Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

С 11 по 17 ноября 2000 г.

К оглавлению "Дневника литератора"

К предыдущей главе


Иностранные новости


Канцлер ФРГ Герхард Шредер во время визита в Израиль пришел поклониться в Яд Вашем к Вечному огню и стал подкручивать газовый регулятор -- показалось ему, что огонь слабоват. Но крутанул не в ту сторону (неужели у евреев и нарезка не как у всех?) и погасил (Итоги, 7.11.2000). Как-то не складываются у немцев отношения с газом! Точнее, с газом и с евреями. А все - как показывает данный эпизод - от неумения потерпеть некоторые сугубо технические недостатки.


К эстонской склоке начали присоединяться партийные пропагандисты - на стороне Московской Патриархии, к нашему стыду. Под их пером все приобретает совсем уж комические черты. Виктор Черепахин (Вечерняя Москва, 15.11.2000) рубит прямо: "Православие вне закона ... Гонения на православие в Эстонии принимают все новые формы." Как будто Константинопольская патриархия - не Православие!


Глава миссии МВФ Жерар Беланжу заявил, что России в 2001 г. не дадут кредит и не станут рекомендовать Парижскому клубу простить долги - мол, и так хорошо дела идут Анд. Седов (Комсомольская правда, 15.11.2000) возмущен: "МВФ хочет помогать олько слабой России". Бывший минфин М.Задорнов возмущен: жестокие люди, ведь нам платить столько, сколько мы тратим на образование, культуру, здравоохранение и социалку вместе. То есть, три миллиарда. Почему-то с расходами на армию не пожелал сопоставить. Между тем, наши валютные запасы уже под 25 миллиардов. Но брали-то чужие, а отдавать свои.


Что же все так возбудились от новости, что все европейцы произошли от десяти пар! А я вот читал книжку, где говорится, что все человечество произошло от одной пары. Ну и какая разница? От Адама или от десяти адамов? Боюсь, кстати, что возбудившиеся не очень понимают, что и те десять пар были в близком родстве друг с другом. Ну вот хочется людям побыть космополитами, но так - чтобы ненадолго и не вызвать у начальства раздражения.


Английская королева запретила своим служителям пользоваться мобильниками -- ее раздражают их позывные (Сегодня, 14.11.2000). Думаю, она и сама предпочитает обходиться без мобильника. Курьеры-ты на что? Что ж, этот путь проходит всякий человек: сперва хватается за техническое усовершенствование, расширяющее его свободу - и тут королева, чай, одна из первых и обычный телефон поставили, и мобильный завела - а потом освобождаются от всего этого. Королеве осталось только избавиться от титула, замка, да и служителей... Или ее не раздражает, что взрослые люди у нее в лакеях?


Музей в Челси (Англия) попросил у Мейджора Лейна, участвовавшего в восхождении на Эверест, что-нибудь в экспозицию. Рассчитывали на шарф, перчатки - а получили десять ампутированных из-за отморожения пальцев ног и пять кончиков пальцев правой руки. Музейщики заявили, что считают такой подарок "примером чисто армейского юмора" (Московские новости, 14.11.2000). Поклонение кресту, очевидно, тоже из этого раздела остроумия.


Игорь Торбаков (Русская мысль, 2.11.2000) из Стамбула описывает конфликт между армянами и турками в связи с попыткой армян добиться от США признания факта геноцида. Описывает сочувственно к туркам (гм! при Иловайской, Царство ей Небесное, такого бы не получилось). Якобы не было никакого геноцида, а просто было "драматическое повествование об этническом национализме и постимперском "размежевании народов". И в Чечне сейчас - просто "размежевание". И Освенцим - просто постимперский феномен. С наивностью, достойной лучшего применения, Торбаков утверждает, что Армения просто оккупировала 20% территория Азербайджана (это про Карабах). Пожалуй, лучше бы ему перейти в "Независимую газету". Но копыто все-таки вылезает, и даже человек, ничего не знающий об истории с резней, может это заметить, п.ч. Торбаков сообщает: турки угрожают перекрыть пути торговых поставок в Армению, закрыть воздушное пространство Турции для всех самолетов, направляющихся в Армению. Ну не в силах агрессивный человек сдержаться, ограничиться оправданиями, он тут же выдает себя, переходя к новым угрозам.


Максим Трудолюбов (Ведомости, 31.10.2000):результат социологического исследования РОМИРа (программа World Values Study - длится 20 лет, социологи 60 стран сопоставляют ценности разных народов). Показатель "субъективной удовлетворенности жизнью" повышается с ростом дохода, но примерно с 10 тысяч долларов расти перестает. То есть, граждане США удовлетворены жизнью примерно так же, как пуэрториканцы, у которых на душу 10 тысяч долларов, и с 1975 г. в США этот индекс не подымался. Больше счастливых среди доверчивых (скандинавские страны). В России по 10-балльной шкале в 1995 г. довольны жизнью были 28%, в 1999 - 34%. Возможна связь неудовлеторенности с одиночеством: в Польше удовлетворенных жизнью больше, и там человек крепче связан со средой. Большинство поляков определяет себя прежде всего по нации и вере ("поляк", "католик"), а русские об этом вспоминает в четвертую очередь, а сперва определяют себя через семью (сын, мать).


Итальянец Массимо Салани, автор многих книг по религиозному аспекту еды в мировой культуре, в интервью "Аввенире" заявил: "Фастфуд по своей сути попирает основы католицизма", игнорируя сакральный аспект принятия пищи. Владельцы Макдональдса в ответ: "Фастфуд означает быстрый сервис, а вовсе не быстрое поедание пищи" (Анна Апостолова, Сегодня, 10.11.2000, с. 6). И это католик отождествляет быструю еду с богохульством? А месса за двадцать минут - не богохульство? Вот такие хронологические материалисты и выдумали распятие - наказание должно быть долгим, чтобы возыметь эффект.


6 ноября в Англии разделили сестер-сиамских близнецов; одна умерла, как и прогнозировалось, вторая жива. А в Австрии, Линц, хирург Вольфганг Ацт прооперировал ребенка в животе матери (27 недель беременности), восстановив проходимость закрытого трехстворчатого клапана и расширив правый сердечный желудочек. Операция уникальная (Серг. Шатров, Иностранец, 7.11.2000). И вот поди ругай врачей - ведь одна медицина жестко ставит вопрос о необходимости гибели одного из детей и не менее жестко берет на себя ответственность за спасение другого, еще не родившегося. Кстати, ясно, что ребенок в чреве матери вполне человек - если его можно лечить как человека.


Российские новости

Анд.Пионтковский (Общая газета, 16.11.2000): "Куда-то исчезли с экранов телевизоров генералы, грозящие сорвать с себя погоны, если "предатели в Москве не позволят им на этот раз дойти до конца". Генералы уже сходили до конца, и по нескольку раз. ... Куда-то исчезли либералы, ни дня не сидевшие в окопе, но важно, с державным достоинством рассуждавшие о "возрождении в Чечне амии и России". Куда-то исчезли политологи, доверительно сообщавшие нам со счастливой улыбкой идиотов, рекламирующих "золотой корень", что после чеченской операции они преодолели наконец веймарский синдром и снова чувствуют себя интеллектуальной элитой Великого Государства".

Верно подмечено: о Чечне замолчали. Но, думаю, просто из тех же "соображений", из каких молчали в застой обо всем: о чем не говоришь, того как бы нет. И люди типа Максима Соколова даже не очень молчат, они искренне веруют, что живут в великом государстве, где все идет очень хорошо и цивилизованно. Искренность их отчасти извиняет, но не отменяет, а даже усиливает необходимость постоянно напоминать, как обстоят дела на самом деле. И немцы к 1945-му так привыкли к тому, что живут в хорошем государстве, что переубедить их было крайне трудно. Мы сейчас как бы перенесли по ту сторону фронта - долго показывали на экране партизан, уничтожающих немцев, так теперь мы стали немцами, которых уничтожают партизаны.


Какие-то странные факты: оказывается, судьи Конституционного суда шьют себе мантии не в кремлевских спецателье, а у портных Московской патриархии (Общая газета, 16.11.2000).


В Данилове монастыре прошел Международный миротворческий форум. Ядовито Евг.Комаров, бывший патриарший референт (Новые Известия, 16.11.2000): "Миротворческие конференции, как единственная разрешенная форма общественной деятельности церковников, были придуманы в недрах сталинского госаппарата ... Путинским соколам опять захотелось поддержки на идеологическом фронте, так что старую форму "работы с верующими" реанимировали ... Многие представители протестантских церквей либо не были приглашены, либо не явились сами: бороться ... за мир во всем мире ... под эгидой "единственно верной" конфессии им не очень хочется: это они уже проходили".

А в "Труде" (16.11.2000) Алдр. Королев цитирует резолюцию форума: "на Северном Кавказе и в центральноазиатском регионе возникла реальная опасность насильственного навязывания народам не свойственного м выбора... Из разных государств туда проникают эмиссары воинствующих движений, которые, своекорыстно используя символы ислама, пытаются в корне изменить исторический путь народов Содружества". Это уже не какая-то журналистка из "КП", это уже православные иерархи берутся определять, где правильный ислам, а где неправильный. Правда, кукловод, скорее всего, один у журналистки и у иерархов.


Генн.Зюганов (Аргументы и факты, №46): "Вера - это состояние души. В сердце каждого должен быть свой Бог. Я верю в разум, в человека труда, в звезду России. Если человек верит в правду, добро, красоту - он верующий. Я нашел для себя такое решение Бога. Я крещеный. ... В церкви бываю довольно часто. ... В церкви очень приятная атмосфера, хорошая аура".

Интересно, что скажет Зюганов, если Бог ему скажет: "Воскрешать Я тебя не буду, но в сердце сохраню о тебе память".


Альберт Кох, ведающий в Газпроме газетами, "отозвал свою подпись" под соглашением с одной из медийных компаний. Отзывник... Как в детстве меня завораживал Дюма, описавший министра Луи какого-то Фуке - разорился, потому что не счел возможным "отзывать подпись". Отозвать поцелуй. Отозвать благословение. В общем, признать, что нечто, бывшее твоей частью, на самом деле было чужим. Как ни странно, "отозвать" не означает "вернуть свое", а лишиться всего своего, от чести до личности.


В "Комсомольской правде" (15.11.2000) продолжается шабаш. Ел. Овчаренко во второй статьи против ислама: "Раскол России на исламские государства ... предусмотрен сценарием, разработанным заокеанскими спецслужбами" (оговорено "есть версия", но что это за оговорка - мол, мне чекист сказал, а я ни при чем?). "Русская православная церковь, толерантная к другим действующм в стране конфессиям, трактует исламский экстремиз как "сектантство" и ... изучает его профессиональн, силами людей сведущих, какое толкование Корана на местах угодно Аллаху, а не замаскированным последователям "Братьев мусульман". Жаль, Овчаренко не написала имен православных профессионалов, объясняющих мусульманам, какое толкование Корана верное. А рядом митр. Кирилл Гундяев объясняет про Палестину: "Происходит кровопролитие, начало которого последовало после вызывающего потупка израильского политика Ариэля Шарона". Предлагает превратить Иерусалим "в столицу двух государств". Приятно видеть дружбу, неподвластную времени - например, дружбу владыки Кирилла с Арафатом.


Алдр. Щипков, представленный как социолог и канд. филос. наук (Независимая газета, 15.11.2000) пишет о том, что плохо у нас - религиозный национализм, религии раскалываются, "криминализация традиционных церквей". Жаль, что выражается в сектофобских терминах: мол, рождаются "суррогатные религиозные движения". А главное - видит беду в том, что эти проблемы "губительны для нации". Во-первых, кто в мире может отличить "суррогатную" религию о несуррогатной, то есть - истинную от ложной? С одной стороны, лично это может сделать каждый, с другой - на уровне закона это не имеет права делать никто. Во-вторых, для нации губительна не суррогатная вера, а истинная - в Бога, пред лицом которого нации ничтожны.

Какая-то странная софистика сквозит у Щипкова: мол, беды от того, что "свобода совести понимается в абсолютном ее значении, а религиозные организации цинично рассматриваются в качестве субъектов рыночных отношений". А неабсолютная свобода - уже, пардон, рабство. И слава Богу, что с религии только берут налоги - давайте ограничимся деньгами, пусть шарят в карманах, но не в душах.

Щипков точно знает, какова дилемма: "Стремиться к полной религиозной свободе или предпочесть патернализм государственного контроля?" И делает свой выбор, хотя, видимо, не совсем понимает, что выбрал все-таки второе: мол, надо от регистрационной системы перейти к "согласительной", чтобы государство с каждой религиозной организацией заключало договор: "Церковь занимается социальной работой, воспитанием сирот и так далее. Государство обеспечивает финансовую поддержку, систему льгот и защиту". Забыл он упомянуть, что государство производит сирот путем бомбометания по своим гражданам...

А если "религиозная организация" не хочет ни получать льгот от государства, ни регистрироваться, ни отчитываться в социальной работе? То-то и оно... Представить себе, что кто-то отказывается от льгот, видимо, трудно. Практически Щипков предлагает создать "Департамент по культам" с семью подразделениями (по числу президентских округов). При этом он критикует имеющиеся четыре госсструктуры по надзору за религией за неповоротливость, но почему-то не задумывается над тем, что его Департамент обречен на ту же неповоротливость. Все это он называет величественно: "Интеллектуальный поиск новой концепции церковно-государственных связей. ... Структуризация церковно-государственных отношений уже назрела". В переводе на русский язык: "Руки чешутся срастить Царство Божие с Царством Кесаря". И задавить всякие "суррогаты", чтобы знали, что наша вера самая правильная. Охо-хо...


Дм. Быков (Вечерняя Москва, 14.11.2000) критикует тех оппозиционеров, которые ругают Кремль, а ходят на кремлевские пирушки. Ругает поделом, только вот что настораживает: "Никакие теоретические установки Кремля пока ... не выявлены". Странное утверждение - и теоретически (концепция безопасности), и практически (война в Чечне, вереница бессудных расправ) Кремль уже вполне свою линию заявил, а Быков все еще не понимает, какая у нас власть. Изначальная двусмысленность позиции: ты критикуешь оппозицию за то, что она недостаточно оппозиция (тогда браво) или за то, что она все-таки оппозиция? И очень сомнителен упрек редакторам оппозиционных газет в том, что они "в собственных изданиях - диктаторы и автократы покруче всякого гэбиста". Кстати, гебист все-таки пишется через "е"; впрочем, это тема диссертабельная. А редактор и не должен быть демократом - это все равно что требовать от автомобилиста, чтобы он соблюдал правила движения для самолета.


Ел.Овчаренко критикует воинствующий ислам ("Завтра вся Россия будет жить по законам шариата?" - Комсомольская правда, 14.11.2000): "Невозможно установить, какую именно трактовку ислама закладывают в головы парням, выехавшим из России осваивать Коран в заграничных "вузах". Выход - наше государство должно помочь конфессиям в подготовке кадром духовенства, чтобы деи и молодежь учились не в зарубежных центрах, а дома. И в восстановлении мечетей и храмов. Однако денег нет". К не подкрепленным никаким судебным приговорам байкам об исламских террористах подшито совсем уже параноидальное: "В Москве бдительные жители Теплого Стана едва отбились от открытия в их районе Исламского культурного центра". А на проспекте Мира что за небдительные терпят мечеть?


Анатолий Панков, бывший главный редактор газеты "Куранты" вспоминает (Вечерняя Москва, 20.09.2000) - к 10-летию начала выхода этой газеты -- как "Куранты" первой из газетпропагандировали демократическую власть. Первый номер вышел 20 сентября 1990 года, Лужков дал несколько комнат у себя, и уже к 20 декабрю заработали столько денег, что смогли "купить по рыночному курсу 300 тысяч долларов", приобрести за границей оборудование и получить его. Подписчиков было 200 тысяч. Причина гибели газеты: "не повернула на путь бульварной прессы", поэтому не смогла жить без помощи извне. "В конце концов появился собственник, который, не рассчитав своих финансовых возможностей, вынужден был прекратить издание газеты".

Интересные детали узнаешь о том, в чем сам участвовал. Правда, я в "Курантах" не был штатным сотрудником, но с первого номера вел там рубрику церковного календаря. Лучшим политическим фельетонистом была Лидия Маллаш - и уже к 1993-му году она прошла тот путь, по которому потом прошли многие: переключилась с защиты свободы на критику "иностранных миссионеров". Сейчас не вижу ее материалов нигде. Блистал Михаил Щипанов из "Труда" (это он рассказал мне, что материалы в "Труд" против о. Александра Меня приносил чекист, и редакция к ним и отношения не имела). Сейчас он в "Вечерней Москве", пишет, как и вся эта газета, "ни об чем".

Я постоянно чувствовал какой-то внутренний сдвиг с редакцией, особенно ярко -- когда после августовского путча я принес статью, защищающую люстрацию и запрет на профессию для высокопоставленных коммунистов, ее не напечатали, а напечатали статью Александра Иванова, ныне покойного пародиста, в принципе ярого антикоммуниста -- но он яро отверг и идею "охоты на ведьм". Теперь Иванов покоен, а ведьмы правят страной. В год, когда ведьмы имитировали экономический кризис и реформы, Панков объяснял в "Курантах" какой-то немке, что, да, она пожертвовала газете некое швейное оборудование для бедняков, но отчета за это оборудование спрашивать не имеет права, а газета организовала ателье, чтобы продержаться на плаву. Миниатюрное повторение всего того, что говорили тогда на более высоком уровне господа ташкентцы.

Кончилось тем, что редакция была, компьютеры были, а газету уже никто не покупал, но внутри редакции жизнь кипела, получали какие-то квартиры от мэрии, на что я чрезвычайно дивился про себя, в общем, что-то совсем уже советское происходило. Меня в конце концов заменили каким-то совсем молодым человеком, ныне тоже исчезнувшим, писавший лампадным маслом полосные материалы про чудотворения (а я, по молодости, еще сердился -- мне-то ни разу полосы не дали).


Александр Щипков, ведущий религиозных программ на государственном радио 27.10.2000 выступил на заседании "общественного методического совета по освещению религиозной тематики в СМИ при министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации" (Русская мысль, 2.11.2000). Он подверг критике руководство радио, которое "не понимает государственных задач в области религиозной политики" (гм! неужели так сложно понять задачи Ц[арства] К[есаря]?). На заседании "было решено поставить вопрос о недопустимости выхода в эфир анонимных программ религиозного содержания и о необходимости выработки особых правил, регламентирующих религиозную рекламу". Советский новояз развивается.

"И пришли фарисеи к Иоанну и спросили ему: "А ты выполняешь правила, регламентирующие религиозную рекламу?"

Ирод - Иисусу: "Не понимаешь государственных задач в области религиозной политики"...


Ив.Иванов (Новая газета, 13.11.2000) - полосный фельетон против оптинского старца Илии и настоятельницы Шамординского монастыря Никоны: якобы травят монахинь голодом до смерти, отбирают деньги, полученные от продажи квартир. Все со слов бывшей монахини, которая даже в Генпрокуратуру пишет "о высокой смертности среди насельниц". Гм!


Революционная зачистка продолжается. С террористами религиозными и мусульманскими в основном разобрались, теперь с сексуальными террористами (слово "террорист" в сегодняшней советской прессе заменило прежнее "контрреволюционер", но смысл тот же). Виктория Молодцова (Российская газета, 11.11.2000) восхваляет суд Петербурга за запрещение программы полового воспитания. Экспертом по сексу почему-то выступали доктор медицинских наук из отдела "Артериальные гипертонии" Института кардиологии Мясникова, которая пишет: "Онанизм -- ... болезнь ... Чем чаще подросток прибегает к занятиям онанизмом, тем быстрее наступают психоневротические расстройства, нарушения со стороны сердечно-сосудистой и эндокринной систем, дефекты формирования костно-мышечных структур, отставание в росте ... Как следствие развиваются нейрогормальная дистрофия миокарда, сосудистая дистония с исходом в арериальную гипертонию или гипотонию, задерка роста, дефект костно-мышечной системы. Из подростка формируется постепенно теряющий здоровье юноша, плохо адаптированный к жизни. Инициаторы новаций в половом воспитании безответственно навязывают подростку патологическую привычку, которая является основой серьезного воспитания".

Разумеется, не приводят ни одной цитаты, показывающей, что онанизм "навязывается". Увы, его-то навязывать не надо. Примечательно для викторианской психологии, которая законсервировалась у коммунистов (а тут явные продолжатели именно коммунистической традиции), что онанизм полагается лишь юношеским пороком - будто взрослые мужчины или девушки от него не страдают. И, конечно же, все, что пишет Мясникова, заслуживает столько же доверия, сколько рассуждения геометра Фоменко об истории. Ну, может быть, чуть больше. Онанизмом занимаются в подростковом возрасте от 70 до 90 процентов юношей, хоть есть половое воспитание, хоть нет. И что, все они плохо приспособлены к жизни? В США есть половое воспитание - и что, там больше больных и плохо приспособленных? Вот поэтому следующим этапом зачистки будет отгораживание от информации об окружающем мире.


Максим Шевченко, заведующий религиозным отделом "Независимой газеты", пойман Александром Шерманом на прямой лжи в освещении израильско-палестинского конфликта (Независимая газета, 11.11.2000). Шевченко написал, что террорист Барух Гольдштейн не был убит арабами, а остался живым, заявил, что евреи взяли в блокаду сорок тысяч арабов (вспоминаются хлестаковские сорок тысяч курьеров) - на самом деле, точной статистики нет, но не более 4 тысяч человек. Шевченко мимоходом признал, что с Гольдштейном ошибся ("в суматохе передачи репортажа по телефону, при плохой связи, после тяжелой ночи ... я действительно оговорился").

Про остальные поправки умолчал и вместо этого продолжил конструировать язык ненависти, которому никакие факты и цифры вообще не нужны: якобы в российской прессе доминирует "вялый произральский PR" (так теперь называют пропаганду). Если в еврейском погроме погиб погромщик, то это, по мнению Шевченко, уже не погром, а "еврейско-арабский конфликт", ведь пострадали обе стороны. Впрочем, что уж он стесняется: если только евреи гибли, все равно это подпадает под выражение "конфликт". Освенцим тоже - "немецко-еврейский конфликт". И в любом случае Шевченко исходит из того, что доверять можно только арабам: если араб сказал ему, что были оскорбительные для арабов надписи, значит, так и было, а что евреи это отрицают -- значения не имеет. Что в таких случаях лучше помолчать и ждать, пока будут документальные факты (фотографии, видеосъемки), Шевченко, очевидно, не подозревает.


Евг.Альбац (Известия, 11.11.2000): у дочери конфликт с учительницей, автор приняла сторону дочери, потому что помнит: в ее школьные годы ее мать заняла сторону учительницы. И это было предательство, как потому, что учительница была неправа, так и потому, что это была родная мать. Заметка свидетельствует об изменении вектора лояльности за прошедшие годы: раньше на первом месте была лояльность обществу (школе), теперь семье (дочери). А вот дочка-то Альбац представляет следующее поколение, потому что на вопрос матери, нужно ли идти в школу и спорить с учительницей, сказала "нет". Может быть, наконец-то появится поколение, которым важна одна лояльность: правде.


Г.Х.Аллавердов из Москвы, 74 лет, пишет (Независимая газета, 11.11.2000): "Я помню, как пыталась расколоть наши народы фашистская пропаганда. Не получилось. Более того, на фронт отправлялась молодежь не только с благословения райкомов комсомола, но и православных и мусульманских священнослужителей. И не взирая на национальностью и религию, грудью защищали друг друг и общую Родину. Когда сегодня в Чечне православный батюшка освящает оружие наших омоновцев, то он ничем не отличается от "мусульманских экстремистов". В 1941 году автору было 15 лет. Вроде бы сознательный возраст, но воспоминания у него ложные. Никакие священники не осмелились бы благословлять отправляющуюся на фронт молодежь так, чтобы это кто-то видел. Да их почти и не оставалось, пока в 1944 не начали выпускать. А насчет Чечни Аллавердов, хоть и атеист, вполне прав.


Евгения Ленц (Сегодня, 11.11.2000): из Хабаровска выслан американский миссионер Бад Морлок, 6 лет проповедовавший в селе Новокуровке. О нем уже писали - американец выгнал из общину женщину, свою помощницу, которая у него подворовывала, да и вообще многие сельчане на него сердились, потому что тот не желал быть вечной дойной коровой. Мерзавец их бесплатно кормил! Ленц спокойно пересказывает не подтвержденные никаким судом слухи и обвинения. Формально выслан по представлению прокуратуры за отсутствие регистрации и "незаконную религиозную деятельность", а Ленц чуть ли не обвиняет его в похотливости со слов какой-то пенсионерки. Для Хабаровска, конечно, все это вполне естественно, но "Сегодня"-то зачем помещает такие материалы?


Президентский воевода по Уралу Петр Латышев на встрече с архиеп. Викентием Екатеринбургским и духовенсвом заявил, что от отдельных мероприятий необходимо переходить к планомерному стратегическому сотрудничеству Церкви и государства. "Мы признаем все традиционные для нашего Отечества религии. Все они равны перед законом. Все они пользуются одинаковыми правами". И, не переводя дыхания: "Мы должны признать, что в нашем государстве основополагающим было и остается Православие. Мы будем противодействовать любой чужеземной духовной экспансии, всемерно помогая Православию без ущемления прав всех других традиционных религий" (Православная Москва, №20(230), окт. 2000, с. 3).

"Всех других", напомню, всего три - ислам, иудаизм, буддизм, и даже протестантизм и католичество не входят в число традиционных, не говоря уж о... А как нам пели сладко, что "традиционный" - всего лишь в преамбуле закона 1997 г., не бойтесь, равенство будет соблюдено для всех, и традиционных, и нет. Кстати, заметим: противодействовать собираются не религиозной даже экспансии, а духовной. Много обещающее расширение.

По-моему, все-таки мало наша власть преследует подстрекателей (за что хвалил ее М.Соколов - см. вчерашние заметки). Подстрекателей, конечно, тоже мало. Но вот Латышев - явный подстрекатель, подстрекает к ограничению свободы совести, перетолковывает Конституцию и Закон 1997 года. И разве к нему неприязненно относятся? Отнюдь. А если всерьез, уму непостижимо, как мог Соколов даже написать слово "подстрекатель". С таким же успехом можно в полемике называть противника "козлом". Что, почему, к чему -- неважно, важно прибить дурным словом. Но, естественно, все обращается на голову сквернословца, бедная она, бедная.


Свящ. Алексий Зотов из отдела по сотрудничеству с армией принял участие в празднике по случаю 80 лет со дня выпуска первого танка (Православная Москва, №20(230), окт. 2000, с. 4).


"Известия" (10.11.2000) анонимно критикуют кандидата в губернаторы Калужской области Алексея Демичева, за то, что он обманно утверждает, будто его благословил на выдвижение "сам Духовный Владыка Всея Руси". И это - "Известия", некогда горячо антирелигиозная, потом горячо интеллигентно-культурная газета, где уж титул патриарха не могли переврать даже в страшном сне. Видимо, служение властям не терпит суеты. Полезть в справочник, проверить титул... Да, я подстрекатель: подстрекаю сотрудников "Известий" быть интеллигентными людьми. Но я исправлюсь!


К следующему выпуску

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова