Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

С 15 по 21 июля 2000 г. и ранее

К оглавлению "Дневника литератора"

К оглавлению дневника за 2000 год

К предыдущей части

 

 

Сенат США проголосовал против реструктуризации нашего долга Парижскому клубу - пока мы поддерживаем наши военные базы на Кубе. Евг.Гавриленков, экономист (Сегодня, 20.7.2000): внешний долг России составляет 155 млрд. долларов, из них 103,4 - от бывшего СССР, 40 млрд. должны Парижскому клубу. Мы добиваемся списания 12 млрд., но при этом наше активное сальдо - 24 млрд., из страны вывозится капиталом на 20 млрд. в год. Т.е. инвестиции мы сами в себя не делаем, "и попытка списания части долга, с точки зрения кредиторов, означает желание переложить сугубо внутренние проблемы на кредиторов". 

Поклонники Леннона начали кампанию против помилования его убийцы (в октябре пересуд по смягчающим обстоятельствам) (Сегодня, 20.7.2000). Это битлы вызвали скандал когда-то, заявив, что они популярнее Христа. Популярнее — возможно, но не милосерднее. 

Умер журналист "Новой газеты" Игорь Домников, искалеченный хулиганами (видимо, по ошибки — убить должны были его коллегу и соседа). Отрывки из его записных книжек: "В Англии домовладелец по закону "владеет почвой до центра Земли". И еще: "Русскую народную песню "Во поле береза стояла" сочинил татарин Нигмат Ибрагимов" (Новая газета, 20.7.2000). 
Ирина Самахова (Общая газета, 20.7.2000), статья об Александре Колесина, работающего с даунами, успешно — например, водит в Эрмитаж и учит чувствовать картины. Спросил у одного, где на картине Рубенса "Пир у Симона Фарисея" "скрыто средоточие зла, маленький мальчик неожиданно указал на кривоногую собаку под хозяйским столом, сжимающую в зубах кость и свирепо косящуюся на Христа. Я про себя ахнул — ведь раньше не видел, не замечал у Рубенса этой неслучайной метафорической собаки, а полуслепой ребенок увидел! Кто из нас после этого инвалид?" 

Американский солдат Джейсон Джонсон похитил из Бахрейна принцессу, живет с ней на военной базе в Сан-Диего, зарегистрировались, но теперь служба иммиграции требует высылки девушка как незаконно въехавшей в страну. Интересно было бы дописать волшебные сказки с такой точки зрения: за женитьбу на царевне-лягушке экологи требуют привлечь царевича к суду; кота в сапогах привлекают к суду за диффамацию; со старика требуют уплаты налогов за давно развеявшийся по ветру дворец золотой рыбки... 

Семен Новопрудский (Известия, 19.7.2000) о конфликте с "Нога": "С Россией стали судиться в западном арбитражном суде — значит, по крайней мере, признали ее включенность в поле цивилизованной экономики". Ничего себе логика: вор под судом включен в цивилизацию. Это называется работать на дешевом контрасте: вон, на большевиков бы не подали, все равно понимали безнадежность иска. Так и этот, подавший, купился на перестроечные обещания, с тех пор, как застрелили Тейтума, таких уже нет — либо есть отчаянные авантюристы. 
Дм.Фурман (Общая газета, 20.7.2000) пытается объяснить, почему реформы не удались в России: элита стала воровать, но это было неизбежно — "надо было обладать необычайно высокими моральными и интеллектуальными качествами, которых просто нельзя требовать от людей". Требовать нельзя, а утверждать, что они недосягаемы — нельзя. Сам Фурман, полагаю, не занимался воровством по принципу "плохо лежит" — почему он за другими не признает потенций, которыми сами богат? И не мы первые и единственные в мире. Вашингтон "подтибривал" (термин Фурмана)? Витте крал? То-то... И призыв из политических соображений заключить союз с Зюгановым — странен. С таким же успехом можно рекомендовать Гусинскому вступить в чеченский партизанский отряд. Несправедливо и заявление Фурмана, что "наши либералы" пошли по пути насильственного навязывания народу реформ. Насильственно выдавали за реформы казнокрадство — это было. 
Китайский вождь заявил нашему при встрече, что "близкий сосед лучше дальнего родственника" (Труд, 19.7.2000). Да не надо делить людей на соседей и родственников, а то совсем запутаемся, кто хуже, кто лучше. Да обычно близкий сосед — он же и дальний родственник. 

Денис Драгунский (Новое время, №28, с. 15): "Нет ничего легче, чем поймать преступника. Потому что зачем преступник совершает свое преступление ...? ... чтобы его поймали. То есть чтобы услышали, увидели и признали, что он есть. Что он — вот он". И дальше — о том, что советское зло из-за того, что люди были недокормлены вниманием. Что ж, о детях точно известно, что они балуются часто, чтобы привлечь к себе внимание взрослых. Инфантилизм советского человека вполне мог вызывать схожие эффекты. Но все-таки главное зло совершается людьми, которые вполне упитаны вниманием. Адам не мог пожаловаться на недостаток внимания со стороны Творца. Но это уже не преступление, а наступление. Не желание, чтобы тебя услышали, а желание, чтобы окружающие оглохли. 

Обыск у Гусинского. Путин в Китае -- повторяется алгоритм: все делается в мое отсутствие. Детский сад, но таков чекизм, строит схемки и думает, что окружающие их не заметят. Бесстыдство чекистов примечательно. Объясняется оно, видимо, тем, что сейчас переход от НЭПа к военному коммунизму (по классификации Безансона вся советская история есть качание между этих двух состояний). Когда перейдем, чекист станет скучным и вялым, он уже будет у власти. Так и мои знакомые интеллектуалы, которые подались в придворные идеологи, сейчас очень агрессивны, но когда наедятся  и избавятся от нас, либералов -- успокоятся, станут фрондировать, гордиться контактами с оставшимися диссидентами (если, конечно, останется вино, как сказал бы Атос). 

 

Позор на весь мир: голубые подали в международный  суд на Папу (он оскорбил их во время давешнего парада геев в Риме), а суд (голландский) отказался принять иск: мол, у Папы всемирный иммунитет. Я бы на месте Папы сейчас ушел за штат -- как Березовский -- чтобы суд принял иск. Христианину неприлично обладать любым иммунитетом, кроме иммунитетом к греху. Но с последним как раз дело обстоит до неприлия плохо. 

Бедный Березовский: надо же такую репутацию заработать, что за любым его словом все ищут двойное дно. Утром, наверное, просыпается, говорит жене: "Доброе утро", а она начинает думать, что муж хотел сказать. Многие христиане относятся к Библии совершенно как к Березовскому: все ищут, что Господь хотел сказать "на самом деле". А Он хотел сказать "не убий", и, подумать только, так и сказал! Хотел бы сказать, что убивать нельзя всем, кроме Его последователей, тоже так бы и сказал. Уходя, Березовский пошутил: англичанин уходит, не прощаясь, еврей прощается и не уходит. Вот доказательство, что Христос -- еврей: Он попрощался с учениками, но не ушел. 

Человек, мнение которого о потенции чеченцев я цитировал, решил (совершенно напрасно), что я его читаю империалистом, поэтому публично опозорил. Напротив: не считаю, поэтому и не стал указывать его имени и фамилии, а то человек я в некоторых вопросах без тормозов и, если бы решил, что уважаемое мною лицо оказалось не уважаемым и опасным для окружающих, то предупредил бы. Просто (как и во многих других случаях) его мнение послужило мне отправной точкой для размышлений о совсем других людях и явлениях. 

 

 

Кстати, мне пришло письмо на чеченскую тему: "Был бы через пару дней в Махачкале, был бы! Великий Кавказ под пятой Чечни - это было серьёзно для Дудаева, это серьёзно и для Шамиля. Это так же непреложно, как то, что русский солдатик превратил бы в Чернокозово каждый аул, если бы не вопли Глюксманов" (А.И.С., но не Солженицын). Когда я писал, что угроза со стороны Чечни преувеличена, я не имел в виду, что чеченцы не могут завоевать Дагестан. Могут, но при чем тут Россия? Может быть, дело в том, что я никогда не отдыхал в Махачкале при советской власти? Ведь один империализм у тех, кто и в Латвию ездил кофейку попить, и на Кавказ за красненьким, а совсем другой империализм для тех, кто сидел у себя на огороде безвылазно. Мой империализм -- огородный: та власть хорошо, при которой можно на рынок огурец привезти и продать без хлопот. Пока это невозможно, рынок оккупирован эндурцами, среди которых встречаются и выходцы с Кавказа, и выходцы с соседнего огорода, люди, в которых жадность и трусость выели все человеческое. Такой огородный патриотизм был у Толстого, верившего, что Кутузов умер, потому что не мог воевать за пределами России. С Кутузовым-то Лев Николаевич ошибся, но он не ошибся с ощущением, что не наше это дело -- стоять одной ногой на отдаленном Западе, а другой - на еще более отдаленном Востоке и пытаться тут выполоть сорняки. 

 

Бразильские католические епископы выступили с протестом против использование в рекламе статуи Христа, установленной над городом: "Образ Христа не должен связываться с мирскими интересами" (Сегодня, 18.7.2000). А чуть выше сообщение о том, что некий индус, чтобы избавить свою девочку от сглаза, выдал ее замуж за собаку, чтобы на пса перешли ее несчастья. Увы, явления одного порядка: вера в связь того, что вовсе не связано. Неужели использование образа Спасителя в рекламе чем-либо этому образу повредит? Да не более, чем могут повредить Христу мирские интересы самих архиереев. 

Меир Дагар, отставной израильский генерал, недавно еще бывший советником нынешнего премьера по борьбе с террором (Новая газета, 17.7.2000) дает определение террористической организации: "Террористической считается организация, которая пытается достичь своих политических целей путем убийства и устрашения мирных граждан". Широковато: судя подходят и фашизм, и СССР. Чеченцы, кстати, не подходят -- доказанные случаи их нападений направлены были не против мирных граждан, а захват заложников не преследовал политических целей, только коммерческие. Бравший интервью Аркадий Мазин делает вывод: взрывы в Москве устроили не чеченцы, а московские власти, чтобы создать повод для нападения на Чечню. Если бы чеченцы устроили те теракты, то почему они остановились (только ради Бога, господа чекисты, не надо устраивать новых терактов, чтобы доказать, что чеченцы не остановились!). 

"Новая газета" (17.7.2000, с. 21) печатает эссе Яны Джин - грузинки, род. в Тбилиси в 1967 г., жила в Москве, в 1980 году уехала в США, там издает стихи (первый сборник 19993 год). Она бранит США за то, что там не ценят поэзицию, а по какому-то опросу "ярчайшим поэтическим произведением последнего времени" назвали демонстрацию "анархистов" в Сиэтле. Ей не нравится "удушающая предсказуемость существования "средних американцев". "Корпоративная Америка отрицает все, на чем зиждется поэтический импульс, ибо она отрицает принцип духовной спонтанности и бунта. ... В корпоративной Америке все столь пустынно и тихо, что окажись нынче Иисус Христос в Новом Свете ему было бы отказано в радостях публичной казни. Спасителя скорее всего спровадили бы (с фарфоровой даунтановской улыбкой) в приют для бездомных. ... Американские корпорации -- это в большинстве своем тирания принципа аккумуляции ради аккумуляции, торжества количества над качеством". И дальше уже совсем лихо -- что 99% американских стихов это "сонливое мычание профессорствующих мужей и дам". США подавляет инакомысляет не хуже СССР. Критикует и Россию за американизацию, высказывая надежду, что тут еще есть писатели, "верные служители Слова, этой неизменно единственной защиты от всеядного и прожорливого молоха Действия и Пользы". Джина сознает "безысходную абсурдность пребывания поэта в этой нашей вражедбной ему вселенной". Обругано слишком многое, чтобы одобрить ругань. Что ей не нравится -- вселенная вообще или американизм? Есть ведь еще масса мест, где не сделают человеку фарфоровую улыбку, а оставят жить с желтыми гнилыми зубами, да и те повышибают -- почему г-жа Джин туда не едет? Вообще кокетства многовато - и ни единой строчки, чтобы оценить, какой Джина поэт. Что до Спасителя, то его казнь не была публичной, тем более -- радостной. Если бы Спасителя сгноили в сумасшедшем доме, Он бы все равно воскрес, Он жаждал не публичности, даже не публики, а спасения всех людей. Яна Джин хочет бунта, а устраивает кухонный базар, томный декадентский плач о царстве желтого дьявола. Но все это уже сказано, и мы теперь знаем, что выбирать приходится не между желтым дьяволом и Спасителем, а между Христом и агрессивностью. Агрессивный декадент хуже любой корпорации (заметим, что Джина благоразумно не ругает все корпорации, заранее тем самым обессмысливая полемику). "Страна неограниченного выбора не оставляет иного, кроме того, чтобы отвернуться от той печальной кратины, коорую являет собой судьба слова в США". Так что же она сама не воспользуется возможностью отвернуться? Зачем всматривается в ужасный американизм, если есть возможность отвернуться? Да потому, очевидно, что ей это интересно. Так что разницы между Россией и Америкой действительно нет: и там и там легче всего скрыть душевную вялость - криками о бунтарстве, о защите Слова, о гнусности капитализма. Тому, кто действительно служит Слову, просто неинтересно критиковать Микки-Мауса и смешно видеть в мультяшке грандиозный символ безвкусицы. 

В США новый глава православных константинопольской юрисдикции, Димитрий, назначенный патриархом Варфоломеем вместо архиеп. Спиридона. Примечательно, что Спиридона сняли за деспотизм и казнокрадство в результате мощной кампании, которая велась американскими православными с помощью в основном интернета. Деметриос же уже крайне популярен, свящ. Деметриос Кавадас из Детройта назвал его "улыбающимся архиепископом". Примечательна убежденность, что кто улыбается, тот не крадет. Поэтому так симпатичен Бендер: его кражи не воспринимаются как настоящие, поскольку настоящий -- его юмор. Поэтому все убеждены, что наше начальство -- церковное и светское -- ворует: оно не шутит, а когда шутит, то получается "мочить в сорире". Воровство есть служение сатане, а юмор есть служение Богу, и совместить эти две вещи невозможно. Реальный Бендер не был бы так остроумен, как романный, а романный, если посчитать, ничего толком и не украл. Точнее, Бендер -- Робин Гуд, ибо он крадет украденное, он обкрадывает не частных лиц (частникам он всегда платит), он обкрадывает "государство" -- то есть большевистскую структуру, притворяющуюся государством, но государством не являющуюся и даже не становящуюся. Поэтому если обычное государство характеризуют как войну всех против всех (т.е. у всех есть собственность и все стараются свою собственность защитить, чужую присвоить), то советское существование было всеобщим воровством, причем воровством в отсутствие собственности. Перемещались материальные объекты, не являвшиеся в юридическом смысле собственностью, являвшиеся выморочным и бесхозным имуществом, привоенным ненадлежащими лицами. Так оно и продолжается по сей день -- где нет права, нет и воровства, и в этом смысле Чубайс, как и Бендер, совершенно чист. Хотя, судя по серьезному лицу Чубайса, совесть у него не столь чиста, как у Остапа Ибрагимовича или Альхена. 

Борис Жуков (Независимая газета, 15.7.2000) критикует закрытие госкомэкологии указом президента (а еще МВД расформировало экологическую милицию, так что теперь уже невозбранно торгуют в Москве ятрышником и дикими фиалками, а наробраз вычеркнул из списка учительских специальностей "преподаватель экологии"). Жуков напоминает, что он специализируется на защите природы, неоднократно критиковал Госкомэкологии, но все-таки именно экологи выступают за сохранение этого учреждения, ибо не частное лицо, а госучреждение должно арестовывать тех, кто, нарушая законы, губит природу. (По той же причине многие критики церковной иерархии отнюдь не хотят ее уничтожения, напротив). Функции защиты природы переданы Мин. природных ресурсов, которое занимается эксплуатацией природы - и теперь само себя будет контролировать. Напоминает Жуков, что российские заповедники и экологические службы государства существуют во многом на западные деньги, получая иногда целиком финансирование от Всемирного фонда дикой природы (WWF). Так под разговоры о сильном государстве отрезается одна из функций сильного государства. "Сильное" в представлении хулигана означает "не сдерживаемое ничем извне и изнутри". Он измеряет силу удара, а в ударе сила (человеческой) нет, сила присутствует лишь в разумном поведении. 

В Сирии новый президент, сын Хафеза Асада Башар. На похороны Башар не допустил кровного брата Рифата, который выслан из страны и живет в Испании ("кровное родство на арабском Востоке мало что означает" - Семен Черток, "Русская мысль, 13.7.2000). Беда вышла с парламентом: утверждали Башара целый день, включая ночь, "поскольку все 200 депутатов изъявили желание произнести панегирики в честь нового руководителя". Язвительные израильтяне назвали это "ночью длинных языков". 

Вл.Прибыловский (Русская мысль, 13.7.2000): "В ХХ веке все войны за сохранение колоний были проиграны всеми государствами-метрополиями ... Среди деяний партизан Великой Отечественной тоже были и террор, и пытки пленных, и коллекционирование ушей убитых противников ... и ликвидация коллаборантов вместе с их семьями ... израильтянам пришлось разговаривать и с Арафатом". 

Варвара Колобова (Русская мысль, 13.7.2000): впервые "автомобильную войну" начали 18 апреля 1983 года, когда боевик-самоубийца из Хезболлах взорвал машину с динамитом у американского посольства в Бейруте. Важное отличие: в Чечне не взрывали пока мирных жителей, как это делали арафатовцы в Израиле, мирных пока истребляют только российские военные. 

В Балтиморе (США) уволили полицейского Антуана Чемберса за то, что он отказался состричь длинные волосы. Чемберс - растафарианин (вера в то, что эфиопский негус - мессия). И в России теперь есть такие, они заплетают волосы в косички, часто красного цвета. В Англии уже был процесс, где дальнобойщик-растафарианин добился признания своего права на особый, а не стандартный запас еды от кампании. В США Американский союз защиты гражданских свобод заявил, что обвинение Чемберса в том, что волосы его были не гигиеничны, ложно: они всегда были чистыми и укладывались под фуражку. 

Во французском Бресте арестовали наш трехмачтовик "Седов" в обеспечение долгов фирме "Нога". Националистический угар, в котором мы находимся, лучше всего обнаруживается из того, что ни одна газета, ни один журналист не пытаются выяснить, кто же лично виноват в том, что в 1992 году мы заключили договор, в котором формулировался отказ от традиционного юридического иммунитета госсобственности. Вообще не обсуждается вопрос о том, что долги надо платить -- после дефолта, после Гайдара уже стало аксиомой, что долги платить не надо, если нет денег. В крайнем случае, можно платить долги "своим", но не "чужим". Разговор о "Седове" идет на уровне иррациональном: апеллируют к чувству гостеприимства ("наш парусник пригласили во Францию в гости" - Максим Чикин, Комс. правда, 18.7.2000), к любви к детям (там юнги). Между тем, "Седов" прибыл туда зарабатывать деньги, а не чай пить (Новые Известия, 18.7.2000 - арендован за 800 тыс. франков). Но самое символическое в этом, конечно, что "Седов" -- бывший германский парусник, как и Янтарная комната не тульскими левшами сделана была, а немецкими. Вот это и есть результат рабства: обнищание не только духовное, но и экономическое, когда щеголять остается лишь чужим. И подчеркивают, что парусник принадлежит не государству, а  государственной мореходке. Да что же, в конце концов, такое государство? Президент, как разъяснял суд - не госслужащий, Центробанк - не отвечает по долгам государства, государственный институт от государства парусник получил, диплом выдает государственный, зарплату получает от государства, но при этом по долгам государства не отвечает. 

12-го июля 2000 г. Чертановский суд Москвы приговорил к 14 годам Наиля Музафарова, который до смерти забил своего знакомого Сергея Савина 56-лет, инвалида, за то, что тот отказался пить за героев чеченской войны, "назвав вдобавок всех воюющих в Чечне дураками. Это и вывело из себя гостя, в свое время служившего на советско-афганской границе". Музафаров забил Савина его же костылем (Московский комсомолец, 16.7.2000). Почему-то не учли смягчающее обстоятельство: Музафаров -- русский патриот, а Савинов -- предатель свободной и демократической России, пятая колонна чеченская. Почему одних награждают орденами за то же самое, за что другим дают 14 лет? 

В Риме Интерпол арестовали было бывшего премера Казахстана Акежана Кажегельдина - его требует выдать президент Назарбаев как террориста. Но выпустили: пункт о терроризме такой секретный, что ясно - никаким терроризмом Кажегельдин не занимается. Просто мода пошла такая: обвинять своих врагов в терроризме. Примечательно другое: аресту помогал посол Казахстана в Италии Олжас Сулейменов, известный литератор брежневской поры, лауреат премии Ленинского комсомола (Сегодня, 15.7.2000). Старый конь борозды не портит... 

В Италии же закрывается "Унита" -- бывшая газета коммунистов. Основана в 1924 Грамши, нынче в долгу на 6 миллионов долларов (Сегодня, 15.7.2000). И не то диво, что "Унита" закрывается, а то, что "Правда" продолжает выходить. Чудо? Ну, если манипуляции казенными деньгами считать чудом, то чудо, как и вся наша жизнь. А все-таки скорее просто ад -- место, где ничего не происходит, а все только воспроизводится. 

Серг. Лесков (Известия, 15.7.2000) описывает, как на Байконуре зачислили в боевой расчет о. Сергия, он освящает ракеты, поучает солдат. На вопрос, не собирается ли он в отряд космонавтов, овечает: "Такой возможности не исключаю.. Во время войны священники на самолете с иконой облетали осажденные города, и это помогало в сражениях. Сейчас планета погрязла в таком количестве грехов, что подобная миссия необходима". Кажется, именно известинец М.Соколов требует доказательств, что православие становится государственной религией -- вот неплохой пример. Хотя, конечно, скажут путинские соколы то, что уже не раз говорили: государство имеет право. Государство имеет право давать премии журналистам, платить зарплату священникам, слегка нарушать закон ради насаждения демократии. И надо сперва дать государству реализовать свое право, а потом уж и граждане смогут реализовать свои. Надо ли говорить, что жизнь не изменится от облета всей планеты хоть с иконой, хоть с двумя иконами? Надо ли говорить, что насчет полетов священников во время Второй мировой -- фантазии, сформировавшиеся в последние семь-восемь лет? Вредны ли религиозные фантазии? Вот сексологи утверждают, что сексуальные фантазии безобидны, нечто вроде прелюдии к любви. Может быть, но что-то кажется, что религиозные фантазии -- не прелюдия к подлинной вере, а похоронный ей марш. 

Александр Архангельский (Известия, 15.7.2000) критикует Е.Киселева за то, что он утверждает, будто ему делают угрожающие телефонные звонки: "Неплохо бы хоть раз записать подобный телефонный звонок на пленку да передать в эфир; тогда последние сомнения в искренности его слов отпадут сами собою". Что записывать телефонный разговор без согласия собеседника противозаконно, журналист, видимо, не знает, но примечательно другое: что когда обвиняло государство (например, Бабицкого), Архангельский был помягче и никаких доказательств не требовал, сразу назвал коллегу пособником сатаны. Государство имеет право на наше доверие... 

Не моя тема содержание этого сайта - http://www.prepinaki.cool.ru - но моя тема каламбур в названии музыкального ансамбля "Препинаки знания". Слово "знание" в данном случае -- псевдоморф, это слово препинание, которое прикрылось корнем "зн". Россия -- страна псевдоморфов. 

 Интервью В.Путина "Известиям" (14.7.2000). "Россия не должна быть и не будет полицейским государством". Сразу вспоминается  категорическое ельцинское: "Дефолта не будет!" - "Если я увижу, что органы правопорядка в силу профессиональных ... интересов ... добиваются ... результата, который наносит вред тем задачам, которые государство перед собой ставит ... то я буду стараться использовать все доступные мне средства, чтобы изменить ситуацию". То есть (а) органы правопорядка в государство не входят (б) у Путина есть задачи в сфере "развития институтов демократии" - то есть, опять морковку будут тащить из земли за ботву, чтобы скорее росла (в) если судья "в силу профессиональных интересов" будет добиться соблюдения закона, государство-Путин с ним сразиться. Противопоставление закона и демократии мило. "Я очень люблю нашу страну". Ого! "Особенно острым это чувство стало после того, как я поездил по регионам". Два ого. До сих пор даже националисты понимали, что вслух прилично говорить о любви разве что к пельменям. Страну любить трудно, но можно, если под "страной" иметь в виду то, где вырос, в чем укоренен -- Большой Каретный, вонючий подъезд, подмосковное поле. А полюбить то, что показывают высокому начальству -- выкрашенную зеленой краской траву, подобострастные взгляды изумленных посещением свыше -- дело нехитрое. Чем чекист отличается от сотрудника обычных спецслужб: язык без костей. Молчать не умеет. И в этом интервью Путин, вместо того, чтобы твердить, что Чечню мы бомбим за взрывы в Москве или в порядке борьбы с исламской цивилизацией, вдруг выдвинул новую версию: "Вне России Чечня не становится самостоятельной. Она становится объектом экспансии со стороны экстремистских сил. Для России это неприемлемо потому, что став объектом экспансии, Чечня сразу становится плацдармом для нападения на Россию. Стоит нам только ослабить свое влияние и действия, мы тут же увидим эффект, многократно умноженный. Это мы уже проходили". Где факты? Нападение кучки чеченцев на дагестанское захолустье - это экспансия сил, оккупировавших Чечню, против России? И почему бы тогда не ввести войска в Афганистан? А историк напомнит главное: мы завоевали Чечню для экспансии России на Кавказ, это раз, милитаризм с древнейших времен оправдывает свои завоевания необходимостью "превентивного удара" - это два. 

А.Букин, Д.Шушарин. Заговор против демократии (Известия, 14.7.2000). Авторы обвиняют интеллигенцию в том, что "наиболее серьезная угроза российской демократии исходит ныне даже не от коммунистов ... а прежде всего от части российской интеллигенции, сплотившейся вокруг "Моста": от так называемых демократов и правозащитников. В общем, повторяется история, описанная в сборнике "Вехи" еще в начале этого века". Матушки, это вокруг какого же буржуя сплачивалась революционно-демократическая интеллигенция в начале века? И как ни противны революционеры, но все же они боролись не с демократией, а с самодержавием. "Веховцы" отнюдь не обвиняли интеллигенцию в борьбе с демократией, по цензурным условиям они не могли критиковать власть, но цену тогдашней власти они знали. Веховцы обвиняли интеллигенцию, что та борется с тоталитаризмом методами тоталитарными же. Характерно, что Букин и Шушарин выступают в соавторстве -- немыслимо для интеллигента публиковать фельетон в соавторстве. Они утверждают: "Попытка представить арест Гусинского как главное событие в жизни не только страны, но и мира, озачает, что корпоративное или, что точнее, трайбалистское мышление глубоко укоренилось в сознании российской интеллигенции, что мы опять сталкиваемся с теми ее настроениями, что привели к убийству Александра II и к октябрьскому перевороту 1917 года. Атака на власть и стремление дискредитировать государство натравливают на него часть российского общества, что может - в случае удачи - привести к социальным потрясениям". Образ врага высасывается из пальца - где хоть одна цитата, подтверждающая существование хоть одного идиота, изображающего арест Гусинского главным событием в жизни мира? 
          Нет цитаты, потому что никто ничего подобного не заявлял. Ложное обвинение, прикрывающее другую ложь -- ложь власти, которая сперва заявила, что дело в "Русском видео", а потом - что дело в сношениях с Газпромом.  То есть, враг демократии не прокурор, который выписывает ордер на арест невиновного человека, а тот, кто против этого ареста протестует. Смеяться над неуклюжим беззаконием наших "органов правопорядка" означает "дискредитировать государство". Что ж, Букин и Шушарин создали отличное идеологическое обоснование для  репрессий. При Сталине сажали "врагов народа", теперь пора сажать "врагов демократии". Кто недоволен тем, что следователь предъявляет ордер, в котором отчество обвиняемого перепутано -- тот убил Александра II. Война есть мир. Чекист есть демократ. Защитник демократии есть враг демократии.  Легкость в мыслях не то чтобы необычайная, Гоголь и Орвелл все это описали, но все-таки к ней трудно привыкнуть. 
          И ведь можно без этого - в тех же "Известиях" Александр Архангельский, хоть и служит кому надо, но как-то обходится, слава Богу, без истерики и даже слегка покусывает тех, кому служит, упрекая их в том, что они топорно сработали обвинение против Гусинского, называя Путина маленькой серой мышкой. 

После этого с облегчением на той же полосе "Известий" (14.7.2000) читается интервью Юрия Левады: "Интеллигент следит за своими мыслями, оценками, поступками и думает о последствиях. Он обладает большими знаниями и имеет достаточную культуру с ними управляться. Может ли интеллигентный человек делать глупости? А подлости? Очень даже может! ... Наиболее болезненным представляется то, что люди, считающие себя демократами, либералами, начинают рассуждать примерно так: держава превыше всего, а сколько при этом людей задавим -- неважно; не знаем, кто виноват, но на всякий случай всех разбомбим, а потом разберемся". А отсюда мораль: вот Леваду трудно объехать даже нынешним "Известиям", он слишком много делает как социолог. То есть, когда гайки закрутят (хотя не хотелось бы), то и Леваду снимут, и "дискредитировать государство" он сможет лишь в сам- или там-издате, но все же надо стремиться произвести что-то такое, чтобы тебя трудно было игнорировать, чтобы тебя слушали даже те, кто тебя игнорирует. Вот Путина, если бы он не носил высокий чин, игнорировать нетрудно, потому как что он сделал?.. какие интеллектуальные достижения могут предъявить Букин и Шушарин? На них обращаешь лишь внимание как на передовых застрельщиков "врагов демократии". 
 

Осталось неиспользованным: 

Группа ученых во главе с Марией Макдугал (ун-т Сан-Антонио, Техас) объявила, что с помощью генной инженерии смогла вырастить человеческий зуб (Ел. Лилеева, Новые Известия, 8.7.2000). Теперь ищут ген, отвечающий за болезни десен. И ясно, что никакие протесты против генной инженерии как "нарушающей естество" не помогут: стоит найти лекарство от насморка, от зубной боли -- ладно уж, с бессмертием -- как все, включая ватиканскую гвардию, станут этим средством пользоваться. Потому что здоровье -- естественно, и не только духовное здоровье. 

Марк Ричардсон, профессор систематического богословия нью-йоркской семинарии Дженерэл возглавляет группу из 60 ученых-естественников, исследующих духовность. В группе 60 человек, христиан, иудеев, мусульман, по занятиям: физики, космологи, молекулярные биологи, эволюционисты, психологи, специалисты в области искусственного интеллекта, компьютерной лингвистики.. Ричардсон определяет духовность как "видение конечных вещей ... интегрированную цель действия для человеческого общества ... способность людей видеть, что в жизни есть чувство высшего". Одновременно Ричардсон участвует в программе Теологического союза ун-та Беркли "Наука и духовный поиск". Сравнивая свои эмоциональные установки, ученые обнаруживают общее: уверенность в познаваемости и упорядоченности мира, в том, что определенный формализм (процедурность) помогают человеку в познании. Проблема в том, что либо мы шизофреники, которым почудился порядок, либо порядок есть именно благодаря присутствию Бога в границах космоса. Успеху проекта мешают люди крайних убеждений. Воинствующий атеист, математик, назвал всю затею "извращением", а религиозный фундаментлист -- низкопоклонством перед наукой. Ричардсон призывает к большей открытости: "Может быть, истинная вера есть дух исследования, открытость опыту и готовность проверить любой опыт" (Ист.: Andrew McGall,.Contra Costa Times). 

В Японии повысили пенсионный возраст до 70 лет, японцы вроде бы не против (Известия, 7.7.2000). Ох, будут у нас к этому апеллировать -- вот мол, в Японии уже... Что в Японии и умирают не в 65, об этом, конечно, молчок. 

Александр Николаев (Труд, 8.7.2000) о своей поездке в Освенцим -- обычный городок, и он удивился, как местные тут редиску растят. На что ему поляк: "Я знаю, что в России есть папиросы "Беломорканал". Для меня это дико ... Это все равно что мы бы курили сигареты "Освенцим". 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова