Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

С 5 по 11 августа 2000 г. и ранее

К оглавлению "Дневника литератора"

К оглавлению дневника за 2000 год

 

 

Дорогие друзья, счетчик показывает, что в субботу и воскресенье сюда заглядывает меньше людей, а  я должен именно в субботу отправить в архив полный обзор новостей за предыдущую неделю, так что "понедельничным" советую глянуть и туда на текст предыдущего обзора. 
 

Иностранные новости

Юр.Коваленко (Новые Известия, 10.8.2000, с.6): во Франции экономический подъем после 20 лет спада, безработица сократилась на полмиллиона до 2,8 млн., в основном благодаря сокращению абочей недели, грядет сокращение налогов, срока президентского мандата, Корсика собираются расширить автономию. Против того, что 90% французов считают себя счастливыми написал эссе "Вечная эйфория" Паскаль Брукнер: французы потребляют много пилюль и транквиллизаторов, путают счастье с благополучием, забывают о свободе. "Одна из примет нынешней Франции состоит в том, что богатые богатеют гораздо быстрее, чем бедне ... беднеют". Пожалуй, автор сам не понял, что написал, а понял бы - исправил. 

28 июля освободили последних 86 ирландцев-террористов (и католиков, и протестантов) из тюрьмы близ Белфаста. Когда-то их тут было 800. Семье погибших от терактов возмущены, до мир дороже мести. 


Министр труда Германии Вальтер Ристер 31.7.2000 вручил вид на жительство индонезийцу Харьянто Виджае - торжественно, это часть специальной программы по адаптации в Германии 20 тысяч выходцев из третьего мира. Бор.Жуков (Итоги, 8.8.2000, с. 4): в России одновременно возмущаются и тем, что из страны уезжают в поисках лучшей доли ("утечка мозгов"), и тем, что в страну приезжают в поисках ее же ("понаехали тут"). По его мнению, возмущаться не нужно: утечка мозгов есть кредит - "бедные кредитуют богатых!" - но кредит взаимовыгодный, поскольку часть уехавших возвращается и становятся движущей силой ее модернизации. Если бы! Не бедные кредитуют богатых, а бедные спасаются от съедения бедными же, вот и вся коммерция. Впрочем, не то беда, что уехавшие из России вовсе не возвращаются, а кто возвращается, тот обычно - неудачник, пытается реализовать на родине все то гнусное, что не дают реализовать в месте кормления (как Аксенов реализует в России агрессивность). То беда, что нет желания сорваться еще дальше Америки, -- точнее, выше. Или глубже. Усилия, которые тратятся на отъезд, на в молитву - а впрочем, молитва начинается там, где кончаются усилия. Но именно там, где кончаются, где истощаюся, а не там, где они даже не начинаются. Грош цена молитвам Манилова и Обломова. 



Куда разумнее Борис Зосимов, некий шоу-бизнесмен (Известия, 7.8.2000): ему корреспондент подбрасывает про гнусность "Макдональдов", а Зосимов: "Воспоминания детские, связанные с "Макдональдсом", у них /американцев/ очень радостные, цветные и красивые, уж в любом случае куда лучше моих - о том, как я в детстве с кем-то дрался за сараем". 

И только одна газета (Новые известия, 9.8.2000) сообщила, что апелляционный суд Рена отменил решение суда Бреста о выплате 750 тыс. франков фирмой "Нога" за попытку ареста парусника "Седов". Что штраф наложили -- писали все, что сняли -- нет. А в "Сегодня" от 11.8.2000 даже написали, что мы этот штраф выплатили. 



Юр.Сабанцев (Итоги, 8.8.2000, с. 7) - пример неудачного эссе, все основано на неверном предположении, что русский перевод "Отче наш" ("долги") неверен, а верно "грехи", как на Западе, - автор посмотрел лишь свою Библию, и все, а стоило бы и комментарий поглядеть, тогда бы узнал, что "долги" ближе к букве и духу ориганала. Так что наше нежелание платить долги с этим никак не связано, номенклатура "Отче наш" не читает. 



В США обнаружили самый большой в мире гриб: опенок, который возник из споры более 2400 лет назад, рос и душил корневые системы деревьев, на поверхность выходя в виде обычных золотистых опят. Занял территорию в 880 га. Обнаружили его с воздуха в поисках причины массовой гибели деревьев.. До этого был известен гриб того же вида в штате Вашингтон размером в 600 га ("Комс. правда", 9.8.2000). 

Хорошая новость: финансовый кризис французской компартии, собрались продавать и ленинскую квартирку (Юр. Коваленко, Новые Известия, 8.8.2000). За три года членство сократилось с 274 до 184 тысяч. 

Александр Янов (Моск. новости, 8.8.2000, с. 5): республиканцы в США пытаются реформировать, но цифры: на сцене много цветных, чтобы завоевать голоса соответствующих избирателей, а среди 2066 делегатов их 85, 4 процента. 57% американцев зарабатывают в год менее 50 тыс. долларов, лишь 19% зарабатывают более 75 тысяч, а на съезде все наоборот: 10% депутатов с доходом менее 50 тысяч, у 57% доход более 75 тысяч. И эта партия ассоциируется с христианством, тогда как демократы - с атеизмом. В попытках христианизировать мир мы начинаем с сильных, и в результате Христос воспринимается как шут богачей, консерваторов, лицемеров. А на другой стороне - без всякого ханжества любят свободу во всех ее проявлениях вплоть до Моники. Впрочем, и демократы не выдержали, и Гор взял себе в вице именно того, кто критиковал Клинтона за безнравственность. К тому же практикующего иудея - Джозефа Либермана, славного своей "integrity" - моральной чистотой, целомудрием. 

Терпимость истинная. "Врачи без границ" объявили об уходе из северных районов Косово в знак протеста против того, что ООН не обеспечивает защиты национальным меньшинствам (сербам) ("Независимая газета", 9.8.2000, с. 6 - сообщила с видимым удовольствием).. Кстати, из Москвы эта организация ушла по другой причине: не выдержала травли мэрии. 


Юрий Богомолов обрушился на английскую газету "Санди таймс", заявив, что "мир мало-помалу втягивается во вторую мировую холодную войну" (Известия, 9.8.2000, с. 9). А суть дела: в Нижнем телестудия показала сюжет о владельцах приусадебных участков, которые "устав от постоянных набегов на их огороды бомжей, посадили двух пойманных с поличным воришек в железную клетку". Англичане об этом напечатали, Богомолов возмущается: "Мы для Запада - по-прежнему страна непуганых идиотов с неизживаемыми тоталитарными рефлексми, с азиатскими рудименами". Сколько эмоций! Требует "оценивать политическую и всякую иную ситуацию без предрассудков и вне клише". Посмотрел бы я, как бы оценил Богомолов, если бы его посадили в клетку. Заодно он пинает Грасса, Глюксмана и пр. за нападки на Россию. МИэр Нижнего собирается подать на англичан в суд (ну, это у нас умеют - собираться подавать в суд). Спрашивается: тогда почему в прокуратуре Нижнего расследуют дело о клетке? Это все-таки азиатчина или нет? Нарушение закона или нет? 

Российские новости

Социолог Дм. Фурман (Общая газета, 10.8.2000) мимоходом повторяет как разумный довод Путина: "Вы сами создали это государство". -- резонно указал президент встревоженным бизнесменам". Конечно, не Путин, а сатана - отец лжи, но чекисты все-таки тоже обладают презумпцией лживости. "Это государство" создано не бизнесменами, а всем миром. Ответственность прямо пропорциональна власти. Виноват Ельцин больше всех - имел власть ликвидировать Лубянку, ввести частную собственность, создать независимые суды, а предпочел родную номенклатуру холить и лелеять. Виноваты чекисты - а кто финансировал Жириновского, кто поучаствовал в "приватизации"? Виноваты интеллектуалы, десять лет подряд призывавшие пиночетика и оправдывавшие цинизм. И это лишь самые-самые, первые три места. Интереснее мысль Фурмана о том, что при сильном страхе человек думает лишь о спасении себя, при слабом - лишь о пиве, и нужен средний страх, как сейчас у Гусинского, чтобы начать думать о других, о демократии и пр. Впрочем, отъезд Гусинского показывает, что напуган он сильно - из-за границы даже Ленин не смог бы ничем руководить. И никакой страх не заставил Лужкова перестать воровать и заговорить на человеческом языке. С другой стороны, пример мучеников - это пример победы над страхом очень сильным. В каких-то простых ситуациях (ребенок в песочнице, отношения среди сотрудников лаборатории) тезис Фурмана верен, но где задействованы сверхценности, оно буксует и ведет к ошибке цинизма. 

Закономерный конец Василия Аксенова: стал одним из учредителей новой партии Березовского. Присутствовал на пресс-конференции, был не очень разговорчив (Моск. комсомолец, 10.8.2000). Стыдно? 



"Московский комсомолец" (10.8.2000): "По свидетельству очевидцев, весь день рядом с коммерческими палатками проводились газосварочные работы. Были люди, которые видели на месте будущего взрыва брошенные баллоны. Поэтому следствие сразу выдвинуло перспективную "газовую" версию". На что газовщики заявили, что "никаких газосварочных работ на Пушке не проводилось и поэтому газовых баллонов там не было ... если бы коммерсанты хотели бы что-нибудь приваривать к своим палаткам самостоятеьно, они обязательно согласовали бы свои действия с нами". Чиновники даже не слышат парадокса в своих словах, они забывают о том, что слово "самостоятельно" означает, помимо прочего. и "сделанное без согласования". 

Образец пропаганды посткоммунизма: Максим Соколов (Известия, 10.8.2000, с. 2) провозглашает: "Правый поворот, о необходимости которого так долго говорили государственники, совершился. Русские перестали стыдиться своего имени и своей родины. Говорить "эта страна", при каждом удобном случае бранить Россию и открыто подличать перед "странами, которые принято называть цивилизованными", стало неприличным. Русская армия -- более не предмет дежурных поношений. Патриоты заграницы, они же общечеловеки, стремительно маргинализуются". Характерные признаки пропаганды: (1) отсутствие единого факта - что случилось, что можно говорить о довершении какого-либо переворота? с чего он начался? или просто Соколову так показалось из разговоров с друзьями по редакции? (2) клевета на идейного противника (не было и нет идиотов, которые подличали перед заграницей); (3) присвоение себе почетных имен ("правые", "настоящие гуманисты" - в противоположность "общечеловекам"), без всякого фактического обоснования - что "правого" в Путине? в Соколове? (4) изображение врага нечеловеком - в данном случае, "маргиналом" (5) заявление о своей победе - без единого факта. Может, взрыв на Пушке? захват Грозного? победа чекиста над секретарями обкомов? (6) и самый искусный ход - вместо того, чтобы обсуждать факты, идет длинное размышление о том, победили правые сознательно или стихийно. С таким же успехом Соколов мог написать диссертацию о том, какого сорта коньяк пьет по утрам фрекен Бок. Так Андрей Кураев, будучи неоднократно уличен во лжи, стал извинятья за ложь, которая была такой мелкой, что с ней даже спорить не нашлось охотников - про число антихристиа в штрихкоде. "Правый", "консерватор", как и всякая кличка, нехороша, потому что консервируется всегда не только хорошее, но и дурное, что есть в жизни; но особенно смешно, когда провозглашают себя консерватрами те, кто консервирует коммунизм. 

А.Жеглов (Сегодня, 10.8.2000): милиция уже арестовала одного чеченца и одного дагестанца, вся вина которых в том, что у них нашли Коран, "названный почему-то в официальном сообщени "ваххабитской литературой". А что, логично: и Библия - сектантская литература. На той же полосе Вл.Яров отмечает, что взрывное устройство очень эффективно сработала (людей ранила в основном мраморная крошка). Это наталкивает на мысль, что террористы подготовлены в чеченских лагерях. Но, во-первых, часто именно специалист ошибается, а случайное событие может быть крайне эффективно. Во-вторых, что ж, в России нет других специалистов, кроме чеченцев, в сфере взрывов? И что же все-таки взорвали чеченцы за последние годы? Пока - за взрыв в Буйнакске - под суд однами лишь дагестанцы. То, что целый год не могут найти мифических чеченцев, устроивших взрывы в Москве, и не просто не могу, а подкидывают какие-то смешные доказательства чеченской войны, ясно указывают, что это варварское преступление совершили все-таки те, кому надо, чтобы получить повод начать войну. Глупенькие - и без войны приняли бы и ничтожество на троне, и разгон хоть десяти парламентов. "Пипл схавает" не только попсовую музыку, но и чекистскую политику, своего рода "попсовый консерватизм". 

Забавно: я дожил до возраста, когда, включив телевизор, видишь там в основном людей моложе себя. Конечно, это связано и с тем, что современная цивилизация, состоящая в основном из стариков, предпочитает этого не афишировать. 

Заявление Путина 9.8.2000 в связи со взрывом: не надо искать "национальный след", у бандитов нет национальности и религии. Казалось бы, после этого надо ожидать прекращения войны в Чечне, но тут же наоробот: надо добить бандитов в их логове. Ошибка ненависти именно в том, что она не видит во враге человеческого. А у бандитов, как и у сексуальных маньяков, и у коммунистов, и у чекистов, есть национальность, есть семья, есть религия. Проблема скорее в том, что чем грешнее человек, тем более у него развиты именно акциденции, вот эти второстепенные признаки личности, а ядра-то нет. 

Избавь меня, Господи, от друзей... Алдр. Розензафт (Моск. комсомолец, 8.8.2000) описывает суд между Щаранским и его политическим противником, причем по этому суду грозятся вызвать в иерусалимский суд Путина; суть неважна, важно окончание фельетона: "Здание суда, кстати, расположено совсем рядом с Голгофой ... Однако в отличие от Иисуса Президент России более самостоятелен, он обладает дипломатическим иммунитетом и может, совершенно ничем не рискуя, не явиться на разбирательство". Кстати, Иисус тоже мог бы, ничем не рискуя, никуда не являться. Вообще не приходить к людям. 

А говорят, социализм умер: правительство Москвы подписало соглашение с Крымом о сотруднчество, в т.ч. за счет мэрии в Крыму ежегодно будут отдыхать 20 тысяч москвичей - за счет того самого Фонда медицинского страхования, в котором вечно нет денег (Сегодня, 7.8.2000). 

Псевдотерпимость. Очерк Галины Ковальской (Итоги, 8.8.2000, с. 45) о деревнях Прионежья: сломался механизм общинной санации. Прощают односельчанам убийство, жадность, воровство, горой встают и за лодырей, и за пьяниц.  "Пить, бездельничать, воровать, брость в роддоме ребенка или без помощи старика-отца -- всего этого недостаточно, чтобы испортить отношения с односельчанами". Осуждают, "но выпить с ними при случае не отказываются". "То ли эта безбрежная терпимость - результат распада традиционного уклада, то ли этот уклад изначально такой терпимый, что легко распадается?" Эта псевдо-доброта, думается, не беспредельна - пьяницу будут терпеть, а если кто попробует делом заняться, пустят петуха. Терпимы ко злу, но не к добру. Родимые пятна коммунизма. 
Еще о псевдотерпимости. Стоит сравнить с очерком Б.Жукова в том же номере о директоре российского представительства Всемирного фонда дикой природы Игоре Честине, который рассказывает о том, что у нас министр природы Яцкевич - "никакой не злодей. У него свой подход к проблеме, и он так же уверен в своей правоте, как мы - в своей" (С. 53). Московский интеллектуал так же потерял способность кому-то не пожать руки, как онежские мужики. Интересно, а что должен сделать или сказать Яцкевич, чтобы в нем признали злодея? Для фальшивой доброты греха не существует в принципе.Честин: нельзя давить. "Настоящее решение - это такое, которое выгодно всем участникам процесса. Надо договариваться". Неточно: бывают решения, при которых от всех требуется лишь чем-то пожертвовать, невыгодные для всех (яркий пример - переговоры евреев и палестинцев, не говоря уже б отношения человека с Богом). 

Блестящий очерк Маши Гессен (Итоги, 8.8.2000) о том, как вместо лечения СПИДа наши врачи халтурят, совершают подлости,  травят больных, нарушают закон о врачебной тайне. На Западе СПИД с 1996 г. считается не смертельной болезнью, а хронической инфекцией, не мешающей нормальной жизни и работе. У нас травят ВИЧ-инфицированных, видя в них сплошь развратников. Сотни детей заражены были СПИДом врачами - врачи не наказаны, дети брошены родителями и прозябают в изолятарах без полноценного воспитания и образования. СПИД лечат тройной терапией (три лекарства в определенном сочетании), у нас одного из трех нет и лечат двумя, в результате лечение неэффективно, более того, "такое лечение грозит эпидемией лекарственно-устойчиивого ВИЧ. Это мы уже проходили -- точнее, продолжаем проходить -- с туберкулезом: из-за того что в России лечили неполным "комплексом" антибиотиков или давали их недостаточно долго, всему миру еперь угрожает эпидемия лекарственно-устойчивого туберкулеза". На Западе (впрочем, и на Востоке) давно уже знают, что у больной СПИДом женщины можно спасти плод от заражения с вероятностью в 100 процентов -- если делать кесарево на 38 неделе, а у нас врачи ленятся это делать, рождаются больные дети. Сотрудник Минздрава Александр Голиусов письменно заявил, что это неизбежно, п.ч. все беременные, больные СПИДом, наркоманки и не приходят к врачам -- ложь. Врачи не желают людям зла, заключает Гессен, "им просто не хватает распоряжения сверху" (С. 37). Впрочем, грех умеет, когда надо, ссылаться на приказы начальства, а когда надо - отлично их игнорирует (тоже -- "ножницы"), поэтому врачи в Новосибирске отказываются даже принимать роды у ВИЧ-инфицированных, вопреки прямому приказу начальства. 

Цена лжетерпимости. Когда читаешь очерк Гессен, когда читаешь доклад о пытках в России (подробный пересказ в "Новых известиях" от 8.8.2000), то вспоминаешь слова А.Архангельского, да и многих других нынешних правительственных пропагандистов о том, что в России наконец-то стало скучно жить, машина бюрократическая работает, вот диссиденты и бесятся от скуки. Приезжайте, обхохочетесь! В Воронеже милиционеры до смерти запытали и сожгли Юрия Майорова (подробности - в той же газете), обвинив его в краже часов. "Суд не нашел в действиях милиционеров умысла на убийство". А в самом деле - может, они инстинктивно его пытали? Есть даже пытка "распятие Христа": омские милиционеры, арестовав Владимира Сучкова, слесаря, заподозренного в краже коробки скоростей от "Москвича", присоединили к мизинцам рук клеммы проводов и пустили ток, затем повторили пытку, подсоединив клеммы к пояснице, но он подписал показания только, когда клеммы подключили к половому члену. Полковник МВД Леонид Головнев: "Нет у нас пыток. Они запрещены законом, поэтому их никогда в России не было". Кстати, самое смешное, что он врет - ни в одном российском законе нет определения понятия "пытка", поэтому нет и запрета на нее, есть лишь статья об истязаниях. Международное законодательство различает 15 видов пыток, с оскорбления до знасилования и смертной казни. Определение пытки из 3 ст. Европ. конвенции о защите прав человека: "любое действие, которым какому-либо лице умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное" и далее перечень целей, с которыми могут пытать, и конец: "когда такая боль или страдания причиняется государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома и молчаливого согласия". А ведь все эти милиционеры-садисты тоже живут среди людей, с ними тоже выпивают, они ходят в церковь, к ним проявляют доброту, входят в их положение. Войти в положение палача нетрудно. Труднее войти в положение человека, которого пытают. Но только последнее - достойно человека. 

Виталий Романов (Сегодня, 8.8.2000, с. 1): прокуратура Чечни не подтверждает заявления Ястржембского, будто подполковников Валерия Захарченко и Вл. Баранкина обезглавили чеченцы. Тут не одну голову украли, а две. Причем военные заявили, что не хотят муссировать эту тему, "а то наш спецназ ... может пойти головы резать направо-налево". 

Анна Амелькина (Комс. правда, 7.8.2000, с. 7): очерк о свящ. Константине и Крестовоздвиженской церкви Истринского района, который разрешил похоронить рядом с церковью найденные на огороде остатки фашиста, и даже заявил, что и мусульманина разрешил бы хоронить: "Перед смертью все люди равны. А уж после смерти - подавно". Сам батюшка воевал в Афганистане. 

Взрыв на Пушинской площади в Москве 8 августа в шесть вечера; погибло семь человек. И я бы мог -- собирался в метро, но зашел по пути в магазин и оказался там через минуту после взрыва, когда еще даже не появились первые раненые. Лужков уже через два часа заявил, что вероятен чеченский след - в порядке самозащиты на версию о результате сварочных работ. Если бы в переходе не было коммерческих ларьков - а так все двоится, затуманено. Вот Чечню бомбят - там кристально ясно, что не ради наказания бандитов и не ради дохода. Число версий намного меньше (политическое фанфаронство, перенос агрессии). Потому мудрость/целомудрие ассоциируются с неимением своего (своей воли, имущества, семьи), что тогда человек выше многих подозрений (хотя не всех, если уж "накатит", то, пользуясь дурно истолкованным фрейдизмом, заподозрят и бессеребренника в корыстолюбии). 
 


Евг.Жирнов ("Власть", 1.8.2000, с. 54) публикует изображение нарукавного знака калмыцких формирований Красной Армии, утвержденный в Саратове 3 ноября 1919 гн. комфронта Шориным. В центре знака - свастика, названная в приказе (№213, по войскам Юго-Восточного фронта) "люнгтн". Фотография с образца Росс. гос. военного архива. 



"Литературная газета" объявила, что аворы все должны получить ИНН до 31.12.2000, иначе не будут начисляться гонорары -- "в соответствии с действующим налоговым законодательством и приказом Министертва по налогам и сборам". Но закон не обязывает получать ИНН, а приказ министерства не может мешать людям получать гонорар. А если я считаю, что ИНН -- от антихриста? Что поразительно: многие фанатики протестуют против ИНН и т.п. как вмешательства в частную жизнь, а против паспорта -- нет, не протестуют, против прописки не протестуют. Согласны на любой контроль, лишь бы не электронный и без шестерок.. Любопытно, что кроме "ЛГ" пока нигде таких объявлений я не видел -- или остальных возьмут катаньем? 


Из старых завалов: подборка дел Совета Европы о процессе в Страсбургском суде: Дело "Манусакис и другие против Греции", № 59/1995/565/651. 

Приговор от 26 сентября 1996 г. Я располагал ксерокопией текста на английском, текст -  не окончательный, окончательный в Reports of judgements and Decisions on 1996. Девять судей во главе с Р.Бернхардтом. Дело вынесено на суд европ. комиссией по правам человека 5 июля 1995 г. 

30 марта 1983 г. Мануссакис арендовал как частное лицо комнату в 88 кв. метров в районе Ираклиона на Крите, причем в договоре указывалось, что помещение арендуется для собраний иеговистов. Уже через месяц, 1 июня, кто-то разбил окна в помещении. 23 сентября опять кто-то бил окна. Мануссакис оба раза жаловался в полицию, но безрезультатно. В промежутке он успел подать прошение о регистрации общины министру образования и религиозных дел. 30 июля местный православный приход Гари написал донос в полицию Гераклиона, что комната используется иеговистами без разрешения и попросили запретить собрания. Министерство затягивало рассмотрение прошения иеговистов -- пять раз, с 25 ноября 1883 г., по 10 декабря 1984 г., отвечало, что еще не все материалы изучены. И еще два года спустя, 3 марта 1986 года прокурор Гераклиона возбудил против иеговистов дело по статье 1 закона1363 от 1938 года ("анагастикос номос") с учетом поправки 21 статья закона 1672 от 1939 г. Обвинялись иеговисты в том, что их община стала действовать без разрешения церковных властей. 6 октября 1987 г. судья оправдал иеговистов, заявив, что закон наказывает лишь тех, кто занимаеся прозелитизмом, а они этим не баловались. Прокурор  подал апелляцию, и следующий суд (уголовный, из трех судей), 15 февраля 1990 г. признал иеговистов виновными и приговорил к штрафу в 20 тысяч драхм. Иеговисты подали апелляцию, но не преуспели, после чего дело и перекочевало в конце концов в Страсбург. Правительство Греции защищалось, доказывая, что иеговисты не исчерпали всех возможностей греческой судебной системы -- не самая удачная линия защиты. Впрочем, адвокаты правительства не спорили, что закон 1939 г. действительно ограничивает принцип свободы совести. Иеговисты просили компенсации в 6 млн. драхм за моральный ущерб (суд это отклонил, заявив, что признание их невиновными уже исцеляет моральный ущеб), а за технические расходы запросили 4 млн. - 16,700 долларов, что и было удовлетворено. Суд признал, что была нарушена 9 статья конвенции по правам человека. Особое место одного из судей - что иск все-таки скорее от общины, чем от личности, хотя против решения в целом не возражал. 



Зверев А. Смеющийся век. - Вопросы литературы. - Июль-август 2000 г. - С. 3-37. Автор начинает с Бергсона, не замечает любопытной проблемы: смех как один из ответов человека на проблему раздвоенности. Другие ответы: создание второй реальности средствами живописи, скульптуры, литературы, техники. Осмыслить раздвоенность мира, раздвоив ту его часть, которую мы составляем, сделать низшее, видимое причастным к невидимому.. Другой ответ - религиозный: символ как попытка ввести невидимое в видимое. Бергсон сосредоточился на юморе как выявлении повторяемости, но по-втор-яемость есть не умножение, а именно удвоение, вторение. Шаблонность смешна не потому, что по шаблону можно сделать много, а потому что по шаблону можно сделать и один отпечаток - он уже будет смешон. Механичность смешна, поскольку вертит человека, обнаруживая в нем то человеческое, то животно-материальное. Важен эффект мгновенности. Зверев берет в качестве примера новой сатиры Швейка, не заметив при этом, что герой романа не Швейк, а Швейк и Лукаш, которым соответствуют, кстати, в свою очередь вольноопределяющийся Марек и Дуб. Все та же вариацию Кихота и Пансы. Зверев критикует Карасева за упрощение и морализаторство (смех как порождение зла). Сближает с подачи Кундеры Гашека с Кафкой - в обоих случаях реванш иррационального над просвещенческим (с. 11). 20 век - акцент на смехе в трагедии. Комизм не просто сатира, насмешка (Пропп, Карасев), победа над злом. Сатиры 20 века - Хаксли, Замятин - победы нет, а сатира есть. Черный юмор Америки (M.F.Schultz, Black Humor Fiction of the Sixties. A Pluralistic Definition of Man and His Workd, Athens (Ohio), 1973).. Зверев воспевает Бахтина как лучшего аналитика смеха (В Бахтинском тезаурусе 1998 г. нет статьи "Смех"!). Смех как универсализм, связь со свободой, а - добавлю от себя - не с добром. В качестве примеров: "Уловка-22" Хеллера (называет ее "Поправка-22") - замечу, сюжет в точности чеховского рассказа о человеке, желающем получить справку о сумасшествии, поскольку он не хочет жениться -- тут то же, но человек не хочет воевать. Но раз не хочет, значит, нормален, значит, должен идти и жениться/воевать. Связь секса и войны. Зверев, впрочем, сам скатывается на "бичевание" - Швейк и летчик как "официальные идиоты", шуты, побеждающие безумие мира юродством. Ср. Кундера М. Когда Панург перестанет быть смешным. - Иностранная литература, 1994, №7. - весь европейский роман вышел из Панурга, он комическая литература, если из романа уходит смех, профанирующий сакральный статус, он сереет. Зверев это иллюстрирует "Жестяным барабаном" Грасса. Нелюбовь героя к "трибунной симметрии" - взрыв кошмарного мира через асимметричный ответ.  Да в этом же номере удачный пример двойничества как объекта юмора: некто Вадим Жук из Питера обосновывает свою любовь к американским боевикам: "Лучше смотреть хорошее плохое кино, чем плохое хорошее" (С. 375). 

Кучерская Майя. О сотворении романтической репутации (Великий князь Константин Павлович как романтический герой". - Вопросы литературы. - Июль-август 2000 г. - С. 182-208. Реальный (1779-1831) ненавидел "немца" Барклая (из этого сделали любовь к родному). Бурная молодость - а на деле сквернослов, оскорблявший гостей матери, в 1802 в своем дворце с офицерами изнасилвавший вдову португальского консула Араужо, которая вскоре после этого умерла (С. 187 со ссылкой на Греча, Записки 1930 г., с. 208). Адам Чарторыйский мечтал заколоть кинжалом Константина - романтическая идея самопожертвования, самоубийства  - а ля Корде, Занд; ср. Пьер. С. 200: "В подобном контексте самоубийство выглядит как протест и жертва, принесенная на алтарь свободы, Самоубийства как жертва ради любимого, любимой - в том числе и любимого народа, родины -- вообще свойственно романтическому мироощущению" ссылка на Вертера. С. 200 "В течение первых четырех лет командования цесаревичем польским войском жизнь самоубийством покончили 49 офицеров, судя по всему, большинство из них подобным образом выражали протест против новых оскорбительных порядков, введенных в армии". Умер от холеры. Поляки сделали из него романтического злодея, русские - наоборот. 

Вл. Кантор. Лев Толстой: искушение неисторией.. - Вопросы литературы. - Июль-август 2000 г. - С. 120-208.  С. 121: в 1909 опрос ж-ла "Вестник знания" показал, что среди интеллигенции самый читаемый писатель Толстой (295 голосов), Дарвин - 152, Маркс - на 16-м месте (52) - ссылка на "Родину", 1998, №3, с. 72. Толстой и немцы - формировался в эпоху господства немецкой философии, восторг перед Гете и соперничество с ним. Образ немца-учителя, 1857 - Люцерн, барское непонимание западного индивидуализма, высокомерие. С. 126 "Под видом защиты личности он отказывает этой личности в праве самой решать свои проблемы". Дистанцирование от западных художников как учителей - 1858, "Альберт". Формируется недовольсто западническим (немецким) образованием - народу ефто не нужно. Каратев - вместо идеи истории идея внеистории, идиллии семьи, эпоса народ (по Бахтину - эпопея не из личного, а из национального опыта). Объявил историю немецкой выдумкой (ср. Фоменко?..). Отсюда и конфликт с христианством, историзм Библии (С. 138). Опыт яснополянской школы истолкован как нежелательность просвещения. Карикатура на разночинцев, бюргеров - Соня, Сперанский. С. 164 - религия Каратаева природа, не христианство.. 



Марина Кодобская (Новое время, №30, 30 июл. 2000, с. 7) комментирует утверждения о вымирании русского народа: "Это апелляция к первобытному, стадному инстинкту: моя личная смерть в порядке вещей, но смерть племени - конец всего, и никакая цивилизация эту запись с подкорки не стрет". Характерный пример мифотворчеста: конечно, нет такого инстинкта, нет и "записей" на подкорке. Даже наоборот: именно смерть человечества невоспринимаема, а своя - да. Страх вымирания русских - не проявление какой-то особой чувствительности "патриотов", а проекция у них страха за себя на весь народ. 

Александр Пумпянский. Горе от ума Максима Соколова. - Новое время, №30, с. 12-15. Некролог Соколову как автору. Поскольку читать все, что пишет Соколов, я был нравственно не в силах, то пропустил один пассаж, который цитирует Пумпянский: "Солдаты, положившие душу свою за други своя, куда более всех нас, пишущих и читающих, вправе уповать на слова "Вы, Христу сопогребенные, совоскреснете с Христом". Любопытный пример новояза в православии: солдат есть Христос. Христос есть сволочь - последнее следует из утверждений Соколова о том, что и Бабицкий, и Сергей Ковалев, и Сахаров вдохновлялись "громадным самолюбием" и желанием "идти наперекор". Властопоклонники времен Спасителя уж верно видели в нем диссидента, жалели его свысока... 

Эге! Как-то я пропустил рождение еще одного антизападника-милитариста: Юрий Буйда (Новое время, №30, 30 июл. 2000, с. 38), бранит западных писателей и ПЕН-клуб за протесты против войны в Чечне: "Суждения европейцев по этой проблеме были, мягко говоря, наивны. Не удивляет поэтому реакция ряда русских писателей, не согласившихся с резолюцией именно потому, что они осведомлены о специфике вопроса. Среди диссидентов - Василий Аксенов, Владимир Маканин, Евгений Попов и другие, кого никак не заподозришь в антизападнических настроениях или в поощрении геноцида". Матушки, да почему же "не заподозришь"? Аксенова я знаю только как автора повестей двадцатилетней давности, но в них во всех он вполне воинственный человек. Других как литераторов вовсе не знаю. Но хорошо знаю, что нет никаких фактов, делающих отношение к Чечне "специфичным". Примечательно желание антизападника сохранить титул антизападника, желание сторонника гебистского, правящего в России  милитаризма выглядеть диссидентом. Трудно, небось, "Новому времени" сидеть на двух стульях: защищать войну в Чечне и критиковать войну в Чечне, критиковать номенклатуру и лизать Чубайса. 

Журналиста Андрея Черкизова ("Эхо Москвы") вызвали в Краснопресненскую прокуратуру для дачи показаний по поводу доноса в Генпрокуратуру некоего Сускина: тот потребовал лишить лцензии радио "Эхо Москвы", п.ч. Черкизов сказал, что если президент Путин не знал об аресте Гусинского, то он слабый человек, а если знал, то подлый (Новое время, №31, с. 32). Пока кончилось ничем. 

Лучший комментарий к итогам моск. кинофестиваля - Дина Кирнарская (Новое время, №31, с. 41-2): Занусси привез к нам фильм, п.ч. тот неудачен, в Европе награжден бы не был, а тут была негласная договоренность - такого мэтра нельзя не наградить. Она предсказывала эту комбинацию до начала фестиваля. О самом фильме Занусси: "Фильм, как все притворно-глубокомысленое, вышел медлительый, бездейственный и покрытый таинственным флером ... очень большой амысел, который показал всем кукиш. Гора привычно родила мышь. ... Член Международного жюри кинокритиков "ФИПРЕССИ" Ирина Павлова не стала стесняться, комментируя происходящее: "...Картина Кшиштофа Занусси была в этом конкурсе далеко не лучшей ... она даже аморальна. Присуждение этому фильму "Гран-при" - это цинизм высокой степени". 

Рушайло А.М. По следам Льюиса Кэррола в России. - Вопросы литературы. - 2000. - июль-август. - С. 224-233. Публ. Н.Демуровой (автор, 1935-1995, математик и библиофил). 

Дневник Кэррола о поездке в России готовится к изданию Демуровой. О путешествии уже писал Ю.Данилов в "Знании-сила", 1974, №9. Передали (ездил со свящ. Г.П.Линдоном) поздравление митр. Филарету с 50-летия епископского служения.. Вел дневник по новому стилю -  например, 22 июля по старому сравнил московские церкви с зарослями причудливых кактусов, мостовые - со вспаханным полем. По новому это 3 августа. В заметках русских о двух англиканах из Оксфорда оба именовались профессорами, хотя таковыи не были. Отбыли из Лондона 12.7.1867, получив ипсьмо от Сэмюля Уилберфорса, Оксфордского еп. В Сергиев ездили сперва 31 июля ст. ст., побывали в соборе, беседовали с Филаретом, возил их еп. Леонид, викарий, и англиканский свящ. из московского прихода св. Андрея Пенни. Говорил больше Лиддон. Второй приезд 5 авг. ст.ст. Добавление Демуровой: Уилберфорса (1805-1873) за красноречие звали Soapy Sam - она переводит "Елейный Сэм" (235). Льюис познакомился с ним в 1853, советовался в 1859, стоит ли принимать сан, коли он любит театр - и, приняв диаконский сан, не принял священнический. Рукополагал его в диаконы 22.12.1861 Уилберфорс. В Оксфордском движении Льюис не участвовал. Не принял идеи вечного проклятия, о чем написл незадолго до смерти специальную работу. Генри Лиддон (1829-1890), был канцлером собора св. Павла в Лондоне. Оба в 1867 были стипендиатами Крайст Черч в Оксфорде. 



         "Побывавший в Приморье с делегацией института "Открытое общество" представитель газеты "Русская мысль" Иван Свиридов, по сообщению управления Владивостокско-Приморской епархии, является заштатным протоиереем и не получал благословения от владыки Вениамина на публичную проповедническую деятельность на территории епархии в качестве священника. Как сообщает епархия, у многих создалось неправильное впечатление, что протоиерей выражает церковное мнение. Но традиционному православному богословию не соответствуют в первую очередь его размышления относительно церкви и экуменического движения. К сожалению, говорится в сообщении, протоиерей Иоанн публично выражает и активно пропагандирует личную точку зрения, противоречащую восточному христианскому мировоззрению. Он выступает неким реформатором церкви, вводя в заблуждение тех, кто нуждается в подлинном духовном просвещении". 

Это сообщение выдала Тамара Степанова - Ежедневные новости - газета во Владивостоке. http://novosti.vl.ru/1999/013/news_03.html под названием "Иван Свиридов вводил верующих в заблуждение ". Любопытный пример православизации во Владивостоке и о том, как коммунистические привычки меняют православную традицию. Сперва потребуют благословения от местного епископа проповедовать публично, потом - транслировать радиопередачу или продавать газету из Москвы (а почему устную проповедь надо благословлять, а более мощную радио - нет?). 



В "Независимой газете" (5.8.2000) жалобное письмо полковника Магомеда Мацаева, который "прослужил 42 года в МВД СССР, РСФСР и ЧИАССР. Служил в лагерях особого и строгого режима". Его собратья-чеченцы шесть раз брали в плен, "где меня избивали, унижали, оскорбляли за то, что я работал честно и добросовестно". Просит помочь его сыну 30 лет перебратья в Россию: "Среди волков он не может быть волком. Поэтому прошу, заберите его, чтобы он не умер с голоду. В Грозном в ближайшие пятьдесят лет ничего не будет". Что означает последняя фраза? Полковник не верует в Путина? в способность России восстановить Грозный? Любопытно, каково почтение к старости у чеченцев - оставить в живых вертухая, который почти полвека "добросовестно" служил тем, кому служить было бы не нужно. 

Я -- умеренный миротворец. Миротворец-радикал -- тот, кто добивается мира войной. 


Двух российских офицеров (Владимир Баранкин, Валерий Захаркин) в Чечне якобы убили, отрезав им головы. А вот А.Павлов из Кельна (МК, 5.8.2000) описывает арест немца, подозреваемого в причастности к организации взрыва в Дюссельдорфе (уже выпустили). Автор пишет: "Голову террориста оценили в 120 тысяч марок". Любопытный архаизм: ведь явно, что немцы, если и поймают террориста, не отрубят ему голову, но уж есть такой оборот в русском языке. Еще Петр "Великий" самолично рубил головы -- а ведь до сих пор в национальных героях, хотя по сути он такого же точно размера, как Басаев и Масхадов. 

Cообщение из Росс. службы новостей из газеты "Версты": в Якутии взяли из приемника-распеделители группу "бродяг-тунеядцев-алкоголиков", под охраной доставили хи на остров Хатыстах, "дали в руки по косе и заставили сено заготавливать для конной милиции.... Трудотерапия, одним словом". Некоторые из них работают на огороде. "Труд ... оплачивается трехразовым питанием ... Конечно, Хатыстах - не Гавайи .... Но, по крайней мере, стол и кров гарантированы". 

А ведь речь идет, между прочим, о нарушении международных пактов о правах человека. Вытрезвитель сам по себе противозаконен, и есть, к счастью, в России области, где вытрезвители ликвидировали - и ничего, хуже не стало. Бродяжничество было уголовным преступлением лишь в Средние века, а теперь - свобода передвижения. Как отличить автостопщика от бродяги? И не нужно даже озабочиваться тем, чтобы различать. "Тунеядец" -- вообще советский термин: Бродский был посажен как тунеядец. 

Человек незаконно задержан, депортирован, содержится под стражей, его эксплуатируют, не платят ему, и еще хвастаются тем, что он трижды в день питается. В отзыве на это сообщение -- еще и завидуют, хотя и полушутя. Юридически и нравственно это - совершенно то же, что использование чеченцами "рабского труда" своих соотечественников. И если великий вождь Ким Чен Ир решит освободить несчастных заложников Хатыстаха, он будет в таком же праве, как наш Манилов. 



 

КОРОЛЬ ГОЛ? УДОБНЕЕ ЛИЗАТЬ 

Хороший признак: интервью С Еленой Боннэр в "Московском комсомольце", 4.8.2000. "Когда президент с гордостью говорит о прибавке в 125 рублей пенсионеру, а эти 125 рублей меньше, чем 20 буханок хлеба ... это очередной обман общественности. Расслоение все больше и больше. ... Законы о реформации верхней палаты, о местном самоуправлении мне кажутся неконституционными. На мой взгляд, это совершенно антидемократические реформы, выстраивающие не государственную вертикаль власти для пользы людей, а вертикаль власти под себя одного и для облагодетельствования своих подчиненных". Советская власть продолжается, поскольку продолжается широкая ложь во всех сферах: "Хотя бы для примера возьмем де чеченские войны. Первая велась под видом наведения конституционного порядка. Вторая - под видом борьбы с терроризмом". Корреспондент Александр Карпов спрашивает, неужели это не так -- лет через двадцать будет рассказывать с гордостью, как говорил с Боннэр, но был вынужден, сами понимаете, делать вид, что не во всем с ней согласен, иначе бы не напечатали, а он, умница и герой, слукавил, дав возможность Боннэр сказать: в Чечне "Антинародная война. Цель, как у всякого военно-полицейского государства: держать свой народ в подчинении при помощи идеи о том, что у этого народа много врагов. ... Простите, спецслужбы тоже хватают заложников. И чеченцы хватают, и русские. ... Чеченцы -- такие же бандиты, как россияне. Или такие же не бандиты. ... Россией должны быть объявлено одностороннее прекращение огня. Я уверена, что Масхадов сразу же на это ответит тем же". Боннэр спросили о том, как оценивает Глеба Павловского, руководителя "Фонда эффективной политики": "Я оценила Глеба Павловского по полной его стоимости в 80-м или в 81-м году, когда он давал в ГБ показания на Ивана Ковалева, сына Сергея Ковалева, и на жену Ивана Ковалева Таню Осипову". Корреспондент испуган (Павловский кажется ему всесильным Тараканищем): "Вопрос скорее касается того, что в России появились люди, придумывающие для власти всякие хитроумные схемы...". Боннер: "В любом государстве всегда есть люди, которые своевременно стараются вылизать начальству известное место". 



Валерий Калашников, бывший банкир, четыре года проведший в тюрьме и оправданный судом, подал в Страсбургский суд на компенсацию (Магаданский суд ему в компенсации отказал), и вот ему эту компенсацию - 50 тысяч долларов - присудили (Новые Известия, 4.8.2000). Сенсация: первый случай положительного решения. Нашелся на наш суд - суд Страсбургский. Теперь самое интересное: под какими предлогами мы будем не платить. Что не будем платить - для нас очевидно, хотя на Западе пока такого и представить не могут, там решения Страсбурга исполняют беспрекословно даже греки, хотя и лукавы суть даже до сего дня. А мы не лукавы, у нас просто денег нет. На это. 

Социолог Дм. Фурман (Общая газета, 10.8.2000) мимоходом повторяет как разумный довод Путина: "Вы сами создали это государство". -- резонно указал президент встревоженным бизнесменам". Конечно, не Путин, а сатана - отец лжи, но чекисты все-таки тоже обладают презумпцией лживости. "Это государство" создано не бизнесменами, а всем миром. Ответственность прямо пропорциональна власти. Виноват Ельцин больше всех - имел власть ликвидировать Лубянку, ввести частную собственность, создать независимые суды, а предпочел родную номенклатуру холить и лелеять. Виноваты чекисты - а кто финансировал Жириновского, кто поучаствовал в "приватизации"? Виноваты интеллектуалы, десять лет подряд призывавшие пиночетика и оправдывавшие цинизм. И это лишь самые-самые, первые три места. Интереснее мысль Фурмана о том, что при сильном страхе человек думает лишь о спасении себя, при слабом - лишь о пиве, и нужен средний страх, как сейчас у Гусинского, чтобы начать думать о других, о демократии и пр. Впрочем, отъезд Гусинского показывает, что напуган он сильно - из-за границы даже Ленин не смог бы ничем руководить. И никакой страх не заставил Лужкова перестать воровать и заговорить на человеческом языке. С другой стороны, пример мучеников - это пример победы над страхом очень сильным. В каких-то простых ситуациях (ребенок в песочнице, отношения среди сотрудников лаборатории) тезис Фурмана верен, но где задействованы сверхценности, оно буксует и ведет к ошибке цинизма. 


Юр.Коваленко (Новые Известия, 10.8.2000, с.6): во Франции экономический подъем после 20 лет спада, безработица сократилась на полмиллиона до 2,8 млн., в основном благодаря сокращению абочей недели, грядет сокращение налогов, срока президентского мандата, Корсика собираются расширить автономию. Против того, что 90% французов считают себя счастливыми написал эссе "Вечная эйфория" Паскаль Брукнер: французы потребляют много пилюль и транквиллизаторов, путают счастье с благополучием, забывают о свободе. "Одна из примет нынешней Франции состоит в том, что богатые богатеют гораздо быстрее, чем бедне ... беднеют". Пожалуй, автор сам не понял, что написал, а понял бы - исправил. 

Закономерный конец Василия Аксенова: стал одним из учредителей новой партии Березовского. Присутствовал на пресс-конференции, был не очень разговорчив (Моск. комсомолец, 10.8.2000). Стыдно? 

"Московский комсомолец" (10.8.2000): "По свидетельству очевидцев, весь день рядом с коммерческими палатками проводились газосварочные работы. Были люди, которые видели на месте будущего взрыва брошенные баллоны. Поэтому следствие сразу выдвинуло перспективную "газовую" версию". На что газовщики заявили, что "никаких газосварочных работ на Пушке не проводилось и поэтому газовых баллонов там не было ... если бы коммерсанты хотели бы что-нибудь приваривать к своим палаткам самостоятеьно, они обязательно согласовали бы свои действия с нами". Чиновники даже не слышат парадокса в своих словах, они забывают о том, что слово "самостоятельно" означает, помимо прочего. и "сделанное без согласования". 

Образец пропаганды посткоммунизма: Максим Соколов (Известия, 10.8.2000, с. 2) провозглашает: "Правый поворот, о необходимости которого так долго говорили государственники, совершился. Русские перестали стыдиться своего имени и своей родины. Говорить "эта страна", при каждом удобном случае бранить Россию и открыто подличать перед "странами, которые принято называть цивилизованными", стало неприличным. Русская армия -- более не предмет дежурных поношений. Патриоты заграницы, они же общечеловеки, стремительно маргинализуются". Характерные признаки пропаганды: (1) отсутствие единого факта - что случилось, что можно говорить о довершении какого-либо переворота? с чего он начался? или просто Соколову так показалось из разговоров с друзьями по редакции? (2) клевета на идейного противника (не было и нет идиотов, которые подличали перед заграницей); (3) присвоение себе почетных имен ("правые", "настоящие гуманисты" - в противоположность "общечеловекам"), без всякого фактического обоснования - что "правого" в Путине? в Соколове? (4) изображение врага нечеловеком - в данном случае, "маргиналом" (5) заявление о своей победе - без единого факта. Может, взрыв на Пушке? захват Грозного? победа чекиста над секретарями обкомов? (6) и самый искусный ход - вместо того, чтобы обсуждать факты, идет длинное размышление о том, победили правые сознательно или стихийно. С таким же успехом Соколов мог написать диссертацию о том, какого сорта коньяк пьет по утрам фрекен Бок. Так Андрей Кураев, будучи неоднократно уличен во лжи, стал извинятья за ложь, которая была такой мелкой, что с ней даже спорить не нашлось охотников - про число антихристиа в штрихкоде. "Правый", "консерватор", как и всякая кличка, нехороша, потому что консервируется всегда не только хорошее, но и дурное, что есть в жизни; но особенно смешно, когда провозглашают себя консерватрами те, кто консервирует коммунизм. 

А.Жеглов (Сегодня, 10.8.2000): милиция уже арестовала одного чеченца и одного дагестанца, вся вина которых в том, что у них нашли Коран, "названный почему-то в официальном сообщени "ваххабитской литературой". А что, логично: и Библия - сектантская литература. На той же полосе Вл.Яров отмечает, что взрывное устройство очень эффективно сработала (людей ранила в основном мраморная крошка). Это наталкивает на мысль, что террористы подготовлены в чеченских лагерях. Но, во-первых, часто именно специалист ошибается, а случайное событие может быть крайне эффективно. Во-вторых, что ж, в России нет других специалистов, кроме чеченцев, в сфере взрывов? И что же все-таки взорвали чеченцы за последние годы? Пока - за взрыв в Буйнакске - под суд однами лишь дагестанцы. То, что целый год не могут найти мифических чеченцев, устроивших взрывы в Москве, и не просто не могу, а подкидывают какие-то смешные доказательства чеченской войны, ясно указывают, что это варварское преступление совершили все-таки те, кому надо, чтобы получить повод начать войну. Глупенькие - и без войны приняли бы и ничтожество на троне, и разгон хоть десяти парламентов. "Пипл схавает" не только попсовую музыку, но и чекистскую политику, своего рода "попсовый консерватизм". 

Забавно: я дожил до возраста, когда, включив телевизор, видишь там в основном людей моложе себя. Конечно, это связано и с тем, что современная цивилизация, состоящая в основном из стариков, предпочитает этого не афишировать. 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова