Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

С 29 июля по 4 августа 2000 г. и ранее

К оглавлению "Дневника литератора"

К оглавлению дневника за 2000 год

 

 

Дорогие друзья, счетчик показывает, что в субботу и воскресенье сюда заглядывает меньше людей, а  я должен именно в субботу отправить в архив полный обзор новостей за предыдущую неделю, так что "понедельничным" советую глянуть и туда на текст предыдущего обзора. 
 

Иностранные новости

В Германии, в Вюрцбурге американский военный суд приговорил к пожизненому без права помилования Фрэнка Рорти 36 лет, сержанта, изнасиловавшего и убившего Мериту Шабиу, девочку-албанку. Отец девочки заявил, что удовлетворен приговором, не винит американскую армию, хотя потребует более значительной денежной компенсации. Рорти заявил, что на него "нашло", он пытается "понять", что. Тот случай, когда понимание смерти подобно -- мешая покаянию. 

Не уверен, что клонирование хорошо, но уверен, что пока церковные деятели против него не выдвинули ни одного хорошего аргумнта. Из Лондона собщают, что министр науки собирается санкционировать ограниченное клонирование (лишь отдельных тканей человека, без использование зародышей, извлеченных в ходе аборта), а Вс. Чаплин от имени РПЦ заявил, что можно клонировать органы, пострадавшие от ожогов и травм, а нельзя -- клетки мозга или половых клеток, "которое ведет к изменению человеческой личности" (Труд, 3.8.2000). И в любом случае - нужен "серьезный общественный контроль". Что на новоязе означает, что прежде всего нужно клонировать то, что нужно начальству. А другой сотрудник ОВЦС о. Николай Балашов (журнал "2000" за июнь 2000 г., с. 50-51 говорит жестче и от имени Церкви в целом: "В случае клонирования человеческое существо становится объектом манипуляции со стороны другого человека, который считает, что он вправе определять его генетический состав. И это, с нашей точки зрения, очень серьезная угроза представлению об уникальности и достоинстве человеческой личности" (с. 50).  Он критикует и "зачатие в пробирке". "А кому будет выгодно тиражирование людей с заданным генотипом? Это мечта какого-нибудь тоталитарного диктатора ... представьте себе, что дети стали рождаться на свет не такими, как Бог их создал, а такими, как запланироваи родители. Наш мир превратился бы в царство здоровой посредственности". Страшен сон... Пока наш мир - царство нездоровых посредственностей. И грех манипуляции - не в клонировании (хотя оно чем-то мне не нравится, но это может быть иррациональное чувство), а в том, как обращаются со своими подчиненными наши церковные (и не только) лидеры, как пытаются стадо Христово уединообразить. Но против таких манипуляций - ни гу-гу. Молодец против клонированных овец... 

А "российские летчики" прибыли 2 августа в Ригу. И работы у них там нет, и документов нет, а все ж таки лучше, выходит, там, а не в России, которая их выцыганила у индусов (Сегодня, 3.8.2000). Что ж, вот тут Русь оказалась святой -- святость того, кто сделал доброе дело, пусть и вопреки закону, и за это был оскорблен. Правда, Бог делает добрые дела, кое-чем рискуя, чего о нашей стране в этой ситуации сказать отнюдь нельзя... 

 Западная пара нашим антизападникам:: кинорежиссер Кшиштоф Занусси: "В Европе в последние годы балом правят коммерция, банальность и распад. В России же экзистенциальные опыты, точнее, наука выживать, более болезненны и глубоки..." (Вечерняя Москва, 1.8.2000). Это комплимент? Занусси р. 17.7.1939, Варшава, родственник семье владельцев итальянской фабрики бытовой техники, ок. ун-т Кракова (философия), Варшавы (физика). Следующий фильм, видимо, покажет в Мозамбике - там с экзистенциальными опытами еще лучше, чем в Москве. 


В Лондоне закрыт для пешеходов новый "Мост тысячелетия", в "Новых известиях" (2.8.2000) фото: по нему маршируют, проверяя его на прочность, десятки сотрудников строившей его фирмы. Инженеры не знают иного способа проверить правильность расчетов. Мост подвесной, пешеходный. 

По сей день я не очень понимаю слова молитвы: "Не бо врагом Твоим тайны повем". Теперь-то какие у нас тайны? Марина Божко (Известия, 1.8.2000) рассказывает о скандале: глава компании Эппл Стив Джобс отказался впредь сотрудничать с компанией ATI, п.ч. та преждевременно объявила, что ее графические платы будут стоять в будущих МАКах. Преждевременная утечка сорвала эффект неожиданности, нарушила "деловую этику". АТИ не отрицают своей вины, оправдываются по советски, накладочка вышла. Вот этот эффект неожиданности ломают христиане, любящие порассуждать о конце света - а на самом деле, о своем месте при оном конце, хотя это место - вроде звуковой платы: попискивать и покряхтывать. 



Ел.Овчаренко (Комсомольская правда, 1.8.2000): 11 русских моряков (точнее, более половины русских) из Крыма прислали отчаянное письмо в "Комсомолку" из Чили - они тут три месяца под арестом за долги владельца парохода. Овчаренко в этой связи критикует истерику вокруг освобождения латышских летчик из индийской тюрьмы, критикует летчиков: те сперва вообще не обращались в представителям России, дали признательные показания. А что бы у нас сделали хоть с русскими, хоть с индийскими летчиками, которых бы поймали на сбрасывании оружия чеченцам? 

Евг. Слуцкая (Новые Известия, 1.8.2000): в конгрессе США рассматриваются документы об использовании рабского труда при строительстве Белого Дома в конце 18 в. Думают, не отметить ли память тех рабов. На что Слуцкая остроумно замечает, что конгрессмены могут сильно не беспокоиться - Белый Дом и так памятник рабам, раз его поставили рабы. Э, нет, продукт творчества - не памятник творцу, это Гораций пошутил, а остальные подхватили. Памятник не может быть поставлен предметом увековечивания, а если поставлен, и пушкинские стихи -- такой же памятник, как золото осеннего леса -- золото. 

Джозеф Остин (Новые Известия, 1.8.2000) комментирует съезд республиканцев: новая категория избирателей - "футбольные мамы" (т.е. с доходом более 100 тысяч, отвозят детишек своих на футбол в заботе о них): "четко отличаются от консервативно настроенных христиан (которые всегда голосую за республиканцев), от темнокожих избирателей (они болеют за демократов"). Мамы отличаются оппортунизмом. 

29 июля покончил с собой в Буэнос-Айресе кардиолог Рене Фавалоро: он задолжал государству 40 млн. долларов и не мог расплатиться, "превратился в попрошайку", как он сам писал в одном из редсмертных писем (Тат. Капгер, Сегодня, 1.8.2000). Причем выстрелил себе в сердце. Информация парная к информации о том, как наш глазник Бор. Федоров без зазрения совести тратил на свои прихоти доход, принадлежавший вообще-то государству и его же врачам. Две смерти в один месяц, но каков контраст. 

Глава неаполитанской каморры Раффаэле Куттоло, в 1983 г. женившийся на Иммаколате Иаконе и в 1989 г. пожизненно севший в тюрьму, решил продолжить род (сына от первого брака убили). Разрешение о передаче на волю сперва в специальном контейнере было получено лишь после того, как с личным ходатайством обратился к президенту италии архиеп. Казерта (Олег Шевцов, Комс. правда, 1.8.2000). Информацию следует воспринимать осторожно: автор либо путает, либо неясен в вопросе о том, кто сейчас в Неаполе архиерей, и уж вроде бы католические епископы стали дистанцироваться от мафии, хотя именно в Неаполе кардинала даже обыскивали на предмет связей с нею. Видимо, можно считать, что католическая церковь благословляет искусственное оплодотворение, но только, если производитель (а как еще прикажете тут называть?) лишен свободы. "Невольный грех" -- грех, совершенный в неволе. Другое дело, что неволя делится тоже на два подвида: вольная неволя, когда человек сам себя загнал в угол (как тут), или невольная невольная (к примеру, биологическая импотенция). 

В Англии скандал: в Манчестере дюжина леди напали на 49-летнего Лейна Армстронга, приняв его за педофила -- в местной газете опубликовали фотографии нескольких "извращенцев", проживающих в городе. Всего в Великобритании 110 тысяч официально уличенных педофилов, из которых лишь 50 совершили насилие над детьми и сидели в тюрьме, а остальные "мелкие совратители", осужденные условно. С 1997 г. полиция извещает органы местного самоуправления о том, что вот -- есть у них такие жители. Чтобы предотвратить новые преступления. Преступлений стало меньше. И одна бравая газеты "Всемирные новости" решила, чтобы еще лучше стало жить, публиковать фотографии и данные всех педофилов. Вот Армстронгу и не повезло. А он оказался инвалид и отец троих детей, не имеющий отношения к преступнику (З.Налабандян, Труд, 27.7.2000). Ставлю слово "извращенцы" в кавычки, потому что кто не извращенец? Кто посылает бомбить Балканы -- извращенец? Кто посылает бомбить Чечню, ссылаясь на то, что другие бомбят Балканы - извращенец? Кто ругает тех, кто бомбит Балканы и одновременно одобряет тех, кто бомбит Чечню, ссылаясь на то, что другие бомбят Балканы -- они кто? Лагерники (и чем более жестокие, тем больше) очень сентиментальны в смысле детей и матерей. Сентиментальность есть использование другого человека (ребеночка) для демонстрации того, что нельзя демонстрировать -- любви и заботы о другом. Человек чувствует, что не любит детей, боится, что его разоблачат, и маскируется такой вот любовью -- которая устраивает охоту на извращенцев, групповую и безопасную. 

В Штатах вышла в свет новая книга: David Brooks. Bobos in paradise:The New Upper Class and How They  Got There. Simon & Schuster, 288 pages, $25. Дэвид Брукс в жанре комической социологии (вспомним принцип Питера) анализирует новую аристократию, "бобо", а по-русско "Буба" -- соединение буржуазии с богемой. От буржуазии -- жажда порядка, от богемы -- жажда личной свободы. Буржуазия - это те кто сражались с хиппарями. Культурную войну буржуа выиграли, хиппари влились в их ряды, но "культурный мир" выиграли хиппари, преобразив изнутри мещанство. Бывшие хиппи ворочают миллионами, но как. Для них "правильно" купить Ровер за 60 тысяч, но неправильно - Корвет за 40 тысяч, потому что Ровер функционален. Правильно обставить кухню за 25 тысяч, неправильно - купить за 15 тысяч домашний кинотеатр, потому что последнее -- показуха. Неправильно -- причинять кому-либо боль, правильно - создать группу, занимающуюся садомазохистским сексом при условии абсолютной безопасности для всех участников. В религии бубы исповедуют флексославие ("флексо" -- "гибкий"), то есть гибкий догматизм (они во всем сочетают противоположности). Неправильно быть атеистом, но неправильно и позволять религии влиять на твое поведение. Буб немного даже в Штатах (к ним относят людей с доходом более ста тысяч в год), но они доминируют в культуре, поскольку очень в ней активны и влиятельны. Бог даст, появятся и в России. Последнее утверждение вызывает сомнение, как и всякий страх зомбирование и неверие в сообразительность читающей и смотрящей публики. Буб таких большинство было уже среди питекантропов. Противопоставление буржуа и богемы, конечно, изначально было борьбой внутри единой партии, как и противопоставление меньшевиков и большевиков. Ясно одно: лучше Бубы, чем Александр Македонский, и не надо бояться, что кто-то богатый и/или хитрый помешает тебе  быть Сергием Радонежским или матерью Терезой или просто самим собой. Куски из книги Брукса: http://www.weeklystandard.com/magazine/g_5_32_00/brooks_feat_5_32_00.html.  Синтез хиппи 70 и яппи 80, "от богемы они взяли фрондерский и свободолюбивый дух, а от буржуа переняли любовь к комфорту и власти". Обязательно высшее образование, поклоняютс лишь собственным заслугам, снобизм (университетский). Стремление к успеху, моторы экономического обновления, забота о здоровье, без размышлений о смысле жизни. "Эгоисты под маской гуманизма. Сами далекие от совершенства, они любят учить окружающих людей жизни". Кеннеди, Блэр, Мадонна, Диана Спенсер - все бобо.


27-го июля 2000 г. в Дюссельдорфе "неизвестные" взорвали бомбу так, чтобы убить евреев, приехавших в Германию из России -- и девять человек российских евреев, шедших с курсов немецкого, были тяжело ранены. Прокурор осторожно предположил, что, возможно, тут дело в антисемитизме. Что ж, с антисемитами пусть разбирается прокуратура, но вот вопрос: едут ли в Германию евреи из какой-либо страны помимо Совка? или граблепопирание есть исключительно наш вид спорта? Если это читает кто-нибудь из Германии, дайте справочку! 

Кирилл Гришковец (Сегодня, 29.7.2000) дает уточняющую информацию: летчики, которых переделала нам Индия, заявили, что "не просили о своем помиловании и никого не уполномачивали им заниматься". Значит, все хлопоты наших министров, нашего пана президента -- без их просьбы? Пожалуй, торговля оружием менее губительна, чем подобные высказывания.. Оружие убивает тело, а ложь -- ноосферу, особенно та ложь в шкуре правды -- потому что надо убить правду, чтобы влезть в ее шкуру. 

Кстати, я ознакомился с откликами на мой комментарий о деле несчастных (он сводился к тому, что ради спасения людей все средства хороши, вплоть до вранья и торговли оружием), и задумался: а в данном случае есть ли у государства какой-то особый интерес лгать ради спасения этих людей, и противоречит ли этот интерес моему или нейтрален? На первый взгляд, мой интерес в том, что Россия спасала русских, попавших в беду, любыми средствами. Но на второй взгляд, если я когда-нибудь займусь торговлей оружием и попаду в калькуттскую тюрьму (чего не бывает!), то ведь меня уже не отдадут России, скажут - знаем мы вас, афанасии вы никитины, пообещаете, что берете срок отбывать, а сами выпустите. Так что проблема в том, чтобы осознать свой истинный интерес, который всегда совпадает, как ни смешно, с правом и этикой, каковым не могут противоречить и интересы государства. А весь случай с летчиками описывается одним советским словом: показуха. Вот о русских, которых в Северном Казахстане посадили якобы за подготовку государственного переворота, что-то не хлопочут, хотя уж они наши граждане, и дело их дутое. Одно дело говорить с индусами, достаточно цивилизованными, другое дело -- с азиатским деспотом, который к тому же еще и советский партработник. 


Теннисистка Мартина Навратилова бранит Анну Курникова (которая неплохо начала турнир в Стэнфорде), да и других коллег: позируют обнаженными, потрафляют мужской похоти, да и не собираются на посиделки, как раньше. "Все эти "посиделки" очень сближают игроков. Теперь все пребывают в изоляции. Но чем больше ты обособляешься, тем труднее совершенствоваться". Елена Зигмунд (Сегодня, 28.7.2000) иронизируют: "Навратилова записалась в монахини". Знаменитая, демонстративная лесбиянка, заработавшая на кортах 20,3 млн. долларов, критикует других за аморалку. Но, между прочим, она ведь и лесбиянкой стала (не верю я, грешный, в то, что все лесбиянки, особенно демонстративные, таковы от природы), чтобы не обособиться от людей - в этом смысле она вполне последовательна. Не лучше ли добрая лесбиянка злой "натуралки"? 



Горсовет Вашингтона усиливает борьбу за право жителей города избирать депутата в конгресс (Вашингтон - не системы штатов) (Сегодня, 28.7.2000). Наверное, добьются своего, а жаль -- очень уж яркий пример "мертвой зоны": слишком близко к благодати, насколько власть земная схожа с небесною, подлинно благодатную. Рядом с Богом не богословствуют. 


 

Российские новости

Прокуратура сняла все обвинения против Гусинского за отсутствием состава преступления. Александр Архангельский (Известия, 28.7.2000): полосное интервью с Евг. Киселевым, задирается, бранится, но - честно печатает, как Киселев поймал его на искажении реальности: Архангельскому кажется, что Киселев два месяца травил Чубайса с его гонораром, а на самом деле - две недели, и Архангельский пасует: "Значит, срабатывают законы эмоциональной памяти: о пощечине помнишь дольше". Матушки, что ж Чубайс Архангельскому - сват или брат? Забавно, что ни Архангельского, ни Киселеву не волнует вопрос, а что же на самом деле была за история с гонораром - был грех или нет? Если не было, то почему Чубайс не подал в суд на клеветников? почему сидел перед Ельциным на краешке стула и виновато кивал, признавая, чо лукавый попутал (показывали тогда же по телевизору, тем скандал и кончился)? Вот потому обоим и большой веры нет, что их интересует не что было, а что могло таиться за тем, что было. Архангельский дает определение: "Государственник -- это человек, который считает, что у его родной страны есть определенные инересы, и в той мере, в какой эти интересы не подавляют его личность, этим интересам нужно содействовать". Киселев, не подумав, соглашается, а ведь определение-то не слишком рационально. Во-первых, оно эгоистично - говорит лишь о неподавлении собственной персоны, а если какую-то бабку в Грозном прибьют бомбой, это чепуха. Во-вторых, если человек радеет об интересах страны, он -- странник, а не государственник. Да наши "государственники" и не о стране, и не о государстве радеют, а о правительстве -- они "правительственники". И это неизбежно, ибо у страны нет каких-то интересов, особых от интересов составляющих ее людей. 


В "Известиях" 28.7.2000 на 2 странице Александр Привалов: "Не сразу и вспомнишь, в каких нишах экономики у нас по-настоящему рыночные отношения и не зависящая от чиновников конкуренция". А на первой - брежневско-лучезарный очерк Дм. Соколова-Митрича о расцвете капитализма в Клину: расцвет начался и продолжается в основном в изготовлении железных дверей, около 100 фирм, оборот в 12 млн. рублей, а еще "Клинское пиво" -- якобы хорошее (не пробовал), а еще французы разливают тут воду "Кристалин". Безработица в 1,5%, люди перестали ездить в Москву на заработки. Рецепт прост: "Много-много собственных усилий". Смущает (меня, не Митрича) главный местный бизнесмен по дверям, Александр Бакалин, фирма "Славич": столько зарабатывает, что "занимается в основном семьей и ездит по монастырям. Бакалин православный, он считает, что любая власть -- от Бога. Еще Бакалин называет себя страшным словом "националист". В его понимании это человек, который любит Родину и требует уважения к ней -- от всех "гостей", включя олигархов. То, что Березовский принял христианство, по его мнению, дурной признак". Клинчане хвалят Путина. Не забыть: через пару лет проверить судьбу Бакалина. 

2 августа 2000 г. в "Хандельсблат" (Германия) наш министр экономики Герман Греф заявил, что если налоговая реформа не удастся, то может быть введена смертная казнь для налогоплательщиков (Новые Известия, 3.8.2000, Альмира Кожахметова). 

Первый замминистр МВД Вл. Козлов задавил 55-летнего Тарасяна на Большой Якиманке. "Вечерняя Москва" (3.8.2000) почему-то назвала жертву "беспечным пешеходом", который взял-де и "выскочил" прямо на проезжую часть. Классическое упражнение для внешней критики источника: неужели, зная российские нравы, можно поверить в 55-летнего беспечного прыгуна, который в десятом часу вечера скачет по улицам, и неужели нельзя предположить, зная нравы наших шоферов (не только милиционеров, конечно), что беспечен был кто-то другой? У сильного всегда бессильный виноват... Поэтому так тянет кого-нибудь обвиноватить: по ложной ассоциации кажется, что если я обвиняю, я силен. 

Сперва СМИ Гусинского отрицали факт переговоров о продаже Медиа-Моста Газпрому, потом стали критиковать кремлевских чиновников за разглашение тайны переговоров. Удушение продолжается. А Гусинский-то оказался слаб в коленках... 

Леонид Наумович Сырников, глава комитета соц. защиты Москвы, в беседе с читателями "Вечерней Москвы" (2.8.2000) сперва отрицает справедливость утверждения: "Люди, проработавшие более 40 лет, получают как те, которые едва натянули 20 лет стажа", а потом уточняет, что кто проработал 20 лет, получил 553 рубля, кто 4- - 754. Если считать в долларах, соответственно 20 и 27. И добавляет, что мэрия еще доплачивает старикам, т.к. и на 754 рубля не проживешь, и на 553 рубля не проживешь, так что первые получают 1000, а вторые 900 рублей. Разница уменьшается с 7 до 3 долларов. На вопрос о том, "какой должна быть пенсия, чтобы нормально жить", отвечает: "2,5 тысячи рублей. Не могу сказать, что человек будет хорошо жить, но... Он будет, скажем так, жить рационально. Но -- жить". В коллекцию новояза: "жить рационально" означает "жить плохо". 

Наталья Коновалова (Новые ихзвестия, 3.8.2000) из Назрани описывает зачистки и пытки (правда, она не понимает, что, когда задержанного понуждают отжиматься, это пытка) и  комментирует: "Несмотря на перманентность "зачисток", число ерактов и нападений на блокпосты федеральных войск неуклонно увеличивается". Да не "несмотря на", а "ввиду перманентности зачисток". Все равно что сказать: несмотря на борьбу с грехом, человек грешит. Человек грешит, потому что борется с грехом, вместо того, чтобы признать поражение и заняться чем-то более творческим. 



Интервью свящ. Петра Полякова, настоятеля Казанской церкви в Узком и председателя фонда фин. поддержки храма Христа Спасителя, председателя епархиальной комиссии по церк. образованию и благотворительности. О политиках, ставших православными: "Единственно правильный и разумный выбор умных людей ... здесь нельзя не говорить о конъ.нктурности, но само это слово я не стал бы в данном случае упомянуть в пренебрежительном контексте -- это разумность и расчетливость." Авторитет Церкви высок, поэтому "сейчас ни один политик не посмеет высказать что-либо недостойное в адрес Православной Церкви. Иначе все политическое будущее для него будет закрыто". Закрыто - кем? избирателями? Вряд ли, среди них православных мало. Теми, кто фальсифицирует выборы? Возможно. О Западе: "Западное общество я не считаю свободным. У россиян уже начинается время разумной переоцеки ценностей, и в этом смысле роль православия будет решающей. ... Я выбрал Учителя - в лице Православной Церкви и священнослужителей. Середины тут нет: если ты отверг учителя, то есь послушание, у тебя будет хозяин, который не считается с твоими интересами. Нашему обществу, воспитанному на православии, впитавшему его вместе с культурой, не грозит та свобода, которая процветает в странах Запада". "Я бы не назвал атеиста человеком культуры. ... Интеллигенция, в том смысле, в каком мы ее привыкли понимать сейчас в России и большинство которой отрицает Церковь и православие, призывая к абстрактным общечеловеческим ценностям, вряд ли может претендовать на звание культурных людей". "В школах должны преподавать основы православной культуры, даже несмотря на то, что Россия - многоконфессиональная страна. ... Можно быть благоверным мусульманином или буддистом, но, живя в России, нельзя не знать основы православной культуры". А православный в Алжире обязан учить Коран, по этой логике? 

Серг. Агафонов (Новые Известия, 2.8.2000): в телепередаче "Ринг-2000) (2 канал) Вл. Полеванов, бывший глава Госкомимущества предложил дать силовым структурам полномочия расстреливать преступников на месте, чтобы очистить общество; Ст. Говорухин предложил давить преступность "генетическими методами", считать семьей президента народ, назвал Путина отцом нации, а себя -- его сыном (ср. Марьяна Сидоренко, "Вечерняя Москва, 31.7.2000): "Путин был остроумен, доброжелателен и по-отечестки мудр").. Александр Асмолов (наробраз) предложил лозунг: "От хаоса и тревог -- к стране понятного завтра". Не законного, а понятного... Что может быть понятнее греха, что непонятнее святости? 
Очередное интервью В.Шендеровича в "Известиях" (2.8.2000), все бледнее выглядит интервьюер Архангельский (либо крайне смиренен, помещая невыгодный для себя текст, либо наоборот). Архангельский: "Современная жизнь попросту не нуждается в потрясателях основ. Работают политические механизмы, тихо скрипит бюрократическая машина, политики стали ее функцией". Как бы я хотел пожить в стране, где живет Архангельский - там есть бюрократия, которая хоть что-то делает, не то, что у нас в России, там не бомбят, там есть политики, пусть и на службе бюрократии, а у нас только выкормыши Лубянки и ЦК, да пара еще не до конца укрощенных социалистов. Шендерович: "Наши общие гражданские проблемы -- в том, что все эти лицедеи считают нас быдлом, которое можно дурить не отходя от кассы. И надо признать, что основания у них для этого имеются, - чего стоят пятнадцать миллионов голосов за виртуальное "Единство!" Мы по-прежнему ведем себя как рабы, мечтающие о рынке, на котором можно купить себе хозяина. ... Простой прежний хозяин был большой, пьющий и блаженный, а этот маленький, трезвый и злобный. Уж лучше б пил". Архангельский не нашел ничего лучше, как ответить: "Других политиков я вам предложить не могу". Пожалуй, лучше бы Архангельский тоже пил, а не рассуждал о политике. А рабью психологию - она же милитаристская - демонстрирует рядом Карен Степанян, объясняя президенту Чехии Гавелу, что война в Чечне хорошо: представьте-де "что Вашу горячо любимую жену захватили бандиты и держат в плену в подвале ... что захвачены еще несколько тысяч граждан Чешской республики ... бандиты ... претендуют и на соседние области Вашей страны, ... разрушая города и бивая мирных жителей, захватывая роддома... Скажите, неужели Вы не двинули бы против этих бандитов все имеющиеся у Вас в наличии вооруженные силы?" На что Гавел, конечно, ответит -- нет, не двину. Не двинули же чехи свои силы против русских. А Карену Степаняну надо обратиться в милицию, если у него украли жену. А мне - к глазнику: вижу один захваченный бандитами роддом, а меня уверяют, что их несколько. Не виду ни одного города, разрушенного бандитами, вижу зато несколько городов, разрушенных под предлогом борьбы с бандитами - а меня уверяют, что все наоборот. Что характерно, Степанян не только преувеличивает происходящее, но и претендует говорить от имени "поколения" ("Мое поколение росло с мыслью, что правозащитники - самые смелые и честные люди на свете"). 

Что ругать природу - например, за сель в Тырныаузе. Иван Сас (Сегодня, 1.8.2000): деньги на предотвращение селя были раскрадены, об оповещении, которое всех могло спасти, в этом году не позаботилось руководство геофизического института в Нальчике. Что, начальство виновато? Женщина, работавшая нормировщицей на заводе железобетонных изделий, вспоминает, как в плотине сделали не 200, а 100 сварных точек. "Меня вынуждали закрывать наряды: мол, так приказано сверху". Что не всякий приказ надо выполнять, что она, а не природа, убила несколько десятков человек, ей, видимо, в голову не приходит, иначе бы не устраивала стриптиза перед журналистом. Совок бессмысленный и беспощадный. Сработал и эффект пылесоса: сюда хлынули люди, потому что на добыче вольфрама платили по тысяче рублей, когда в Москве интеллигенты получали по 130. Был роман "Девочка из будущего", а тут были Деньги из Будущего, и их и сейчас много бродит по стране. 

Алдр. Рубцов (Моск. новости, 1.8.2000), обсуждая прошедшую встречу Путина с откупщиками (думаю, так, а не олигархами, надо называть руководителей государственных и полугосударственных фирм, выдающих себя за капиталистов-бизнесменов): "Как перейти от грабительского капитализма к "узаконенному"? ... нормальная правовая самоорганизация общества ... Как в Америке создавалось правовое государство? Сначала ее граждане стреляли друг в друга, у них было право кольта". Что хуже - если этот "политолог" не знает, что никогда в Америке не было господствующим право кольта, или если он это свое знание скрывает? Практически, впрочем, это значения не имеет. Правовое общество начнется не тогда, когда воры перестанут красть, а когда одни интеллектуалы перестанут лгать об источниках права, а другие пересанут печатать эту ложь. 

В коллекцию новояза: министр природных ресурсов Бор. Яцкевич (Моск. новости, 1.8.2000), руководящий уничтожением экологической защиты, объясняет: "У нас нормативы подчас самые жесткие в мире. ... И настаивать на их соблюдении -- это, простите, самая большая экологическая диверсия против России. Планка так высока, что ни одно российское предприятие ни в ближайшем будущем, ни в обозримом будущем ее не одолеет. Все это понимают и в результате вообще ничего не делают для охраны природы. Наша идея -- норматиы должны быть такими, чтобы их было выгодно соблюдать". Отлично: заповеди должны быть такими, чтобы их было выгодно соблюдать. Зачем жесткая заповедь "не убий" -- лучше норматив "не убей, если только речь не идет о враге Отечестве, о преступнике, о богохульнике". Такой норматив будет выгодно соблюдать. А весь этот декалог - это же религиозная диверсия Бога против россиян! Он бы еще предписал "не пей"! 

 На московском кинофестивале его вождь Никита Михалков обругал режиссера Павла Лунгина (живет во Франции) за критику помпы, процитировав басню Михалкова: он-де "из тех крыс, что сало русское едят. И коль беру деньги во Франции, то вообще должен молчать". Валерий Кичин напоминает, что "Россия сало ест давно уже французское, на французские деньги поставлен и "Сибирский цирюльник", и заканчивает заметку тем, что происшествие огорчит "святого Георгия, главного бога ММКФ" (Известия, 31.7.2000). Что ж, пожалуй, верно: в Москве Георгия действительно почитают как идола. Что же делать христианину, когда в идола превратили святого? Лютерствовать? Плеваться, крушить, незаметно ограждать себя крестным знамением, проходя мимо действительно поганых (лат. paganus - языческий) статей и изображений Георгия? Да нет, молиться Георгию о победе истины над суеверием. Кому дано молиться, тот будет молиться даже перед изображением языческого бога (Аполлон на Большом театре) -- о том, чтобы язычники пришли к Богу. Главное: не участвовать ни в языческих праздниках, чтобы не дать им подумать, будто у них все гладко, ни в лужковских торжествах. Невинные на первый взляд, они, очевидно, являются идолослужениями. 


Лужков осмотрел храм Христа Спасителя перед окончательным открытием и сказал, что все хорошо, кроме ликов православных святых: "слишком мрачные и угрюмые" ("Известия",  31.7.2000). Классическая претензия к православной иконописи. Со словами: "Что-то ты, братец, мрачен!" -- Каин убил Авеля.  Видимо, надо вставить в катехизис анекдот: 

Звонок в магазин "Ткани". 
- У вас есть какой-нибудь веселенький ситчик? 
- Приезжайте, обхохочетесь. 
* * * 
А когда кончите хохотать, заходите в церковь. Тут юмор высшего пилотажа, бастер-китоновский: юмор бесстрастия, идущего сквозь катастрофы. Эта высшая разновидность юмора не может быть увидена со стороны, это клоунада, которая хороша только, если в ней участвуешь. 





Сапожникова Г., Анисимов Е. Кто сглазил Святослава Федорова? - Комсомольская правда, 21.6.2000. Очерк о погибшем враче, точнее, о том, что весь его "капитализм" был туфтой.Врачи получали от 3 до 6 тысяч рублей, уходили в частные клиники (а его была государственной, только прибыль была частной - и именно его). Деньги тратились по-хрущевски, на показуху: купили деревню Протасово. Построили гостиницу люкс - пустует, отпугивает хамство советского персонала. Вкопали станцию метро (так!), что растить в ней шампиньоны - пустует. Карпы в пруду сддохли. "Восстановили церковь в селе Рождествено, потратили еще 600 тысяч долларов из бюджета МНТК - прихожан можно пересчитать по пальцам". Миллионы на породистых лошадей - не продана ни одна. Экономики не на лошадях - на людях. Завели самолетик одномоторный, не оборудовали навигационными приборами, наняли пилота без механика -- самолет разбился, пилот теперь калека, пассажирка (фотомодель, которую он катал по просьбе Федорова) умерла. Пилоту не выплатили ни копейки после аварии. 

Сказка о тройке! Лужков выступил против введения в школе двенадцатилетки, причем исключительно потому, что не понял, о чем именно идет речь. А.Зверев (Новые Известия, 28.7.2000): на совещании Лужков запретил вводить 12-летку, заявив: "Мы что, собираемся превратить московскую школу в бордель или абортарий, где великовозрастные, перезревшие подростки пьют, садятся на иглу, занимаются черт знаем чем?!" А ведь никто не собирался дольше держать детей в школе, собирались раньше их туда записывать. Между тем, запрет на 12-летку, совершенно беззаконный юридически -- весьма и весьма благое дело. Может, благодаря таким фортелям Совок и существует, не разваливаясь, хотя по законам своим давно должен был развалиться. Спасает глупая реакция на глупости. 

Александр Архангельский в интервью с Шендеровичем (Известия, 29.7.2000) (хорошо уже то, что дает Шендеровичу слово) защищает "Известия", говорит, что не было кампанейщины, "все мы -- Соколов, Крутиков, я -- писали по-разному и выводы делали не однотипные". Надо прямо сказать, что нюансы в травле Бабицкого поистине ничтожные. Архангельский назвал Бабицкого "адвокатом дьявола", Соколов заявил, что Бабицкий готов "обслужить Вельзевула". Конечно, это не одно и то же, тут есть оттенки, но что-то они не очень интересны. Интересно, что Архангельский требует вникать в отличие его ругани от ругани Соколова, но при этом всех чеченцев, не разбирая, записывает в угрозу России. Он боится, что чеченцы завоюют Россию, чувствует себя меньшинством -- дело иррациональное. Ему нужно чувствовать себя меньшинством, поэтому он подчеркивает, что Шендерович примкнул "ко всему прогрессивному человечеству", а Шендерович не возражает, сам использует этот оборот -- видно, что ему немного противно спорить с Архангельским, но и отказывать в интервью не считает возможным. На самом деле, конечно, Архангельский и прочие ура-патриоты не в меньшинстве. Таких -- большинство в мире, ведь психология осадного положения, паранойя, видящая кругом врагов, господствует и в Африке, и в Латинской Америке, и у индусов с китайцами, и у многих арабов. Это лишь кажется, что западная цивилизация -- большинство, когда ты российский интеллигент, а на самом  деле эта цивилизация все еще тонкая пленка на толще архаики. Архангельский очень собой доволен, видимо, -- напал на министра внутренних дел Рушайло и заявил, что он "должен объясниться с нами -- или немедленно уйти в отставку". А он не объясняется и не уходит -- и что Архангельский будет делать? А Путин не должен бы объясниться, ведь министр -- им назначен? И, конечно, по сути Архангельский постоянно уходит от правовой постановки вопроса в эмоциональную: мол, Бабицкий не журналист, а пропагандист чеченцев, а требует к себе особых прав. Но полезно помнить, что войны юридически в Чечне нет, любой человек, хоть журналист, хоть слесарь, может туда ездить невозбранно, преступают закон те, кто там бомбит и арестовывает людей. Шендерович Архангельскому про то, что нельзя было похищать Бабицкого, а Архангельский -- никого нельзя похищать. Ясно одно: друзья Архангельского в случае беды на его помощь могут не рассчитывать -- он всегда объяснит, почему они не имеют эксклюзивных прав на помощь, а следовательно (по его логике), помощи им и не будет. 

Серг. Фирсов (Русская мысль, 27.7.2000, с. 20) описывает, как в начале 1910-х г. по инициативе протопресвитера придворного духовенства Алдр. Алдрвч. Дернова причт Петропавловского собора стал "собирать и записывать то, что поведывают им богомольцы у гроба императора Павла". Речь шла о почитании и возможной канонизации. Особенно культ был популярен среди горожан и крестьян как народный царь. "Считалось,что Павел I помогает при неудачах по службе; когда обходят назначениями, повышениями и наградами; в судебных делах, в юбви и несчастливой семейной жизни". были и чудеса. Сейчас за канонизацию выступает скульптор Вяч. Клыков, убежденный, что Павел убит по указке английских масонов. 


Юр.Гладильщиков о фестивале, в частности, фильме Гл. Панфилова о Романовых: это про то, что "императорская семья -- это и был генофонд нации. Генофонд, который совершенствовался веками". Уничтожили генофонд, людей, способных "интеллигентно и самоотверженно, без популизма и бахвальства трудиться на благо родины. Пришли мерзкие и мелкие керенские с родзянко, затем монструозные ленины со свердловыми, а потом и прочие. Идея вполне здравая" (Итоги, 25.7.2000, с. 62). Последняя фраза -- отдельным абзацем. Может, чтобы воспринималась как ироническая? Но слишком много сейчас такой лысенковщины среди интеллектуалов. Нет никакого генофонда нации, и не надо трудиться на благо родины, а надо деньги честно зарабатывать и исполнять заповеди Божии -- и будешь кое-чем получше любого генофонда. 



В.Третьяков, оказывается, в НГ от 12.7.2000 заявил в какой-то дискуссии, что Бога нет - этим возмутилась читательница в газете от 29.7.2000. 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова