лет, уже два выпуска должно было бы быть -- сообщалось только о первом (двое человек). Идея загнулась -- потому что учитель не может быть выше учителя, а Бодров сам крестился десять лет назад, физик по профессии, и с тех пор лишь ездил по богословским конференциям как "ректор богословского института". Откуда ж у него возьмется "живое богословие"? Живой богослов ему прежде всего скажет, что не надо пыжиться, не надо пропагандировать знание древнееврейского как единственный путь к святости и т.п. Но это ему неприятно слушать - не напыжишься, грант не получишь, не будешь талдычить про древнееврейский - опять же грант не получишь и т.п. Что можно жить без грантов... Но разве это современная жизнь!

Разное

НЕ СООБЩАЕТСЯ

Татьяна Юхненко. Как оно есть. - "Приходская газета храма св. бесср. Космы и Дамиана в Шубине". №20. Июль- август 2000 г. с. 10-11.

Очерк о поездке прихожан храма к воюющим в Чечне морякам - начинается с описания взрыва в Москве в 1999 г., через месяц автор познакомился "с замечательным человеком, офицерм из Главного штаба ВМФ .. Новиковым Валерием Сергеевичем", который поддержал идею концерта ("ваши концерты как весточка с Родины"). Полетел Стас Бартенев с группой "Если. Военно-христианский союз России передал "подарки для воюющих в Чечне: моющие средства; носки; кофе; шоколад, чай - все это оказалось очень кстати". Новиков попросил привести из молитвенники. "Немного странно было это слышать из уст замполита с 30-летним стажем, пусть и бывшим, но в то же время очень приятно". Свой вклад внесла группа "Маранафа". Поехала корр. телеканала "Дарьял" Алдра Пономарева. Поездка на военном самолете в Махачкалу, в казармы.

Ездили прихожане с подарками и концертами или нет к гражданам России, проживающим в городе Грозный либо в менее крупных поселениях Чечни, не сообщается.


"Приходская газета храма св. бесср. Космы и Дамиана в Шубине". №20. Июль- август 2000 г. На с. 20 анонс "молодежного христианского журнала "Вместе", который издает "молодежь нашего прихода - ядро редакции составляет клуб "Осанна".

Что такое клуб "Осанна" и какое отношение он имеет к Церкви, не сообщается.


Ист.: "Приходская газета храма св. бесср. Космы и Дамиана в Шубине". №20. Июль- август 2000 г.

С. 9. Свящ. Александр Кузин. Стихи. "Сестре, в уныние впадающей порой".

Сестра моя, доверь свою больную душу Богу,

И Он - смирения Учитель - в смирении твоем тебя утешит.

Как сладко в Боге Жить!

А час настанет - сладко будет умереть.

Но в Боге жить - возможно, это для святых,

А нам хотя б...

Сложить нам буйны головы свои

На той дороге... к Богу.

И если встанет гордый человек,

И скажет: "В боге я, иди за мной".

Сестра, дай Боже сил сказать нам:

"Нет. Изыди, гордый дух. Иди к своим,

Куда Иуда не смирившийся себя определил, себя убив".

Кого автор имеет в виду под "гордым человеком", не сообщается.

На с. 18 описано паломничество с автором в Оптину: он служил 11 лет в Калужской епархии. Случай, о котором он рассказал паломникам: "Две нескромно одетые молодые девушки одажды заглянули в храм и никак не могли ничего увидеть в "черной доске" иконы Богородицы - "Грешницы, вот и не видите ничего", - была суровая реакция церковной бабушки, - а батюшка, слыша этот разговор, предложил им постоять да помолиться. "Я-то знал накопительный световой эффект иконы, но когда они, долго молясь перед иконой, наконец, стали прозревать лик, для них это было настоящим чудом - и слава Богу".

Что такое "нескромно одетые", не сообщается.

Ист.: "Приходская газета храма св. бесср. Космы и Дамиана в Шубине". №20. Июль- август 2000 г.


Еще в номере две полосы свящ. Алдр. Борисова о патриархе Алексии: "Перечисленные положительные стороны духовного аспекта российской жизни складывались и сохранялись в значительной мере благодаря мудрой, взвешенной политике главы нашей Церкви - Святейшего патриарха Алексия II" (С. 3) - и цитаты из изданий речей Патриарха Сретенским мон-рем игумена Тихона Шевкунова.Свящ. Ив. Власова против Ария ("Арий был посрамлен Самим Христом ... У каждого еретика есть сильная страсть, которая как туман застилает от его сердца истину ... Заморским ветром к нам занесло новых последователей Ария - иеговстов" (С. 6). С. 14 - Ольга Зайцева с обличением "богородичников" - у них на Пречистенской набережной (или недалеко) центр - и с похвалой Державной Богоматери.

Как уживается вера в "накопительные световые эффекты икон", ненависть к "чеченским террористам", иеговистам, арианам и немножко к богородичникам с публикацией проповедей о. Александра Меня (С. 1) и Натальи Трауберг (С. 15) - не сообщается.


Алдр. Архангельский (Известия, 26.8.2000, с. 8) продолжает защищать Путина. Лучший способ, между прочим - признать вину подзащитного ("Зачем было перевирать хронологию событий, "отмазывая" военных ... к чему было утверждать, что иностранная помощь была ринята сразу...") - но только чтобы похвалить еще крепче: "Но все-таки есть и иное: умение смотреть в глаза зрителю и - через камеру, помимо нее - отвечать на вопросы общества". Якобы Путин заявил, что армия должна быть компактной (кажется, все-таки ничего такого он не заявлял), после чего "он был героем дня. Он, а не бессмысленный и беспощадный следователь Волков". То есть герой не следователь, которого по указке президента выбросили на пенсию, чтобы защитить Березовского, а президент, который, допустим, заявил, что надо уменьшить армию. Но ведь не уменьшил же еще ни на полпогона! А чего стоят чекистские обещания... Но лизнуто неплохо.


Митр. Вениамин (Приморье) (Советская Россия, 26.8.2000): "Я, например, прямо заявил, что всякий архиерей, переступающий порог здания Всемирного Совета Церквей -- этого скопища разнообразных ересей и зловерий -- предает Церковь, предает нашу Россию". Гибель "Курска" - "это прямое дьявольское нападение. И цель его - подорвать саму возможность возрождения великой оссийской Державы". Против резолюции по сношениям с инославным голосовали Вениамин и еще человек семь ("я помню владыку Феодора, Василия, Сергия) воздержались"). Против экуменизма и глобализма выступил еп. Константин (Тихвинский, СПб.). Против канонизации Николая Романова - митр. Нижегородский Николай и кто-то из зарубежных. "Мы даже формального голосования не проводили". За созыв Поместного собора, против боязни мирян и "низового духовенства". "Архиепископ Аргентинский Платон (Удовенко) ... сказал, что при таком сокращении полномочий Поместного Собора мы просто лишаемся высшего органа церковной власти".


Дейч Марк. Личный контроль. - Московский комсомолец. - 2000. - 25 авг. - С. 2. [Критика властей за пассивность, в т.ч. за нераскрытое убийство о.А.; "мне посчастливилось быть одним из духовных детей о. Александра".]

 


Пример не-информации, анонимной и об анонимном: Российская газета, 25.8.2000, с. 2: на встрече с Путиным руководитель таможенного комитета Мих, Ванин заявил, что "выявлен ряд складов товаров, оформленных с нарушением таможенных правил, деньги от реализации которых их хозяева планировали передать на поддержку бандформирований в Чечне". Простая логика указывает ложность сообщения: уж если бы "планировали", то соблюли бы все правила.


Путин в интервью 23.8.2000 (Российская газета, 25.8.2000, с. 3): "в первых рядах защитников моряков как раз и оказались те люди, которые длительное время способствовали развалу армии, флота и государства. Некоторые из них даже по миллиону собрали. ... Лучше бы они продали свои виллы на средиземноморском побережье Франции". Еще один пример пропаганды без имен, а кстати и демонстрация логики Шариковых: богат укравший. На самом деле, все богатства олигархов меньше тех миллиардов долларов, которые были потрачены на строительство "Курска". Крадущий всегда беднее производящего по той же самой причине, по которой черепаха не догоняет Ахилла. Большевизм есть попытка отобрать у вора дубинку и ею строить дом.

И он же на встрече в Видяеве (Новые Известия, 24.8.2000, с. 4): "Газеты и прочие защищают интересы тех, кто их содержит. Эту трагедию они подло использовали, чтобы свести счеты с власть. Профессионалы-журналисты в своей среде это не скрывают и нагло, цинично обсуждают это между собой... Они хотят доказать власти, что мы в них нуждаемся, зависим от них ... А все почему? Потому что мы прижали их... За то, что они обворовывают страну, армию и флот".


Из затерявшегося, но выдержавшего проверку временем: Александр Тарасов (Новая газета, 14.8.2000, с. 8): "Путин ... встречается со студентами и говорит о том, что государство обеспечит молодых лучшим будущим и т.п., - а затем ликвидирует Государственный комитет по делам молодежи (что означает резкое снижение государственного финансирования молодежных программ). Путин встречается с учеными .. а затем ликвидирует Министерство науки, что опять-таки, по общим правилам российской бюрократии, означает, что будет резко сокращено финансирование наук. Путин встречается с деятелями кино ... а затем упраздняет Госкино (и бедные одураченные кинодеятели в панике собираются на митинг протеста)". Теперь можно добавить: Путин принимает звание почетного подводника и... Кстати, почему "подлодка", а не "подводка".


После взрыва на Пушке префект Центр. округа Москвы Александр Музыкантский сказал в прямом эфире ОРТ: "Пора прекратить разговоры о свободе передвижения, о незаконности регистрации - мы живем в столице воюющего государства" (Новые Известия, 28.8.2000).


О войне в Чечне. Мне пишут, что в интернете ее обсуждение необходимо происходит анонимами, такая специфика. Мне думается, нет у интернета такой "специфики" - анонимность. Есть нравственная невоспитанность и интеллектуальная подслеповатость. Нравственно - человек должен отвечать за написанное. Интеллектуально - сообщение без подписи, без своего имени, без имени другого («а вот один американец..,») - это не информация. Даже если это точное сообщение, анонимность его обесценивает, делая негодным к употреблению. Христианство долго жило в условиях анонимности (Средневековья), но в конце концов породило и личность, и сознание личной ответственности за сказанное. Интернет не сообщает анонимности нового качества. Невежливо анонимно писать и в газету, и в интернет. Обычно это проявление обычной гордыни: я пишу не от себя, моими устами глаголет Истина (народ).

Другое дело, что интернет освобождает от обязанности играть роль. Тот же корреспондент пишет: «В "обычной жизни" одной из движущих сил в человеке является стремление к приличию, стремления выглядеть хорошо и быть уважаемым. В реальной жизни человек поступает, во многом исходя из того, что о нём подумают. В Интернете этого нет. Можно читать сайт "Соборность" и потом пойти на порносайт».

Наблюдение точное. Но и здесь интернет лишь доводит до предела то, что заложено в обычной книге, что заложено в любой интеллектуальной активности. Глядя на любого прохожего, невозможно сказать, не занимается ли он в сердце прелюбодеянием, да еще, возможно, лично с тобой. Поэтому и в «реальной жизни» столько цинизма - как решимости упразднить презумпцию невиновности, заранее предполагать худшее. Отсюда стремление в библиотеке создать спецхран. Результат известен: невычитанное в запрещенном «Плейбое» вычитывают в Мопассане. Запрети Мопассана - вычитают разврат в «Песне Песней», в статуе пионерки с горном, да в одном указательном пальце, в конце концов.

Ханжеская религиозность очень цинична и во всем подозревает зло, потому что по опыту знает возможность превращения всего во зло. Эта религиозность без чуда не переходит в религиозность подлинную, покаянную, знающую настоящую тайну зла -- зло не есть объект, зло есть субъект, и этот субъект -- всегда я, никогда не другой. Когда приходит покаяние, когда хочется сказать: «я хуже всех людей» -- это уже не цинизм. Цинизм антимистичен, покаяние мистично. Цинизм озабочен количеством, покаяние - качеством. Множество чужих грехов уступает одному моему как «что» уступает «как».

"Обезличивание" человека интернетом есть лишь доведение до предела того, чем в течение тысячелетий жило человечество. Само слово "лицеприятие" означает ведь внимание отнюдь не к личности, даже не к лицу. Смотрят на то, как одет человек, к какому социальному слою принадлежит, какой располагает властью. Это "личиноприятие", даже "обществоприятие". Хуже любых взрывов, пожаров, болезней (и причина их) -- то, что люди не желают и не умеют быть собой. Все пыжатся, напускают на себя важный вид и принимают напыщенный вид, лицемерие окружающих, чтобы те приняли мое лицемерие. Какое же это жалкое, смешное зрелище -- мы все, взрослое человечество: держимся с достоинством, хотя на лице у каждого написаны все его пороки, ничего не скрыть. И еще браним тех, кто пытается обеспечить тайну греха!

И далее мне пишет тот же автор (не имею разрешения указать его имя): «С одной стороны, нам всем в глубине души хочется жить в правовом государстве, поэтому любые анти-чеченские прецеденты порядочных людей возмущают. С другой стороны, мы плохо информированы, поэтому не можем объективно оценить ситуацию».

"Объективно оценить" военную или экономическую ситуацию в Чечне мы не можем, но мы вполне можем "объективно оценить" нравственную ситуацию, ибо мы все достаточно информированы о том, что такое коллективная и личная ответственность, что такое пределы необходимой самообороны. «Естественный закон, написанный в сердце», скребет нашу совесть. Потому так оголтел наш милитаризм, все эти рассуждения о страданиях заложников: глушат совесть воплями как водкой.

Утверждение, что все русские хотят жить в правовом государстве, мне кажется неточным. И здесь выше биологического не поднимаются. Хотят жить хорошо - но хорошо для себя более, чем для ближнего, и право понимают как защиту себя и своего понимания истины. А это принципиально неверная позиция, как раз противоречащая праву.


Two Schools of Desire: Nature and Marriage in 17th-Century Puritanism

by Belden C. Lane, St. Louis University - Сhurch History: Studies in Christianity & Culture. Vol. 69 No. 2, June 2000. Cтатья посвящена "августинской духовности" английский (и "американских") пуритан 17 в. - в благочестивой лит-ре они использовали пышные, сочные эротическое образы для описания завета с Богом. Сексуальное влечение в браке и красота природы - две "школы" почитания Бога. Концепция Emmanuel Levinas - неудовлетворенное желание отсутствующего. Использование Песни Песней. Статья написана ради обнаружения корней экологизма. Значит, Донн был не одинок - впрочем, и пуритане, скорее всего, подражали "большой культуре" Англии той эпохи. См. Шекспир, в конце концов.


Marriage in Medieval Culture: Consent Theory and The Case of Joseph and Mary

by Irven M. Resnick, University of Tennessee at Chattanooga - Сhurch History: Studies in Christianity & Culture. Vol. 69 No. 2, June 2000.

Реформа брака на Тридентском соборе. Понимание брака и слишком простое (духовенство как бы отстранялось от реализации брака), и слишком сложное (требовался и брачный договор, и обмен собственностью, и сексуальный акт). Церковная власть пыталась сделать единственной уважительной причиной брака взаимное согласие, что ограничивало власть глав семей - и расширяло власть Церкви. Брак совершается через сексуальные отношение. Но богословы часто ограничивали роль секса - ведь матрицей служил брак Иосифа и Марии, в котором брак был при наличии лишь свободного согласия сторон. По-моему, Церковь и внесла свою лепту в индивидуализацию общества, разрушая власть рода.


Я уж испугался: мне позвонили из православной телепрограммы "Канон" (5-й канал) и попросили об интервью в связи с итогами соборами. Программа делается Отделом внешних сношений Патриархии. Неужели я не прав и в этом отделе работают люди, способные выслушать и дать послушать другим точку зрения, отличную от своей? Нет, слава Богу -- девушка сегодня утром позвонила и сказала, что "по техническим причинам" съемка состояться не может. Все стало на свои места. Надеюсь, что ей не слишком попадет за то, что она ко мне обратилась - ведь наверняка по неведению.


Приходская газета храма свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине. Специальное приложение. Пасха 2000. С. 2: "Община храма святых бессребников Космы и Дамиана - живая и деятельная, открытая жизни и часто бесстрашно и по-настоящему самоотверженно идущая навстречу самым острым и болезненным ее проблемам". Гм! Сам себя не похвалишь, сидишь как оплеванный. Вот после этого начинаешь ценить православные молитвы, где мухи отдельно, щи отдельно, славословия - в акафистах, Богу и святым, а себе -- антиславословия, пусть даже и чрезмерные на первый взгляд.

Группе прихожан, помогающих в больнице, выделял деньги ОНЭКСИМ-банк. Теперь мы знаем, что это была благотворительность не за счет прибылей банка, а за счет вкладчиков, которых затем обобрали, уйдя от ответственности.

Далее

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова