Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

С 23 по 29 cентября 2000 г. и ранее

К оглавлению "Дневника литератора"

К оглавлению дневника за 2000 год

 


 

Иностранные новости

"Новая газета" (28.9.2000) публикует отрывки из воспоминаний Фредерикса Филипса, возглавлявшего фирмы в середине 20 в. Фирма изобрела магнитофонную кассету, но не стала монополизировать изобретение: в одиночку заполнить товаром весь мир все равно нереально, а если позволить всем производить магнитофоны и кассеты, то спрос возастет неимоверно, и фирма получит бльше выгоды. Об отношении к рабочим: "Вовлеченность без ответственности ... приводит к непростительной трате сил и времени. Когда меня спрашивают, как далеко может зайти сотрудничество, я отвечаю: до границ той ответственности, которую люди готовы и способны на себя принять. ... А чтобы отвечать за что-то, человеку нужно иметь как можно больше информации".
Алексей Смирнов (Новые Известия, 23.9.2000) издевательски описывает, как в Норвегии жокей Атле Хамре смошенничал. Говорил своему приятелю владельцу пароходов и конюшен Кристенсену, что его шантажирует русская мафия, и тот два года платил отступные - за два года три миллиона. Приговора пока нет. Вариация на тему "Ревизора", у-страха-глаза-велики. Даже не ура-патриоты считают своим долгом давать отпор, когда на Западе говорят про нашу мафию, по отмывание денег в американских банках. Те же самые люди пишут, как все плохо в России, но не желают, чтобы об этом писали другие. "Ложно понятое" -- то есть вовсе не понятое - чувство чести. 

Честь не в том, чтобы о тебе не говорили дурного, а в том, чтобы не быть дурным. Но большинство людей относятся к жизни магически и искренне верят, что дурное слово обладает самостоятельной силой. Боятся сглаза. Любят лесть. В общем, видят в других людях богов, способных словом упразднить или создать реальность. А реальность создается известно Кем и еще немножко человеком - который на Боге как гусеница на тутовом дереве, потихонечку потребляем божественную реальность и выпукаем из себя реальность человеческую. Бог не против, Он для того нас и создал, но надо все-таки следить, чтобы реальность получалась посимпатичнее.



Оксана Разумовская (Московские новости, 26.9.2000, с. 19): описывает свое пребывание в Японии, называя японскую культуру "культурой стыда" - стыда перед коллективом. Стыдно высовываться. Стыдно не пойти со всеми коллегами в публичный дом - а изменить жене не стыдно. Стыдно назвать жену красавицой - надо быть скромнее. Феминизм вещь малорадостная, но все же лучше феминизм, чем это.

 

Российские новости

Подборка материалов о беседниках в пос. Красные Ключи  — или Чагры —  Самарской обл. (на границе с Оренбургской) - Московский комсомолец, С.Бычков, А.Колпаков. Беседники считают своей основательницей Анну Андреевну, самоизбранную монашку, вдохновленную Серафимом Саровским (неизвестно, лично ли). Местно канонизирован  старец Петр Чагринский (Петр Иванович Колпаков, 1856-1925), в 1915 г. организовавший строительство тут Церкви. Стараниями свящ. Павла Алексахина РПЦ признала беседников. 

Дм.Фурман (Общая газета, 28.9.2000): "На смену мафиозному хаосу идет мафиозный порядок. ... Когда к власти приходит, как это произошло в 1991 году, группа лиц, не связанных ни идеологически — партийной дисциплиной, ни какими-либо традиционными лояльностями. и при этом у общества нет никакой воможности эту группу сменить, она просто не может не криминализироваться, не превратиться в мафи. или во множество мафий ... За периодом неорганизованной борьбы многих мелких группировок наступает период правления одной, хорошо организованной. При этом действительно могут наступить "порядок и дисциплина". Прекращаются стрельба на улицах и всякого рода "разборки", прекращается даже коррупция. В мафии может вообще не быть никакой коррупции и нкиаких служебных преступлений, ибо в ней только одна вещь рассматривается как преступление — неподчинение боссу". Один литератор сравнивал душу с государством, а чувства — с гражданским. И иной раз не стоит стремиться к порядку в душе, сумятица чувств может быть естественнее и богоугоднее, чем фанатизм полуавтомата, когда все подчинено одной цели.



Директор Респ. центра репродукции человека проф. Анд. Акопян (Общая газета, 28.9.2000): "Количество самоубийств увеличилось на 37,8% у женщин и на 68,6% у мужчин. Смертность от убийств увеличилась вдвое и у тех и у других. ... Наши мужчины умирают в основном от алкоголизма ...Россия лидирует в мире по числу абортов (две из трех беременностей прерываются)". Вымирают в основном русские, убыль возмещается переселенцами. И ведь бороться с алкоголизмом "в лоб" еще бессмысленнее, чем диссидентствовать. Точнее, в диссидентстве смысл-то есть, а в трезвенничестве нет. Диссидентство по крайней мере пропорционально проблеме, которую оно решает, а трезвенничество покушается на алкоголизм, проблему огромную, не имея никаких средств вообще, кроме пустозвонства. Вот где начинать приходится издалека, с молитвы и веры, но при условии, что они не ведут к снисходительному принятию пьянства как "национального колорита". 

Петр Вайль (Итоги, 26.9.2000) описывает поездку в Вытегру, пьяных и опустившихся мужиков, выпрашивающих на выпивку, щеголяющих нищетой: "Может, пить стоит поменьше?" — "А как с такой жизни не пить?" Вот ведь порок можно довести до автоматизма, даже такую извращенную логику, а добродетель механической сделать не получаеся. И слава Богу. 

Ирина Петровская (Общая газета, 28.9.2000) комментирует отчет РТР о встрече Путина и Солженицына: "Александр Солженицын спел в честь Владимира Путина такую Песнь Песней ... "Я и сейчас полон этой встречей", — признался он напоследок". Сванидзе сравнил Солженицына с Толстым. Петровская: "Довольно сложно представить Льва Толстого ... принимающим у себя в Ясной Поляне государя императора Николая II".

"Российская газета" (28.9.2000) опубликовала "Доктрину информационной безопасности". Религия упоминается в 1 разделе (недопущение разжигания религиозной ненависти и вражды) и в 6, в самом конце раздела о "сфере духовной жизни": "Наибольшую опасность в сфере духовной жизни представляют следующие угрозы информационной безопасности Российской федерации: ... возможность нарушения общественной стабильности, нанесение вреда здоровью и жизни граждан вследствие деятельности религиозных объединений, проповедующих религиозный фундаментализм, а также тоталитарных религиозных сект". "Основными направлениями обеспечения информационной безопасности Российской федерации в сфере духовной жизни являются: ... противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров".

"Известия" (28.9.2000) - письмо Ю.Смирнова из Москвы в защиту смертной казни: "Почему же за преступником право отнять чужую жизнь остается, а за обществом право отнять его жизнь — нет?" Ответ ясен: потому что общество — не преступник. Смирнов против аргумента о судебных ошибках: "Случайные жертвы есть всюду ... Кто-нибудь требует отмены автомобильного транспорта?" Сильный по безнравственности довод — сравнить суд с машиной. И, конечно, вселенская смазь и передержки: "США — демократическая страна или нет? Вы ее подаете как эталон западной демократии..." Ложь: никто, тем более "Известия", не подает США как идеал демократии. "И кто сейчас нас рьяно призывает к гуманности? Французы — изобретатели гильотины? ... Немцы — соорудившие Аушвиц и Дахау? Не надо форсировать ход истории. Человечество еще не созрело для отмены смертной казни". Любопытно скрытое под последней фразой подсознательное отождествление себя с человечеством, вытеснение знания о том, что французы и немцы уже отменили смертную казнь.

Олег Осетинский (Литературная газета, 27.9.2000) одобряет выступление Солженицына в защиту цензуры: "На мой взгляд, в России идет война. На войне как на войне. И Черчилль, и Де Голль вводили временные ограничения свободы слова. ... Вы поддержали бы свободное распространение гитлеровских листовок в 1941 году?" Сильно — сравнить Гусинского с Гитлером. И в том же номере — Николай Журавлев прямо наоборот, бранит Солженицына и Жванецкого, называет их позицию "чудовищной". "Что до Михал Михалыча, то неужели он учуял, что возвращаются те времена, когда единственным источником существования для него были выступления в начальственных банях, над которыми он сам недавно еще посмеивался? Но текстуальное совпадение Жванецкого и Проханова, на мой взгляд, относится к компетенции Андрепя Бильжо".

Пример непрофессионализма: Борис Филиппов (НГ-рели гии, 27.9.2000) утверждает, что Ратцингер в некоем секретном послании в августе 2000 г. запретил именовать некатолические Церкви "братскими".

Ольга Чайковская, еще с советских времен героически сражающаяся с беззаконием судов, описывает, как дали пять с половиной лет юноше, посмевшему оказать сопротивление беззаконствовавшей милиции — дали за хулиганство, вопреки закону и пр., и таких случаев у нее множество, и делает вывод: "Советская власть ... вообще стояла на лжи, как всегда камуфлировала ее под правду ... теперь российская официальная ложь как бы вышла на новые рубежи — совершенного бесстыдства. Величайшее зло мира — недаром дьявола издавна называют отцом лжи, — разрушительная сила, ... оно свихнулась от собственной безнаказанности (как Жириновский, когда таскал за волосы женщину-депутата). Словно какой-то демон вырвался на волю и будушет в России от чеченских гор до глубин Баренцева моря ... Нам все кажется, что перед нами отдельные случаи, но бесстыдство и жестокость ... сливаются в одно гигантское бесстыдство и гигантскую жестокость. ... уж совсем беззащитным становится в России человек".



Архиеп. Ташкентский Владимир (Содружество НГ, 27.9.2000) о колонизации русскими Средней Азии: "Ее разгадка видится в том, что она была проникнута духом православия — духом смирения, братолюбия и кротости. Поэтому не удивительно, что мусульмане Центральной Азии добротою и радушием встретили иноземцев — православных русских людей". Епископ хвалит Каримова, Ниязова, Акаева за помощь православным, призывает дать отпор талибам, которых бранит за то, что они "антимусульмане", как все ваххабиты, как вся Саудовская Аравия. Сильно: епископ разбирает мусульман на истинных и ложных.

Отличная реплика Виктора Шендеровича (Вечерняя Москва, 25.9.2000): "Раньше было понятие - (не)рукопожатный человек. Я успел узнать пару таких семей, где человеку, котоый повел себя плохо, отказывали от дома. ... Падение нравов происходит через нас: МЫ не даем ИМ понять, что они персоны нон-грата. ... Я посетовал на это одному моему приятелю, и он парировал: "Викетор, не экономьте на мыле". Но есть вещи, от которых не отмоешься. Мы живем в нравственной невесомости, вне систем координат, играя на понижение. ... В медицине это называется шизофрения. ... Власти провокаторы вроде Жириновского или Глеба Павловского нужны для того, чтобы зондировать общественную реакцию. Власть у нас ведет себя как хулиган в электричке. Если сразу встряхнуть его за грудки — будет тише воды, ниже травы. Но если все отводят глаза, то будьте спокойны - дойдет до уголовщины. После первого штурма Грозного в январе 95-го, когда по пьяной лавочке угробили тысячу призывников ... на Пушкинскую площадь в знак протеста вышли 70 человек. Мы морщились — опять Новодворская, Гайдар... Как надоели! И в результате получили две чеченские войны ... Мы до сих пор не научились видеть связь между нашим выбором и нашей жизнью. Вроде первобытных людей, которые не видели связи между половым актом и деторождением". 

Единственное, не согласен с тем, что Гайдар приравнен к нравственным людям — уж он-то столько рук нажал, что хоть святых выноси, и за Чечню и он в некоторой степени отвечает, в большей степени, чем, к примеру, я (я специализировался на других грехах). Не разделяю и оптимизма Шендеровича: мол, если бы на площадь тогда вышли 70 тысяч человек, не было бы войны. Могло бы и не помочь. Он прав в другой, основной своей мысли: руки не надо жать кому попало. А то выйти на площадь легче, чем отказать подлецу печататься в газете (как же, надо ведь "отражать действительность"). Так светские люди приходят к пониманию анафематствования. Не отлучать плохо, плохо поручать отлучение другим. 



Ну вот как сочувствовать Медиа-Мосту, когда "Сегодня" (27.9.2000) дает интервью с Г.Павловским, представляя его как "политтехнолога", и тут же интервью с Вл. Мау (а в "Итогах" он вообще ведет колонку по экономике) — сподвижнике Гайдара, госчиновнике, проповедующего свободу, но при этом сосущем госказну. Восхваляет Гайдара за либерализацию. Чубайса за стабилизацию, Примакова за сбалансированный бюджет. Начался-де экономический рост. Какими мыслит категориями: мол, когда росли цены на нефть, правительство поддается популизму, начинает раздавать деньги, когда нефть дешевеет, правительство начинает реформы. Как будто реформы противоположны популизму! Рассуждения техника (в лучшем случае, в худшем - просто марксиста), не подозревающего о существовании этики, права, культуры, не говоря уж о совести. Так что Гусинскому и компании сочувствуешь, но примерно так же, как Ельцину в 1989 году — в пику густой гебухе. 

Алла Астахова (Сегодня, 26.9.2000) возмущается: военные не дали штатским генетикам помочь в опознании погибших в Чечне солдат, а теперь еще и хоронят их отдельно, не на парадном кладбище солдат (Перепечинском), а на особом. А зампреда Комитета солдатских матерей Флера Салиховская говорит: "После того как мы осмотрели место на кладбище, где хоронили неопознанных гражданских лиц, убитых в Чечне, мы решили, что не пойдем на такое ... запущенный угол кладбища, где хоронят бомжей". Торжествует эгоизм. Беспокоятся о своих и только о своих. Эти матери по крайней мере знают судьбу своих сыновей, а вот родственники тех "гражданских", кого закопали на участке для бомжей, лишены и этого утешения — точно знать, что твой сын или муж умер. Нет ничего, быть может, более антихристианского, чем думать, что Иисус мог и не умереть на кресте, а спастись в Индию. 

А в "Вечерней Москве" (25.9.2000) выдана военная тайна: чин из Минобороны проговорился, что всего на первой чеченской войне погибло 10 тысяч солдат, причем многим матерям посылали гробы пустые, так что теперь, чтобы выяснить, чьи именно родители хоронили воздух, потребовалось бы вскрывать тысячи могил.

Жванецкий в "Известиях" (26.9.2000) так оправдывается за статью в "Моск. новостях": "Вообще борьба ТВ с властью выглядит странно потому, что именно они и есть власть". Это, конечно, софизм. Не "радио и телевидение президента в итоге и выбирают". Выбирает избиратель. Может, это профессиональное для говоруна заблуждения: придавать большое значение говорению.  Но скорее это сознательная передержка. "Настоящая сатира — это, наверное, восстать против того, кто тебе платит. Безопаснее всего кусать президента. На этом делаются карьеры". И кто же сделал на этом карьеру? Пошли рассуждения совершенно парткомовские. И сатира - не восстание против того, кто тебе платит, а восстание против лжи и агрессивности, пусть даже они тебе и не платят.

Дм. Орлов (Известия, 27.9.2000) цитирует Евангелие: "Сказано: низведу гордых и вознесу смиренных. гордые — западные демократии — пребывают после августовского скачка цен на нефть в состоянии шока. ... "Новая экономика" удивила всех своей нестабильностью. Одна из главных причин процветания западных демократий оказалась до неприличия банальной: двадцать лет дешевой нефти". Холопская радость чужим неприятностям. Ресентимент чистой воды. Как будто до 1970-х годов Запад был беднее Востока. Как будто дешевая нефть помогла России процвести. И какая уж там на Западе гордость, — она если и есть (а при всей политкорректности она есть), то в сравнении с гордостью Востока, как нищего, так и богатого, она — ничто. Вообще готовность чуть что провозгласить гибель Запада очень напоминает разговоры о скором исчезновении религии. 


Мои заметки о бизнесе веб-дизайна вызвали здоровую критику. Возможно, я был неправ. Интереснее другое: преображающая сила денег. Ведь есть огромное число людей, которые критикой зарабатывают на жизнь, которым платят за то, что они считают деньги в чужих карманах. Экономисты, финансовые менеджеры, специалисты по управлению и научной организации труда, всевозможные эксперты, защитники прав потребителей -- они ведь просто-напросто профессионалы критики. То же с учеными: нормальный ученый и без денег будет заниматься исследованиями, над ним смеяться -- но если за ту же работу будут платить деньги, к нему будут относиться с уважением. И ученый предпочитает получать деньги. Радоваться надо, когда тебя критикуют бесплатно -- ты экономишь. Вообще-то надо платить критикующему, а не видеть в нем сразу врага. Вот я, бросая денежку в церкви, плачу за то, чтобы меня поучали, бранили грешником и пр. Я покупаю обличения. 

Конечно, плата за критику, плата за науку (в обоих смыслах) - лишь игра в рациональное поведение. Но на этой игре стоит современная западная цивилизация. Возможно, тут подспудное -- жажда другого, жажда общения с иным, но такого общения, которое бы не порабощало. Плата устанавливает дистанцию, необидную для обеих сторон. Восток этого не понимает, он оскорбляется платой (и при этом жаден бесконечно больше Запада, но жадность эта сдавленная). На всякий случай не буду продолжать свою благотворительную экспертную деятельность, скажу более общо: наш средний класс плох тем, что он недостаточно средний класс (как наши интеллектуалы и интеллигенты плохи тем, что они недостаточно таковы). Средний класс Запада считает дурным тоном оправдывать свои пороки чужими (а мне оправдывают наши высокие цены тем, что на Западе еще дороже, хотя по отношению к многим ценам -- например, к перепечатке на машинке -- это уже давно неверно). Средний класс Запада считает хорошим тоном благотворить и соблюдать закон -- у нас это как раз тон дурной. Средний класс Запада хотя бы изображает наивность и корректность, наши почитают обязательным изображать (надеюсь, неискренне) циников.



 Айдер Муждабаев о суде, который признал регистрацию в Москве незаконной: мол, что правозащитники дергаются, ведь "о депортации же за пределы МКАД корреспонденты "МК" ничего не слышали" (Московский комсомолец, 27.9.2000). Какая прелесть эти югенды: не слыхали мы ничего, значит, ничего и не было. Выходит чистый солипсизм: что не вошло в мои ощущения, того нет. А может, совести нет? Или движения нет в нужном направлении -- хотя бы спросили у правозащитников, они бы объяснили, кого и куда депортировали (а депортировали и депортируют)? Вот эта же психология в Средние века считала указ недействительным, если его не оглашали на площади -- не слыхали, и точка.Эта психология рождает навязчивость в проповеди: нет, ты слышал? так услышь! а вот тебе в ухо!! а вот в другое!!! А надо слышать иначе: слышать весь мир, слышать тех, кто не говорит с тобой, слышать тех, кому заткнули рот.
В коллекцию сведений о посткоммунизме. Услуги вебдизайнеров. Перепечатка - за страницу (1,8 кб) просят 1,2$ (столько же за корректуру). Значит, наваривают прибыль 600%, ведь машинистке-то они заплатят все равно 6-7 рублей. За написание текстов - 80$ за страницу, в два раза больше самого высокого журналистского гонорара (http://www.w-m.ru/price/roznitsa.html). За регистрацию домена второго-третьего уровня просят 150$ (стоит она 50$, прибыль 200%). Час технической работы вебмастера оценивают от 12$ (в случае перепечатки) до 25$ (поиск информации в интернете). 

Какие гипотезы можно выстроить на этих фактах? "Бизнес" этот совершается в сфере денег "бешеных", расходуемых в соответствие не с принципами бизнеса, а в соответствие с принципами чести, потлача. Ориентированы расценки не на расширение круга клиентов, а на поджидание однократной крупной дичи. В общем, прямая противоположность принципам обычной рыночной экономики. Думаю, что подобный бизнес обречен если не на исчезновение (достаточно замкнутая от иностранных конкурентов система может влачить существование достаточно долго), то на отсутствие реальных творческих достижений. Кто же платит? Разумеется, нефтяники (русойл) и производные от них жиголо (до полит.ру, Бородина, СПС и "Известий"). И британское посольство - эти, видимо, решили сэкономить, наверное, дешевле, чем в Лондоне. 


Кстати, заглянул на http://www.polit.ru/documents/321116.html -комментарий к делу "Моста" в стебном стиле, чума-на-оба-ваши-дома, "кидалы против рэкетиров" (и тот же самый заголовок в "Известиях" А.Архангельский, 25.9.2000). О презумпции невиновности, о суде -- молчок, игра в "это надо судить по понятиям, не по закону".. Самая благодатная почва для произрастания посткоммунизма - цинизм-пофигизм. Очень, очень утешился. Когда начинает казаться, что самые ужасные проблемы - это канонизация Пия IX или младостарчество, очень полезно нюхнуть грязных носков товарищей КР и БГ (так подписана статья полит.ру про дело "Моста"). Как в анекдоте про гинеколога, который выходит на улицу, оглядывается и радостно кричит: "Лица! Лица!!" Вот в Церкви - лица, разные, с бородавками, иногда со звериным оскалом, но лица, и большинство вполне все-таки симпатичные. А в посткоммунистическом мирке, самоуверенном прямо пропорционально своей безнравственности, невежеству и вороватости - другие части тела. И они очень хотят, чтобы к ним относились с уважением и лаской, что для определенных частей тела и характерно.



 Слух о том, что чеченский воевода Хаттаб перебрался в Таджикистан, "не доделав свою работу" (какую?). "Вероятнее всего, то, что могущественные наркобароны исламского мира начали подготовку к последнему автору для построения "дуги нестабильности", знакомой европейцам со времен средневековых крестовых походов. Сейчас, как и тогда, исламские фанатики выстраивают линию фронта от Иерусалима через Кавказ в Среднюю Азию. Но если много веков назад война велась за Гроб Господень, то сейчас все более меркантильно. На смену фанатикам пришли расчетливые наркодельцы. Россия - единственная страна, которая противостоит хорошо слаженной наркоармии. Если торговцы зельем прорвутся, то в море героина утонет не только Россия, но и весь мир" (Московский комсомолец, 22.9.2000). 

Подписано А.Чуйковым и Ю.Кочергиным, но из текста явствует, что написано по инициативе армии, в командировке, которая армией, скорее всего, оплачена, а идеи, пожалуй, растут даже и поглубже - часть, видимо, "информационной борьбы" за Россию, которую предусмотрено финансировать из казны. Конечно, идея противоречива даже внутренне: авторы помнят, что все-таки не мусульмане напали на Запад, а крестоносцы - на Иерусалим, но почему-то выворачивают так, что и тогда была исламская угроза. Подсовывается как нечто само собой разумеющееся, что Россия противостоит наркоторговле, хотя этот тезис нуждается в обосновании. Ислам - опиум для народа, Россия этому противостоит -- вариация на тему "религия опиум для народа, советский народ во главе с русскими этому противостоит". Удобный заход для выпрашивания денег у Запада и объявления военного положения внутри России. И очень удобное оправдание лежания на печи, пыток, беззакония -- мы противостоим наркоармии, не до условностей вроде законности и творчества. 


Алдр. Будберг (Московский комсомолец, 23.9.2000) - интервью с Викторией Андреяновой, главой фирмы модной одежды. В общем - "джинса", т.е. скрытая реклама фирмы. При этом Андреянова подчеркивает: "Моя фирма находится при Администрации Президента. Поэтому мои клиенты - это элита в той или другой степени". То есть, она обшивает тех, кто в той или иной степени деградировал до шариковых. Яркий пример псевдоформы: западный "от кутюр" при пересадке в посткоммунизм превращается в пошивочное ателье при ЦК КПСС, только теперь уже ЦК называют "Администрация Президента", а пошивочное ателье - "фирмой высокой модой". Но деньги берут, в отличие от кутюр, из казны, а не в конкурентной борьбе.


В Туле еп. Кирилл выступил с открытым письмом, где протестует против открытия памятника Левше на месте, где некогда стояла церковь. Весной 1999 г. епископ уже выпросил у властей Киреевского района пожарное депо под храм. Еще раньше власти Новомосковска отменили по требованию местного архимандрита спектакль питерского театра "Иисус Христос - суперзвезда" (Серг. Ждакаев, Известия, 23.9.2000).


На Западе был большой скандал, когда показали, как на встрече родственников моряков "Курска" с начальством одной женщине вкололи что-то. Теперь "Комсомольская правда" (22.9.2000) опровергает - со слов, правда, не женщины, Надежды Тылик, а ее дочери, Натальи: "Мама сорвалась и стала говорить все, что приходило на ум. Врачи прямо через одежду сделали ей укол. Я и папа при этом присутствовали. Инъекция была самым обыкновенным успокоительным, ни о каких транквилизаторах и тем более наркотиках и речи нет. ... Через 15 минут после укола мама успокоилась". 

А теперь упражнение по внутренней критике источника. Почему не дано слово Надежде Тылик? Почему не сказано, что конкретно вкололи? Понимает ли автор, что "успокоительное" и "транквилизатор" - одно и то же, только на разных языках? Понимает ли, что делать укол взрослому человеку без его согласия - противозаконно? Что шприц мог быть быть нестерилен? А если бы женщину заразили СПИДом (конечно, невольно) - с кого и что спрашивать? И, наконец и в главных - если считается ненормальным говорить то, что "пришло на ум", то что же нормально?


Еп. Мурманский Симон выступил против подъема тел моряков "Курска": "Я бы не хотел, чтобы мое тело после смерти тревожилось, подвергалось исследованиям и надругательствам" (Сегодня, 23.9.2000). Как удачно: и правительство как раз ведет кампанию, чтобы взять назад обещание поднять тела. Что ж, надо платить за выстроенные на казенные средства храмы. Только чем платим: лукавством. Ведь поднять тело утопленника - что тут от "надругательства".


Илья Кукин - очерк о теннисисте Марате Сафине (Итоги, 19.9.2000). Автор настаивает, что Сафин хладнокровен, пусть репутация у него вспыльчивого человека. Саркастически спрашивают его, сколько ракеток он взял с собой - он ломает ракетки о корт. Сафин: "Лучше я сниму напряжение, раздолбав о корт свою ракетку, чем буду "разряжаться" каким-нибудь способом. Я ведь не осорбляю соперников, не люблю спорить с судьями". То-то высокое начальство любит шикарные кабинеты и вещи. Предпочитают ломать субъекты, а  объекты холят и лелеют. Бесстрастия в этом сколько в гильотине кислорода.

Размежевание в прессе нарастает: Киселев и НТВ побранили Жванецкого - совершенно за то же, за что и я; теперь и "Московские новости" удивляются: мол, Жванецкий не ругал НТВ, что ж на него нападать? И "Известия", и "Комсомольская правда"  (26.9.2000) вступились за Жванецкого. Как будто бы надо заступаться лишь, когда нападают лично на тебя. Что есть истина, будто бы забыто - и не обеими сторонами, не будем циничны и слепы, а лишь одной, забыто именно теми, кто думает о том, как бы послужить и начальству, и величию России, и немножечко свободе.

Перейти к следующему обзору

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова