Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

Со 2 по 8 декабря 2000 г.

К оглавлению "Дневника литератора"

К предыдущей главе


Иностранные новости

В Англии арестовали сразу троих русских за ловлю карпов - они поймали и убили рыб, а у англичан рыб ловят, а потом отпускают (Иностранец, 5.12.2000). Это Христос англичан научил: ведь и ловить человек нужно не для того, чтобы их убить, хотя некоторые именно так с обращаемыми поступают.


В Грузии возмущены введением визового режима Россией. Во-первых, п.ч., говорит Теймураз Стуруа, это никак не поможет борьбе с террористами: "чеченский террорист может с территории Грузии свободно переехать, например, на Украину и оттуда, не оформляя визы, попасть в Россию". А введение "льготного режима" для абхазов и осетин... Так ведь и Грузия может ввести "льготный режим" для Чечни (Иностранец, 5.12.2000).


В Канаде на досрочных парламентских выборах победили либералы. В числе причин победы Вл.Михайлов (Иностранец, 5.12.2000) называет смерть лидера либералов Трюдо, "которая привлекла к либералам дополнительные симпатии избирателей". У нас говорили, что смерть Сахарова стала одной из причин неудач демократического движения. У них - симпатизируют потерявшим лидера, у нас — отворачиваются от пострадавших.


Митр. Иоанн Зизиулас (Русская мысль, 30.11.2000) о разделении христианства: "Положение православной диаспоры в ХХ веке — это прямое, открытое нарушение принципов православной экклезиологии".


Хуан Кобо (Московские новости, 28.11.2000): в Испании 22.11.2000 убили бывшего министра здравоохранения, славившегося порядочностью Эрнеста Люка - убили баски-террористы. При жизни Люк призывал вести с националистами переговоры, тогда как правительство ведет курс а ля Кремль. Но после смерти Люка в Барселоне прошла демонстрация, призывавшая начать с басками переговоры, выполнив волю Люка. Его собственные дочери несли транспарант "За диалог!" Смерть миролюбимого человека побудила к большему миролюбию других. Объединились прежде конфликтовавшие друг с другом политики.


Очерк Дины Рубиной об Испании (Книжное обозрение, 4.12.2000), как всегда, очарователен по языку, но по сути непривычно пошловат: словно герой из "Чонкина" она перечисляет, кто именно из испанцев был на самом деле евреем. Тереза Авильская, Колумб (ставил на письмах сыну еврейские буквы, обозначающие "Барух Ха-Шем", "Славен Господь", важнейшие даты записывал по-еврейски, подчеркивал, что отправился в Индию в тот же самый месяц, когда началось изгнание евреев (причем, подчеркивал это в письме королю). Эль Греко был женат на еврейке, возможно (жил рядом с еврейским кварталом, венчан не был). Веласкес скрывал свое происхождение, был презираем аристократами. Ну таки и что? Это так же пошло, как смотреть, кто из ученых был христианином. В любом случае, сравнение идет по вторичному признаку - а зачем превращать то, что нам дорого, во вторичность? Впрочем, все причитания Рубиной искупаются фразой:

"У меня насчет шедевров религиозного христианского искусства было свое, тихое, но твердое еврейское мнение. ... Иисус парит в воздухе, раскинув руки, словно увидел кого-то родного и жаждет принять его в объятия. Кажется, вот-вот воскликнет что-нибудь вроде: "Мойшеле, кинделе, беги сюда, поцелуй скорей дядю Ешке!"

Вот это подлинно новое о Христе. Меня тут хотели оскорбить, назвали полужидом в связи со статьей о лагере Тухоля, но, во-первых, в этой системе координат я круглый жид, во-вторых, благодарение Богу за это! Может, мне эмоционально легче соприкоснуться с Иисусом настоящим, не богословским. Хотя, думаю, не обязательно иметь мать еврейку, чтобы почувствовать: а ведь Иисус -- не только рублевский Спас, Он еще и, может быть, прежде всего "дядя Ешке". Ну что, дети к Нему когда приходили, путаясь в ногах у апостолов и лишая их остатков спасения -- они что, шли к Спасителю? ручку поцеловать? Ждите! Они шли к доброму дяде Ешке, поиграть с Ним. И пока не будем как дети, как жиденки, пока не укоротим свои бороденки, дядя Ешке будет не с нами.


Бегство перуанского президента Фухимори само по себе сказочное происшествие. Видимо, по мере глобализации таких приключений будет все больше: очарование власти развеивается, обнажается ее суть, не слишком возвышенная. И слава Богу! Но очаровательнее всего, что премьером назначен Перес де Куэльяр, который в 1995 году проиграл на выборах Фухимори. Бор. Туманов: "Главным человеческим достоинством де Куэльяра считается неизменное и невозмутимое спокойствие" (Новое время, №48, с. 47). Эх, почему я не Куэльяр. Или хотя бы, на худой конец, Перес.

Леонид Велехов (Итоги, 28.11.2000). "Фухимори ... сумел справиться с истерзавшими Перу в 80-е годы гиперинфляцией и террористами из "Сендеро Луминосо" и хоть немного, но модернизировал страну, проведя электричество и водопровод в глухие андские поселки. Хотя ... страна осталась в 90-е годы почти такой же бедной, как была ... Фухимори занялся исключительно самообогащением и погряз в коррупции, а непомерные расходы на содержание опоры режима - армии и плиции - опустошали и без того тощую казну. ... Разгромив "Сендеро", Фухимори и его люди не тронули наркобизнес, а взяли его под свой контроль".

А я путаю Перу с Аргентиной, хотя с Россией намного ведь больше сходства. Если заменить Сендеро - компартией, наркобизнес - совковой одурью, террористов -- а террористов можно и не заменять, равно как и с гиперинфляцией все так же у нас произошло. И комплекция у вождя похожая, сухонькая...


Адвентисты из Туркмении (через Барбару Бейкер в Стамбуле) сообщают: в Ашхабаде чекисты (тут они КНБ) арестовали четырех протестантов : Батыр Нуров, 23 лет, Бабамурат Гаебов, 27, Шохрат Пириев, 27 лет, Умит Кошкаров, 25. Пириев - пастор. Их три дня пытали (электрошок, "слоник"). 24.11.2000 судили и отпустили, причем официально было объявлено, что их освобождают, поскольку они принес добровольно "дар президенту Туркменистана". Взяли подписку - все обязаны уехать из Ашахабада по месту официальной прописки, в другие города. Одновременно американку Линду Бакли (Buckley), протестантка, живет в Казахстане, остановилась у Нурова, обвинили в распространении запрещенных христианских видеофильмов (увы, она ничего такого не хранила и не раздавала). В Туркмении считается контрабандой и Библия не "того" издания. Ашхабадская газета "Адалет" заклеймила Пириева "преступником" за "подпольную раздачу религиозной литературы". Официально в стране имеют право существовать лишь мусульмане-сунниты и представители Московской Патриархии. За последние два года выслали всех иностранных миссионеров, разрушили два кришнаитских храма, одну протестантскую церковь.


Викт. Костюковский (Новые Известия, 2.12.2000) - отличный очерк об Эстонии. Харри Тиидо: "Эстонцы медлительны и задумчивы, прагматичны ... во всем сомневаются. Типичный эстонец - это такой человек, который утром долго рассматривает себя в зеркале, а потом говорит: "Нет, не верю!". Костюковский о слухах, что эстонцы повышают свое благосостояние, подкупая российскую номенклатуру: "Правдоподобно. Но мне кажется, что эта проблема - она в большей степени наша, чем эстонская. Потому что, хотя взяткодатель и взяткополучатель одинаково отратительны, согласитесь, есть и некоторая разница. Один платит - за интересы своей страны. Другой берет - поступаясь интересами своей". Впрочем, наши патриоты, блокируя торговлю с Эстонией, уже добились того, что она развернулась на Запад и в результате эстонцы стали повышать качество своей продукции.

Тиидо рассказывает, как на одном семинаре в России его спросили, любит ли он Россию. Тиидо ответил нет, и тут же сделали вывод: "Среди нас человек, который ненавидит Россию".А на самом деле, просто эстонцы не любят произносить слово "любовь".

Неэстонец в магазине пытается объясниться на ломаном эстонском языке. "Кафарите по-русски, - просит продавщица, - я путу понимать". - "Ну уж нет, - отвечает он, - мы тридцать лет терпели ваш русский, теперь вы потерпите наш эстонский".


Совсем советская журналистика: Надежда Спиридонова (Независимая газета, 5.11.2000) плачет о страданиях палестинцев, которых евреи бомбят, а на осколках снарядов "явственно прочитывалось клеймо "Сделано в США". Отличие в другом: она еще сокрушается, что страдает Вифлеем, тут отменили прием туристов на Рождество.

 


 

Российские новости

Интервью с Юр.Носковым (Новая газета, 27.11.2000). Призывает уважать ислам. Но интересно, как его представили: "военный религиовед". Фельдфебеля в Вольтеры дам! Полная титулатура: "Профессор Академии военных наук, доцент Военного университета Минобороны РФ, председатель общеуниверситетской комиссии по религиоведению, капитан первого ранга". Как говаривал Лесков, "каких только людей у нашего царя нет..." Ответ на этот риторический вопрос, кстати, прост: нет просто людей, потому что человек как таковой не может быть у кого-то. Ни у Военного университета, ни у...


"Пост связан ... с воздержанием от страстей и пороков, от супружеской жизни ... телевизора" (Евг. Стрельчик, Вечерняя Москва, 28.11.2000). Перечитал эту банальную формулировку - все-таки что же это за язык такой. Можно спорить, нужно ли в обязательном в порядке воздерживаться от секса, но как вообще можно "воздерживаться о супружеской жизни". Что, супружеская жизнь - только секс? А "увеселительные и зрелищные мероприятия" - только телевизор? А газета, в которой работает Стрельчик - не мероприятие, не увеселительное? И тысячу лет назад такая позиция была ханжеской, а теперь она стала ханжеской вдвойне. Нет, втройне. Ну, в два с половиной раза.

А свящ. и с. Заозерье Моск. обл. Сергий Николаев в "Труде" 29.11.2000 все то же излагает вообще изумительно - набор диких суеверий, снабженный ссылками на анонимных "врачей" и "знакомых". "По свидетельству врача, практикующего уже более сорока лет, дети, зачатые в пост, с большим трудом поддаются лечению. Такие наблюдения есть и у других медиков. Приходилось слышать мнение, что "постовые" дети труднее воспитываются. Кстати, Иуда Искариот, по преданию, был зачат в пост".

А одновременно в храме Христа Спасителя зал церковных соборов "будет переоборудован в ближайшее время для прослушивания филармонической музыки" (Вечерняя Москва, 1.12.2000). А уж "филармоническая" музыка - значит, и вполне светская, во всяком случае не "православная". То есть, слава Богу, что будут хорошую музыку в хорошем месте исполнять, но что же наши ханжи молчат?


В Александро-Невской лавре прошла конференция, где православные сектоборцы объединились с казенными. В т.ч. "главный психотерапевт Минздрава России профессор Борис Карвасарский признался, что хотя он тоже воспитан в атеизме, это не помешало ему оценить всю психотерапевтическую мощь святой молитвы и целебного Завета [sic]". Минздрав готовил проект закона "Об оказании психотерапевтической помощи", "свои предложения в него внесет и Православная церковь" (Викт. Волошина, Известия, 4.12.2000). И я даже знаю пару людей, которые по доброте своей не преминут вызвать ко мне Карвасарского, чтобы меня госпитализировали и святой молитвы исцеляли от элефтерофилии.


27.10.2000 в Москве прошло собрание Опричного братства во имя св. Иосифа Волоцкого. Критиковали "жидовствующих", экуменистов, защищали свастику. Выступал гл. ред. газеты "Правое сопротивление", сотрудник кафедры новейшей истории России МГПУ Алдр. Елисеев с призывом создать православный монархо-фашизм (Анд. Семенов, НГ-религии, 29.11.2000).


Новояз: Министр ВД Вл.Рушайло в Новосибирске "подчеркнул необходимость нейтрализации сект" (Российская газета, 29.11.2000).И он же 3.11.2000 выдавал премии МВД писателям и пр. (статуэтка святого Геория, деньги) - наградил и еп. Савву Красногорского (Сегодня, 4.11.2000). И - берут! Георгий Жженов взял. А ведь Жженову 84 года, ему бояться нечего. В ГУЛаге отбыл свое. Но - взял. А к епископу у меня претензий нет.


Н.Ратников (Радонеж, №107, 2000, с. 9): критика властей Челябинска за конференцию по свободе совести, где не травили иноверцев и где в защиту свободы совести выступал М.И.Одинцов, вел собрание М.И.Сляднев, координатор Совета до религиям и культуре при мэрии города. Ратников особенно возмущается иеговистами.


Анд. Бильжо в "Вечерней Москве" (29.11.2000): "Почему в стране восстанавливаются ... храмы, и уже каждый второй с крестом, а крови все больше и больше ... Может быть, грешить легче, когда веришь?" Когда веришь в коммунизм - да, грешить легче. Когда веришь в Христа - но, кажется, никто не обвинял Путина в таком преступлении. Он всего лишь ЦК - "церковный человек".

Если всерьез, то Искандер писал: "Дружба не любит, чтобы ее пытали, это ее унижет и обесценивает. Если дружба требует испытаний, то есть материальных гарантий, то это не что иное, как духовный товарообмен. Нет, дружба - это не доверие, купленное ценой испытаний, а доверчивость до всяких испытаний, вместе с тем это наслаждение, счастье от самой полноты душевной отдачи близкому человеку" (Летним днем. В: Рассказы. Повесть. Сказка. Диалог. Екатеринбург: У-Фактория, 1999, с. 64). Поэтому, чем легче грешить, тем дальше мы от веры. Поэтому Иисус учил просить: "Не введи нас во искушение". Испытания мы и не выдержим, и не нужны в дружбе испытания, а во Христе мы уже не рабы, а друзья Богу. Но и мы Бога, конечно, тоже не должны испытывать, а грех есть испытание Божьей дружбы с нами.


Митр. Нижегородский Николай Кутепов заявил, что архим. Данилова мон-ря Алексий Поликарпов 10.10.2000 похитил мощи св. архим. Георгия Лаврова, вырыв их могилы в Нижнем и увезя в Москву без его разрешения. Он назвал такой перенос останков "воровским действом, которому нет какого-либо объяснения". Он заявил, что у него не просили благословения на такой перенос мощей. Поликарпов заявил, что приносит извинения митрополиту, но при этом отметил, что имел благословение патриарха, поэтому все по канонам. Мощи перенесены в Данилов (Вечерняя Москва, 31.10.2000). Стоит отметить, что Поликарпов не заявил, что просил благословения у Кутепова. Налицо яркое проявления папизма: мнение местного епископа игнорируется, поскольку есть разрешение патриарха.


А.Дворкина попытались не допустить к выступлению в Екатеринбурге, в гос. ун-тете - но сдались. Дворкин закричал о цензуре, пресса подняла крик: "ведущий российский сектовед" ограничен в правах (Софья Смолина, Известия, 10.11.2000).


Д.Котов (Православная Моква, №230, окт. 2000, с. 11). Об опросе военнослужащих об отношении к исламу и религии. Лишь 5% военнослужащих считают, что "беседы священнослужителей с личным составом могли бы принести пользу". И 46% за резкое противостояние "попыткам проникновения ислама в военные коллективы", видят в исламе "дестабилизирующий фактор" 82%.


Cекретарь еп. Августина Львовского Викт. Степ. Кулакевич: "Церковные каноны не одобряют азарт, моменты состязательности, без которых немысли спортивный успех" (Труд, 12.11.2000).


Отзывы по истории возврата гимна. "За" - самое яркое выступление Александра Архангельского (Известия, 6.12.2000): "Президент и впрямь совершил свой выбор в пользу большинства народа. По той же причине он притормаживает намеченное было либеральные реформы (народ не поймет). Он искренне отождествляет себя с народом, чье мнение для него, человека церковного, весомее даже мнения патриарха. А позиция интеллигенции, которая дискредитировала себя трастовым соучастием в политической игре Березовского, Путина, похоже, больше не интересует".

Стоит напомить, что против возврата гимна протестовал, к примеру, свящ. Александр Борисов, который (а) уж верно не меньше церковный человек, чем Путин, (б) уж верно интеллигент (в) и тем не менее никак не участвовал соучастием в играх Березовского, а потому дискредитирован не был. Кажется, среди подписантов вообще нет ни одного "человека Березовского". Разве что Плисецкая?

Архангельский: "Это не реставрация. Это обезличенный, а потому безвольный выбор большинства, всего лишь озвученный человеком, который призван навязывать свою волю истоии. Если ничего не переменится, нас ждет не реваншизм, а болото". Как будто в прошлом - не болото! Именно болото и берет реванш, и довольно кровавое болотце.

Впрочем, стоит напомнить, что Путин был и избран меньшинством народа - 52% от менее половины избирателей. Впрочем, незаконно его избрание не поэтому, а потому, что выборы были фальсифицированы региональными баронами Татарии, Калмыкии, Дагестана, да и других областей.

Примечательно, что в эти же дни Центризбиркам под разными формальными предлогами отказался проводить референдум по экологии - а ведь собрали два с половиной миллиона подписей, после отбраковки осталось миллион восемьсот тысяч. (Отбраковка на таком уровне: человек написал, что он из Тулы, но не написал, что из Тульской области, значит, голос не засчитывается. Это вам не Флорида!) Вот это — голос народа. А "большинство за гимн" — не из референдума, а из сомнительных опросов. Всем этим говорящим от имени народа самое страшное — чтобы народ реально высказался.

А вообще жалко Архангельского безумно. Как его насилуют! Вот еще 29 ноября он критиковал советский гимн, истоловывал позицию Патриарха в том духе, что Святейший против музыки Александрова - а теперь вынужден защищать эту самую музыку как проявление всенародной воли. Лучше советский гимн, чем интеллигенция.

За гимн выступила Московская Патриархия (о. В.Чаплин от имени Патриарха, Сегодня, 6.12.2000). Смело выступил против Чубайс, заявив, что Путин может искупить свое решение тем, что вынесет тело Ленина из Мавзолея. Подумайте, какая связь! А что, вынести тело и оставить несоветский гимн — слишком смело? Самый большевизм: утверждать, что извинения за одну гадость компенсируют другую. Если я извиняюсь, что убил человека, то получаю право совершить прелюбодеяние. Или, скорее, два прелюбодеяния.


Московские телефонщики (Литературная газета, 6.12.2000), известные своей бескорыстностью и честностью, провели опрос неких неназванных экспертов о том, какие сайты самые "информационно опасные". Между террористическими и порнографическими сайтами оказались сайты "тоталитарных сект". Первый зам МГТС Семен Рабовский: "Важно ... найти социально адекватные методы противостояния".


Семен Казовский (Новые Известия, 6.12.2000): очерк о еп. Саратовском Александре, у которого конфликт с местным губернатором Аяцковым. Епископ слишком строптив, отказывается соблюдать декорум — посещать номенклатурные пьянки.


Разгон торговцев антиквариатом на Измайловском рынке: мол, есть закон, запрещающий продавать иконы, монеты и все, что старше полувека, не в антикварных магазинах. Арестована пенсионерка, продававшая гитлеровские монеты со свастикой - кроме штрафа, ее будут судить "за распространение фашистской символики" (Вечерняя Москва, 5.12.2000). А в "Московском комсомольце" (29.11.2000) А.Минкин обличает государственный антисемитизм и нацистские симпатии наших чиновников — дешевый антифашизм с обоих сторон. Фашистам выгодно, когда за свастику щучат нумизматов, а не фашистов, и когда антифашизмом занимается литератор, воспевавший чекистов.


Горсуд Питера подтвердил приговор районного: министр по атомной энергии Адамов должен выплатить экологу А.Никитину компенсацию за публичное обвинение в шпионаже (Иностранец, 28.11.2000). Отдельно суд обязал питерскую телекомпанию опровергнуть сообщение, будто именно деятельность "шпиона Никитина" позволила НАТО начать бомбежки Югославии, продемонстрировав беспомощность России.


Ольга Волкова (Иностранец, 28.11.2000) критикуют спекуляции на тему демографического кризиса: "Конечно, куда удобнее заботиться о еще не родившихся детях ... Что же до уже рожденных — то чего с ними возиться? Обратно жтиуже не рассосутся".


Вяч. Басков (Общая газета, 30.11.2000): в России по зарубежной статистике 7-8 млн. безработных, из них лишь 1 млн. сумел зарегистрироваться. Соответственно, лишь этот миллион официально составляет число безработных.


Анд. Коротков, нач. департамента правительственной информации (Независимая газета, 29.11.2000): в России интернет должно развивать правительство. "Право на доступ к Интернету долзжно быть у каждого того желающего". Но частники, видимо, с этим не справятся: "Правительство сегодня обязано взять на себя функции аппарата "искусственные легкие" и не отключать нас от этого аппарата до тех пор, пока наши "информационные легкие" не заработают сами". Еще один образ нашала себе паранойя патернализма!

Публикация писем К.Леонтьева (Независимая газета, 1.12.2000, "Хранить вечно", с. 10). В т.ч. Победоносцеву 27.05.1880 пишет с просьбой денег на издание "Варшавского Дневника": "Для поддержки органа, который Вы сами признаете за самый прямой в защите глубоко потрясенных охранительных начал отчизны нашей. Какая-нибудь незначительная сумма тысяч в десять (или даже меньше) дала бы редакции возможность передышать до зимы во все время летнего застоя". Сравнивает издание с боем: "Если бы в то время, когда [Скобелев] переходил Балканы почти без провианта и обозов, кто-нибудь сказал бы:

- Не надо поддерживать его потому, что это слишком смело".

Не было тогда аппаратов искусственного дыхания!

Из того же письма: "Лучше бы было, если бы никто не хвалил статей наших, если бы никто не пробуждал бы нашу энергию и нашу веру в отчизну, в которую мы оба верить совсеем было переставали; тогда бы мы знали, что ждать успеха для доброго дела в наше время нельзя Жить самим нашлось бы чем с Божьей помощью и помимо этого бремени: но каково же видеть, что над всем охранительным и народным лежит какое-то рокоеовое проклятие неудачи... Тут и слез мало... тут надо волосы и одежду на себе рвать и сокрушаться о том, зачем родился русским в такое время".


Мэрия Москвы ужесточает правила прописки - увеличивает количество метров, которыми нужно обладать, чтобы прописать родственника, запрещает прописывать тещу и пр. Однако, "расширен особый список категорий населения, имеющих право на регистрацию на площади любого размера: теперь, кроме военных, контрразведчиков, налоговиков и работников прокуратуры, в этот перечень попали сотрудники Главного управления спецпрограмм президента РФ, а также службы спецобъектов при президенте" (Вечерняя Москва, 5.12.2000).


В мире 8 млн. заключенных, в России один миллион. При этом мы - сороковая часть человечества. Нас обгоняет лишь США - у нас 650, у них 710 зэка на сто тысяч жителей (Георгий Целмс, Новые Известия, 28.11.2000).


Еще одно ограничение свободы: принято постановление правительства: министерство экономики должно проверять все зарубеные гранты, "устанавливать соответствие заявленных проекто ви программ технической помощи национальным приоритетам". Серг. Григорьянц, правозащитник, поясняет: будут решать, пропускать грант или он противоречит "приоритетам".


Анат. Беляков (Комсомольская правда, 5.12.2000) - полосный хвалебный очерк "Хозяин тайги" о Сергее Собянине, мэре Когалыма, руководителе Ханты-Мансийского округа, ныне первого зама представителя Президента по Уралу. А вот как начинал: молодой специалист, комсорг цеха — всего полтора года, потом в райкоме в Челябинске, с 1988 замзава в Ханты-Мансийском окружкоме КПСС. А в Чечню назначен бароном Вл. Елагин, в 1990 г. "избранный" первым секретарем ЦК ЛКСМ России (Московские новости, 5.11.2000).


Дм. Орешкин (Московские новости, 5.11.2000): "Жеребячья радость после крушения одряхлевшей пирамиды КПСС быстро испарилась от созерцания 89 пирамидок, выскочивших взамен на юном лице российской демократии. России сегодня необходима управляемость — хотя бы для отражения растущей угрозы с юга". И деликатно спрашивает: а вдруг Путин не такой хороший, как кажется? Не многовато ли у него полномочий? Мило, только настораживает - неужели автор себя называет глуповатым жеребцом? Если да, то молодец, если других... вот это — насчет того, что России необходима управляемость. Может, все-таки что-то другое?.. Может, управляемость — скорее порок? Свидетельство того, что мир воспринимается в искаженном свете - выбирать-де надо между централизованным злом и децентрализованным?


Юр.Щекочихин (Новая газета, 4.12.2000) кается: не защитил подполковника из Реутова Алексея Астафьева, который сообщил в газету о наезде чекистов на НТВ (домогались компромата на сотрудницу). Теперь Астафьева уволили.


Хорошо моим единоверцев. Они - соль земли. А я - перец земли, если не желчь.

Многих будоражит возвращение советского гимна. Волк сбрасывает овечью шкуру. Для не волков это скорее неплохо.В "Известиях" от 5.12.2000 на первой полосе крупно коллективное письмо против гимна. Очень холопского характера: царь, государь, смилуйся, пожалуй, не вели нас гимном иметь, вели нас иметь под Глинку, пожалуй нас хотя видом либерализмы ради нашея кротости и недрыгания. Против бомбежек Грозного эти люди не выступали. Первая из подписей свящ. Алдра Борисова. Господи, за что!


Меня спросили о том, увеличится ли разница старого и нового стиля с Новым Годом. Отвечаю:

С наступлением 2001 года разница между старым и новым (григорианским и юлианским) стилями не изменится и составит прежние 13 дней. Дело в том, что вся суть реформы, проведенной папой Григорием XIII в декрете 1582 года, заключается в исключении некоторых годов из числа високосных (а 5 октября 1582 года было объявлено 15-м октября — чтобы ликвидировать накопившееся различие). Таким образом ликвидируется некоторый "излишек", образующийся в юлианском календаре (предыдущий, египетский, был коротковат, образовывалась "недостача" - чтобы ее покрыть, Юлий Цезарь и ввел 29 февраля по високосным годам). "Високосность" до этого определялась про сто: делятся последние две цифры года на четыре или нет. По григорианскому же календарю не являются високосными и те года, у которых последние две цифры нули, но первые две не делятся на четыре. Отсюда и расхождение старого и нового стиля — лишний день образуется в 1700, 1800, 1900 годах, когда по старому стилю прибавляют 29 февраля, а по новому — нет. А вот 1600 и 2000 годы високосные и по старому, и по новому стилю. Так что на четырнадцать дней разница между старым и новом стилем возрастет лишь после 29 февраля 2100 года. Но, будем надеяться, к тому времени даже самые пламенные сторонники святости старого стиля поостынут.


Дивное слово придумала Юлия Калинина в связи со скандальным думским голосованием (президент "заставил" депутатов одобрить третий срок для номенклатурных баронов - как будто кого-либо в этом мире можно заставить). Свой фельетон она назвала "навсегдатаи" (Московский комсомолец, 2.12.2000). Она подмечает: сила президента в том, что свою слабость он маскирует, меняя правила игры. "Шаймиев не желает уходить в отставку? А мы специально для него изменим закон, пусть остается президентом. Радио "Свобода" защищает чеченцев? А мы пересмотрим статус иностранных журналистов, чтоб вообще не могли у нас работать. Главный раввин не желает отречься от Гусинского? А мы назначим второго Главного раввина".


А.Архангельский продолжает опускаться: напал-таки на вдову Сахарова за то, что она приняла деньги у Березовского на Сахаровский центр - создает, видите ли, "дымовую завесу для элементарного торга Березовского ... с властью" (Известия, 4.12.2000). В чем тут дымовость и завесность - не объяснил. Зато вволю использовал язык агитпропа: "Старая элита интеллигенции демонстрирует свое неутомимое отставание от реалий современного мира. Полумасонское самосознание, чувство избранности, учительный тон... Борюсь, что вслед за словами "родина", "память" ... и слово "интеллигент" нальется отрицательными смыслами, перейдет в разряд бранных. И тогда нам придется тихо и скромного переименоваться в интеллектуалов. То есть людей, которые занимаются по мере сил умственным трудом - и не имеют никаких особых социальных регалий".

Даже из этой цитаты, видно, что Архангельский грешен как раз тем, в чем подозревает других. Он говорит не от себя лично, а от загадочного "мы" - вот сознание "масонское", т.е. кружковое. Он изобретает дикий термин "социальные регалии". Спрашивается, что это? Какие у вдовы Сахарова "социальные регалии"? Ведь это же чистый новояз - "социальная регалия" - термин, обозначающий человека, у которого нет никаких регалий вообще. Интеллектуал не может бросаться терминами, за которыми ничто не стоит. Что до слова "интеллигент", то оно еще со времен Зощенки бранное в определенных кругах - там Архангельского уже даже не ждут, он уже давно там, хотя еще не совсем это заметил.


Евгений Крутиков (Известия, 4.12.2000) сравнивает войну в Чечне с войной в Алжире -- то и другое суть "последняя война империи". Почему-то Крутиков не делает логичного вывода: что мы, как и французы, должны прекратить войну в Чечне, дать ей независимость и так же воздерживаться от бомбежки Грозного, как воздерживаются французы от бомбежек Алжира, в котором уж верно живут и те, кто организует теракты во Франции. Впрочем, доверие к интеллектальной честности автора сильно подорвано его утверждением, что "за сепаратистами либеральный подход как бы оставляет право на зверства (см. знаменитое высказывание Андрея Бабицкого о смысле отрезания голов пленным солдатам) поскольку подсознательно полагает, что их цель оправдывает средства".

Никогда либеральный подход - что бы ни иметь в виду под этим странным ярлыком -- не оправдывал зверства сепаратистов. Указать на причину озлобленности не означает оправдать озлобленности. Не случайно Крутиков вводит слова "как бы", "подсознательно" -- потому что без "как бы", на уровне сознания ни Бабицкий, ни кто иной не оправдывали чеченцев, и привести соответствующей цитаты автор не в состоянии. Он предпочитает заниматься "чтением в сердцах", о котором так много уже было сказано г-ном Щедриным: занятие увлекательное, но присущее не интеллектуалам (к которым должны относиться и журналисты). Далеко не интеллектуалам. Интеллектуал, как и интеллигент, способен хотя бы понять (не обязательно - принять), что зверства разбойника никак не оправдывают зверств борцов с разбоем.

И если в том же номере газеты г-н Архангельский боится превращения из интеллигента в интеллектуалы, то он может успокоиться: ни одно, ни другое состояние ему не грозят. Человек, который способен утверждать (не приводя ни одной цитаты, ни одного документа), что у Бабицкого в момент ареста были адвокаты (не было), что назвать Бабицкого "представителем американской радиостанции" и "американским публицистом" - это "цитирование", только "ироничное"... Что ж, если ложь - это "ироничное цитирование", то нетрудно подыскать эквивалент выражению "ироничный интеллектуал".


Сергей Ковалев (точнее, его помощник Лев Левинсон) написал в генпрокуратуру письмо: нехорошо генпрокуратуре издавать и распространять под видом научной литературы православную полемику с иноверцами (труды Н.Кривельской, А.Дворкина, А.Хвыли-Олинтера). Прокуратура распространила справочное пособие для сотрудников прокуратуры "Деятельность религиозных объединений (психологические и юридические аспекты)", подготовленного научно-исследовательским институтом проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ. Генпрокуратура ответила - послала "заключение" сотрудницы своего же института Проблем укрепления законности и правопорядка Г. Ефремовой о том, что пособие вовсе не сеет рознь, а просто ориентирует "сотрудников прокуратуры на точное и неуклонное исполнение законодательства о свободе совести". На просьбу Ковалева о встрече представителей Генеральной прокуратуры РФ с главами упомянутых в справочнике конфессий для обсуждения возникших вопросов Г. Ефремова сообщает: "считаем такое мероприятие нецелесообразным" (Сообщение Татьяны Титовой, Кестон-институт от 23.11.2000). Примечательно, что шариковы от правосудия не врут: для их целей действительно не нужно встречаться с иноверцами. Так постящемуся нецелесообразно встречаться с куском колбасы. Особенно, если колбаса хорошая...


Борис Березовский пожертвовал на центр Андрея Сахарова три мильена. Поведение Елены Боннэр, которой пришлось принимать пожертвование, очень похоже на поведение священника, которому бандит сует кучу вонючих ассигнаций. Она и так Березовского оскорбила, и сяк, а он утирается и сует. Она предупреждает: мол, ничего Вам за это не будет - а он сует. На вопрос о том, не претендует ли Березовский на роль Сахарова, ответила кратко: "Да ну... Он же не идиот!" (Коммерсант, 1.12.2000). Вспоминается как Христос сравнил верующего с прилипчивой женщиной -- такой уступают, просто чтобы отделаться. Надо быть Богом, чтобы посметь сказать, что Бог может уступить не только по любви.


Сын академика Лысенко, выступая по телевизору, ответил за отца: он лично икого не выгонял с работы. Это делал Маленков. Он лично никого не сажал. Это делали люди из ведомства Ежова и Берии. Он лично никого не расстреливал". Юр.Богомолов хвалит ведущего: мол, тот правильно сделал, что не задал собеседнику неприятные вопросы. "И правильно сделал" (Известия, 2.12.2000). Ну, во-первых, тогда уж "правильно не сделал". Во-вторых, эту бы кротость да к Церкви применить, когда не самые дальновидные ее деятели заявляют, что и Сервета светская власть сожгла, и Аввакума не патриархи жгли. В-третьих, нет, неправильно. Ведущий - Николай Сванидзе - в данном случае, как и в целом в своем творчестве - проявляет не голубиную кротость и не змеиную мудрость, а просто помогает реставрации Совка.


Сотрудница Кестон-Институт Джеральдин Фейган, 26.11.2000, заметка о канонизации на соборе августа 2000 г. епископов 1920-х годов. Не канонизировали антисергианцев даже канонизировали именно тех, кто якобы не подписывал Соловецкое послание (правда, это лишь предположение американца Мих. Прокурата).Иг. Тихон Шевкунов заявил Фейган, что Иларион Троицкий был согласен с митр. Сергием. Это, впрочем, утверждение, не основанное на фактах. До сих пор считалось, что Иларион как раз инициировал послание 1926 г. Кого совки не смогли сломать при жизни, того будут посмертно записывать в "свои". О. Виктор Потапов, карловчанин, заявил, что канонизация эта кажется ему шагом к примирению с карловчанами. Кажется, тема для обсуждения выбрана неудачно: о позиции Патриархии легко судить не по этим нюансам, а по более существенным поступкам. Впрочем, замечу от себя, митр. Ювеналий прямо говорил, что ушедшие от митр. Сергия не канонизировались.


Путин заявил в Минобороны: "Для нас с вами не так уж и важен формальный статус Чеченской республики. Для нас важно другое: чтоб эта территория никогда и никем не использовалась в качества плацдарма для нападения на Россию" (Вечерняя Москва, 20.11.2000). А замечательно подставлять на место "Чечни" - Англию, Армению, Польшу. "Для нас с вами не так уж и важен формальный статус Польши... Англии...". Да уж, не формалисты... Не является ли такой антиформализм формой иконоборчества?


В один день с сообщением о том, что наши чиновники раскрали 5 млрд. долларов, отпущенных на Чечню в 1994-5 гг. (деньги до Чечни не дошли, исчезали тут) в "Независимой газете" Дм. Горностаев бранит западных политиков: ездят в Чечню - а зачем? "Тех денег, которые гуманитарные организации и отдельные государства потратили из своих бюджетов на многочисленные поездки в Чечню, хватило бы на то, чтобы оказать реальную помощь сотням людей из тех, кто пострадал на чеченской войне" (Независимая газета, 1.12.2000).

Россия тоже порождает огромное количество контролирующих, но контроль в рабском обществе принципиально отличен от контроля в обществе демократическом. От рабского контроля сами рабы не ждут ничего доброго, уверены, что "кто что стережет, тот это и имеет". Это контроль-власть, а не контроль-уверение. Поэтому рабское общество так склонно к тоталитаризму в религии, Фома Неверный представляется каким-то вторым Иудой, тогда как он, скорее, второй Петр.


1.12.2000 в Петербурге застрелили 37-летнего Серг. Еременко, помощника Руслана Линькова. Вадим Несвижский (Сегодня, 2.12.2000) комментирует это так: "Убит "делатель депутатов". Матушки, да почему же? Еременко помогал Линькову и другому демократу, Юлию Рыбакову. Какой он "делатель депутатов"? А вот стоило бы напомнить, что на последних выборах в Питере Линьков успешно сорвал попытку "правых" опять заставить избирателей выбирать между коммунистами и про-путинцами, сняв с выборов собственно демократа - Линькова, напомню, сподвижника Старовойтовой. Видимо, именно благодаря Еременко удалось добиться того, что избиратели-демократы не побоялись пробойкотировать выборы и тем самым провалить коммуниста явного и коммуниста выкрашенного. Ну как можно так комментировать, что даже внутренней критики достаточно, чтобы увидеть предпочтение красного словца - правде? И это ведь "Сегодня", это не "Известия". Это гонимый Гусинский. Ну какое после этого нужно КГБ, когда собственный цинизм, усталость, пофигизм побуждают не верить ни во что и мешать другим верить -- или хотя бы точно знать.


30.11.2000 Магаданский горсуд окончательно оправдал американского миссионера Дэвида Бинкли, которого таможня обвинила в контрабанде (якобы провозил 8 тысяч долларов без декларирования -- доллары изъяли, причем дважды, теперь вернули окончательно). Защиту вел Вл.Ряховский. Любопытно: такой правый приговор - признак того, что зачистка территории еще не доведена до конца, и отдельные несознательные судьи еще не поняли, как надо жить, или признак того, что понимают - но сопротивляются?


Послал в "Известия" свое возражение А.Архангельскому (тот назвал Бабицкого "американским публицистом"). Немножко, но все-таки надеялся на публикацию в разделе писем. Но нет, увы, "Известия" уже не те, что в начале 1990-х, когда они слегка десоветизировались и давали слово оппонентам. Правда, Архангельский ответил мне лично по электронной почте, хотя мне, конечно, хотелось публичной полемики. Не имея его на то разрешения, цитировать весь его ответ не могу, но одну, ключевую фразу все же приведу, чтобы избежать обвинений в неточности: "На том, что Бабицкий -- представитель американской радиостанции настаивали его адвокаты в момент ареста; так что это -- всего лишь ироническая цитата".

Стоит напомнить, что "в момент ареста" никаких адвокатов рядом с Бабицким не было. Впрочем, не будем мелочны. Важнее другое: слова "представитель американской радиостанции" никак не могут быть процитированы, пусть даже иронически, как "американский публицист". Архангельский просто использует двойной стандарт. Когда речь идет о враге, можно пренебречь "деталями". Ну какая разница - предстатель американцев, американец... Вранье можно назвать "иронией". Но когда речь идет о самом Архангельском - ведь началось с того, что французская журналистка назвала "Известия" органом Лубянки -- тогда требуют максимальной точности: разве "Известия" финансируются чекистами, им подотчетны? Нет? В таком случае, как смеют называть "журналистов" почтенной газеты наймитами КГБ?

Действительно, в том-то и беда, что никакие чекисты Архангельскому, скорее всего, ничего не диктуют (хотя многим и диктуют, уверен). Они могут заниматься другими делами, а Архангельский и иже с ним сами, без всяких указаний и без всякой прямой, а возможно и безо всякой косвенной, оплаты, напишут то, что будет вполне выгодно именно чекистам. Впрочем, достаточно сравнить судьбу "Известий" в роскошном здании в центре столицы, с судьбой "Экспресс-хроники", чтобы понять различие между теми, кто действительно независим от Лубянки, и теми, кто с нею если не телом, то душой.

Кстати, Архангельский по-прежнему убежден, что Бабицкий адвокат дьявола, поскольку оправдывал зверства чеченцев. Но если уж по-архангельски дотошничать, то: (а) дьявол не совершает зверств, и чеченцы, даже совершая зверства, остаются людьми; (б) Бабицкий не защищал чеченские зверства, а объяснял их мотивацию - "дьявольская разница", как сказал бы один знаменитый тезка Архангельского. И в любом случае, всегда можно и нужно подыскивать выражения поизящнее. Или не пиши статьи, а рисуй три буквы на заборе.


А говорят, социализм кончился. Завод Хруничева хвастает: за последние три года 490 работников получили бесплатные квартиры, за 10% стоимости получают путевки в пансионаты (Литературная газета, 22.11.2000). А это означает: (а) что деньги, которые американское правительство платит заводу Хруничева, тратятся вот так; (б) оплата натурой - квартирами, льготными путевками - есть уход от налогов, занижает среднюю зарплату по стране и тем самым - размер пенсий нынешним пенсионерам (в) оплата натурой поощряет не качество труда, а верность начальству. И это то, что по глупости просочилось в печать -- а ведь бесплатные квартиры раздаются от мэрии и журналистам, которые еще имеют потом смелость жаловаться на маленькую зарплату и утверждать, что они объективно относятся к мэрии.Страна победившего натурального хозяйства. Правда, победили -- самих себя.


Вообще-то позор: иностранцы (и не только они) беспокоятся насчет нового закона о партиях, согласно которому у партии должно быть не менее 10 тысяч членов, причем в 45 регионах по сотне человек (передовица The Moscow Times от 1.12.2000). "Яблоко" может исчезнуть, останутся только господа товарищи (Зюганов) да господа лакеи (нынешние правители страны). "Яблоко" исчезнет, видите ли. Как будто все уехали, решительно не осталось вменяемых людей! Осталось, и их побольше, чем по сотне в регионе. Просто люди разумны и не хотят идти в партии, которые в погоне за компромиссом убежали от собственных потенциальных членов. И к нам, гг. христиане, это тоже относится. Увы.


В ходе войны в Чечне в 1994 году из казны украли 5 млрд. долларов, заявила Счетная палата и намекнула, что крали, помимо прочего, в минэкономике. На что соответствующим министр (с репутацией либерала - Кудрин) сразу защитил подчиненных: мол, они отвечают за то, чтобы деньги доходили по назначению, но они не крали. Тонко! Вполне можно рекомендовать Кудрина в кардиналы или, по крайней мере, преподаватели моральной теологии -- если человек умудряется видеть разницу между долларом украденным и долларом не проконтролированным.


А Вадим Несвижский (Сегодня, 22.11.2000): глава комитета финансов Петербурга Виктор Кротов (позор!!!) заявил, что, да, работникам комитета предоставляли ссуды из средств, отпущенных на обслуживание государственного долга Петербурга -- реально на эти деньги им покупали квартиры. Делалось это, когда комитет возглавлял как раз нынешний либерал-министр Кудрин. Ну и что, сказал Кудрин, "это была обычная практика Министерства финансов РФ - как-то простимулиовать ценных сотрудников и избежать ихз перетекания в комбанки". В коллекцию новояза: "казнокрадство - средство стимулирования сотрудников для избегания их перетекания в коммерцию".


К следующей главе

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова