Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

С 8 по 14 июля 2000 г.

К предыдущей части 
К следующей части
K оглавлению "Дневника" за 2000 г. 

 



 

Иностранные новости

Алексей Смирнов (Новые Известия, 8.7.2000) критикует шведов, которым наша номенклатурная делегация показал фильм про работорговлю в Чечне: "Шведам, как и другим западным людям, имеющим возможность относиться к событиям на Кавказе созерцательно, требуется что-то большее, чем просто подвал с комментарием" (т.е. в фильме отсутствуют доказательства работорговли, о чем он тоже пишет с возмущением - мол, даже пропаганды не могут наладить как следует). И не то печально, что ему не приходит в голову мысль, что, может, дело не в том, хорошие или плохие пропагандисты, а в том, что врать не надо, что из мухи слона и хороший пропагандист не сделает. То печально, что он не понимает: относиться созерцательно к Чечне можно и в Москве живучи, а шведы как раз к Чечне относятся не созерцательно, примеряя на себя: могут нас советские начать бомбить? Раз Грозный бомбят без серьезных оснований, так и Стокгольм могут. 

20 марта 2000 г. правительство Италии подписало конкордаты ("интезе") с Союзом буддистов и иеговистами. Всякий налогоплательщик отчисляет 0,8% религиозной или благотворительной организации, выбирая из списка (в Германии списка нет). До сих пор в списке были католики, вальденсы, методисы, адвентисты, Ассамблея Бога, иудеи, баптисты, лютеране (Религия и право, №2, 2000, с. 25). И тут же - в Женевском кантоне политик Жерар Рамсейе предлагает ввести в УК статью за зомбирование ("физические или психологические действия многократно и систематическ с целью повредить способность другого лица к самостоятельному суждению ... контроль над формами общения (навязывание кодированного языка, исключение из обсуждения определенных тем)", Надо ли говорить, что под последний пункт подпадают не только православные, но вообще все, от таксистов до проституток. 

Марк Ричардсон, профессор систематического богослови нью-йоркской семинарии Дженерэл возглавляет группу из 60 ученых-естественников, исследующих духовность. В группе 60 человек, христиан, иудеев, мусульман, по занятиям: физики, космологи, молекулярные биологи, эволюционисты, психологи, специалисты в области искусственного интеллекта, компьютерной лингвистики.. Ричардсон определяет духовность как "видение конечных вещей ... интегрированную цель действия для человеческого общества ... способность людей видеть, что в жизни есть чувство высшего". Одновременно Ричардсон участвует в программе Теологического союза ун-та Беркли "Наука и духовный поиск". Сравнивая свои эмоциональные установки, ученые обнаруживают общее: уверенность в познаваемости и упорядоченности мира, в том, что определенный формализм (процедурность) помогают человеку в познании. Проблема в том, что либо мы шизофреники, которым почудился порядок, либо порядок есть именно благодаря присутствию Бога в границах космоса. Успеху проекта мешают люди крайних убеждений. Воинствующий атеист, математик, назвал всю затею "извращением", а религиозный фундаментлист -- низкопоклонством перед наукой. Ричардсон призывает к большей открытости: "Может быть, истинная вера есть дух исследования, открытость опыту и готовность проверить любой опыт" (Ист.: Andrew McGall,.Contra Costa Times). 

21 марта 2000 г. во Франции суд приговорил к штрафу в 20 тыс. франков думца Жака Гийяра, за то, что он назвал антропософское движение сектой (и 90 тыс. он заплатил ассоциации школ Штайнера). Ради такого случая с него сняли неприкосновенность. Гийяр ссылался на то, что в парламентском отчете о сектах антропософия есть (1999),  но суд отметил, что отчет -- несерьезный документ, он делался лишь на основании показаний ненавидящих антропософию, а антропософов даже не спросили, что они могут возразить. То-то у нас так любят ссылаться на антисектантские экзерсисы французского парламента (Религия и право, №2, 2000, с. 27). 


"Новая газета" (10.7.2000) опубликовала сенсационное интервью с французским философом Андре Глюксманном. Упорный критик войны в Чечне, Глюксманн обратился в российское посольство в Париже с просьбой дать визу для поездки в Грозный и получил отказ. Возмущенный ("это старый метод КГБ"), Глюксман ответил в стиле героев Дюма: на целый месяц съездил в Чечню и Дагестан безо всякой визы. Он убежден, что недавнее освобождение французского журналиста Флетьо из рук чеченцев — спектакль, устроенный чекистами. "Я увидел перед собой хулиганское государство, хулиганское общество, хулиганскую армию" — это Глюксманн не о чеченцах, а о русских в Чечне ("Есть омоновцы, есть спецназ, есь контактники. Все эти части, которые ведут себя, как соперничающие пиратские банды, практикуют произвольные задержания чеченцев, которых они продают затем в заложники".. "Российская армия бомбардирует и обстреливает из пушек населенные пункты на расстоянии, чтобы избежать потерь в своих рядах. Зато при этом неизбежны потери среди чеченского гражданского населения. Чеченская позиция прямо противоположна. Акты камикадзе направлены исключительно на уничтожение военных". Атеист Глюксманн (его последняя книга — "Третья смерть бога") критикует Путина за предложение создать "ядерный щит" против исламистов: "если иудеохристианская цивилизация начнет войну против миллиарда мусульман, от нашей планеты камня на камне не останется". 
 

 

Как делается пропаганда: утверждают, что в Литве закон  религии суровее нашего, требует 25 лет существования для дачи общине юридического лица -- а на самом деле, юридический статус дают сразу, а 25 лет требуется для признания конфессии "традиционной" (Религия и право, №2, 2000, с. 30). У нас 15 лет дают только того, чтобы власти признали твое существование. 

С чувством глубокого удовлетворения : Курземский окружной суд Латвии дал два года Евг. Савенко, чекисту, который в 1940 г. репрессировал как следователь 57 латышей, из них 10 были казнены. Ссылки на приказы отведены, как отводились они в Нюрнберге. А Савенко, который с год назад просил у латышей прощения, теперь без зазения совести напирает на то, что он не гражданин Латвии, а России (зачем тогда живет в Лавтии?), адвокат подчеркивал, что он репрессировал граждан СССР (это в 1940-м году латыши-то были гражданами СССР!). "Чего от меня можно ждать? Я же практически труп", -- сказал Савенко. Но по телевизору видишь старика, хоть и с дрожащими руками, но с абсолютно неколебимой готовностью хоть завтра, если будет возможность, поставить к стенке "латышских националистов", да и русских "отщепенцев-диссидентов" (Независимая газета, 8.7.2000). Господи, как хорошо, что его не расстреляли и даже не посадили толком -- просто поставили точку над палачом. Лишь бы не начали бомбить Ригу, защищая русских от "политики государственного терроризма" -- ведь по логике должны бы. 


МУЧИТЕЛЮ - ПРЕМИЮ ИМЕНИ МУЧЕНИКА 

30 июня Католическая академия вручила Михаилу Горбачеву премию имени свящ. Александра Меня. Католическая академия (http://www.kirchen.de/akademie/rs/67.htm) существует при епархии Штутгарта, рекламирует себя так: "является диалоговым учреждением, т.е. призванным содействовать общественному диалогу по наиболее жгучим проблемам современности, такому диалогу, который позволил бы встретиться, обменяться мнению, поспорить или прийти к согласию представителям самых разных профессий, социальных, политических и общественных кругов, носителей разных взглядов, верований и мировоззрений. Деятельность Академии направлена исключительно на организацию подобного диалога в виде экспертных дискуссий, более широких симпозиумов и, наконец, больших конференций или публичных мероприятий"

Тут в мае 1990 года побывал о. Александр Мень в одной из своих считанных зарубежных поездок. Через четыре месяца его убили. Прихожане отца Александра Меня всегда были убеждены, что убили священника 9 сентября 1990 года гебисты - сами или руками каких-то сумасшедших. Если это так, до ясно, что убийство было санкционировано на самом верху, а на самом верху тогда был как раз Горбачев. В любом случае, в правление Горбачева Меня многократно допрашивали, тянули из него нервы, мешали читать лекции. Как и весь советский народ, отец Александр Мень если и вздохнул свободнее в правление Горбачева, то уж не потому, что начальство подобрело. Как говорил сам Мень: "Пока охотнички ссорятся, зайчик попрыгает". 

Убийство Меня, полезно напомнить, произошло тоже при Горбачеве, когда все еще было вполне управляемо, и если это убийство осталось нераскрыто, то, вполне вероятно, с санкции Михаила Сергеевича. На немцев пенять глупо: они Горбачеву по гроб жизни благодарны за то, что он их не полоснул бритвой по глазам, а, напротив, позволил воссоединиться и даже не очень много за это взял. Но мы-то помним, что Горбачев знал, как теперь выяснилось, и про секретные протоколы 1939 года, и про Тбилиси, про все знал - и молчал, и молчит. Может быть, знает и убийц Меня - но молчит. 

P.S. В ответ на эту заметку мне написали, что Горбачев - личность парадоксальная, что не надо быть непримиримым. Меня учили проверять родительный падеж, подставляя вместо сомнительного слова -- слово "корова". Когда мне советуют быть добрым, я всегда в порядке верификации смотрю: повторили бы эти люди то же по отношению к Гитлеру. Он был парадоксальной личностью? Да. Была непримиримость к нему оправдана? Да. Увы, непримиримость -- миф, созданный именно непримиримыми. Я и подобные мне люди всегда готовы все простить, забыть, и сделать дело и с Горбачевым, и с Лигачевым, и с Путиным. Весь опыт диссидентского движения есть опыт предложения совместной работы с одной стороны и постоянного неслышания, нежелания, непотребности к любой совместности - с другой. Именно твердящие о необходимости примирения с российскими геббельсами привели к власти чекиста, по их попущению бомбят Чечню, по их попущению мы продолжаем скатываться в Средневековье. Такие люди и в момент крещения сказали бы, что слова "отрекаюсь от тебя, сатана" - слишком непримиримые. 


Российские новости

Галина Черменская (Литературная газета, 12.7.2000) описывает телепередачи 6-го канала: молодежь не политизирована, интересуется геями, футболом, модами. "Как жаль, что уже нельзя сбежать в этот мир. Одно утешает: этих, 20-летних, выросших на свободе, разве их построишь?" Но ведь их построить очень легко -- и в Чечне эти 20-летние как раз и выстроены. И перед Думой давеча они строились, критикуя губернаторов. Именно таких-то построить очень легко, они выросли не на свободе, а в пампасах. Вещи столь же разные, как лампа и лампасы. Политизированность порок, но равнодушие к политике порок не меньший, и даже больший, как аморализм хуже морализма, как зубная боль хуже даже самого скверного зубного врача. 
 

Чувашский президент Никол. Федоров (р. 9.5.1958) как раз к вопросу о молодежи: "С утра у Совета Федерации стоял пикет: студенты - человек, наверное, пятьдесят. Не знаю, откуда они пришли, они ничего не понимают, но их используют. Они кричат: раз президенту оказали такую поддержку, не выступайте против президента ни по какому поводу ... что-то очень напоминает" (Новое время, №27, с. 9). Нет, не напоминает. Видел я этот пикет по теленовостям: кричали с жаром, не как при Брежневе, и кричали с издевкой над самими собой и над окружающими -- мол, вы понимаете, что мы хулиганим за деньги, и мы понимаем, что вы понимаете, что это нормально - так издеваться над миром за деньги. Лучше застой, чем такой вальпургиев день. 

Во Владивостоке Викт. Черепков предъявил суду фонограмму: местный начальник накануне выборов приказывает вывезти сотрудников учреждения на досрочное голосование в пользу ставленника Наздратенко. Судья было заявил, что прослушка была незаконной, а Черепков указал, что это прослушка -- материал прокуратуры, даже назвал номер документа. Конечно, справедливого приговора ждать не приходится (тот же судья, Евг. Алатин, уже отстранял Черепкова от участия в выборах) (Известия, 12.7.2000).

Беспристрастие - хорошая вещь, но беспристрастие Одного проявляется в разнообразии любви ко всем, а беспристрастие иных -- в разнообразии насилия.

"Радонеж" (№102, июнь 2000, с. 12): В.Василик, преподаватель СПбДА защищает еп. Константина, ректора академии, от критики в СМИ: "Клеветой является утверждение, будто он называл студентов быдлом или скотом, это было бы ниже его епископского достоинства". Может, это и клевета, но нельзя строить такие "доказательства" -- не могло быть, потому что он хороший. В том-то и вопрос, достоин ли этот человек достоинства своего поста. Настораживает и то, что Василик уравнивает защиту "либерально-демократических ценностей" с "амбициями". Будто одни ретрограды смиренны! 


Патриарх 28.6.2000 освятил храм при Центр. клинич. больнице МПС. Светлана Бударцева (Вечерняя Москва, 29.6.2000): храм построен Балтийского строит. компанией, и это уже 12-я церковь, которая построена или восстановлена на ее средства. БСК финансировала и ремонт Казанского собора, и музея истории религии, куда оттуда перевезли экспозицию. 

Свящ. Максим Козлов (Труд, 22.6.2000) одобрительно об анафеме Мазепе ("изменник Отечества", не уточняя, какого), совершенно ватикански о том, что не Церковь, а государство казнило, и камень в Ватикан: "Русская Церковь никогда не занималась насильственным искоренением ереси...". 


ФЮРЕР ВОСКРЕС! - ВОИСТИНУ ВОСКРЕС!!

Интервью Вл. Путина Марека Хальтеру оп. "Независимая газета", 8.7.2000. Как разговор с палачом в "Приглашении на казнь", а для довершения абсурда Путин говорит: "Вот Набокова недавно читал". Войну в Чечне "мы уже закончили", там антитеррористическая операция -- и лжет, ведь и раньше утверждалось, что это операция. "В последние годы на территории Чечни мы наблюдали широкомасштабный геноцид в отношении русского народа". Ого! То есть, хайль! "Религия - это тоже идеология ... Я разговаривал с главой Ватикана, и он мне рассказал, что делают исламские экстемисты с представителями Святого Престола в Алжире - то же самое, что делаи экстремисты в Чечне с русскими" (матушки, так наши в Чечне вроде епископов были? А пан Войтыла хорош -- нашел чем подбодрить людоеда). "Мы являемся свидетелями создания некоего экстремистского интернационала по так называемой дуге нестабильности, начиная от Филиппин и кончая Косово". Хайль! Хайль!! Страны оси против коминтерна. На вопрос об отношении к французским журналистам, критикующим Путина: "не всегда то, что о тебе пишут, совпадает с тем, что о тебе думают, особенно широкие массы населения". Хайль, хайль, хайль!!! Продажные журналисты и умные массы, поддерживающие фюрера, только не могущие выразить поддержки -- но найдутся способы озвучить голоса масс, они хорошо известны. Фюрер воскрес! Воистину воскрес! 

Кстати, Сталин с 1879 года - в возрасте Путина он уже давно был во главе страны. И из этого Цахеса сделают предмет культа, процесс уже пошел. 

Все-таки нет предела самообману. Редакция "Независимой газеты" (8.7.2000) спокойно сообщает, что ее военное приложение включили в список обязательной подписки минобороны -- т.е. 3,5 тысяч экземпляров будут оплачивать из денег налогоплательщиков. 
 

Свящ. Никол. Соколов, р. 1952, настоятель храма Николы в Толмачах (Истина и жизнь, №4, 1996, с. 7): разрешает предохраняться от беременности по экономическим даже соображениям. "Русская православная церковь более мягко [чем католическая] относится к своим чадам. Никаких посланий по этому поводу ни Патриарх, ни Святейший Синод не издавали. Общее направление тут вполне понятно, и надлежит руководствоваться мудростью сердца и мудростью патыря". 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова