Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

С 12 по 19 августа 2000 г. и ранее

К оглавлению "Дневника литератора"

К оглавлению дневника за 2000 год

 

 

текст предыдущего обзора. 
 
 

Иностранные новости

Евг. Слуцкая (Новые Известия, 16.8.2000): в Ок-Ридже (Теннеси), где добывали уран-233 в начале 50-х для атомного оружия, добыли полторы тонны, теперь из этого же урана получают изотопы (висмут-213), облучение которыми уничтожает пораженные лейкемией клетки без вреда для здоровья. Идут эксперименты по лечению ими рака - и успешные. Только уже накопленного сырья хватит на леение ста тысяч больных лейкозом в год. Так что если милитаристы подчеркивают, что наука-техника движется вперед благодаря военным запросам, то справедливее обратное: какая-то польза от военных открытий начинается лишь после того, как они рассекречиваются, становясь ненужными для военных. Параллель с секуляризацией: христианство тем активнее воздействует на мир, чем менее оно воинственно, закорешено с властью. 


Зарубежные отклики на гибель подлодки: "Стампа" - военные играют в войнушку, "нелепое продолжение вышедшей из моды игры, в которой, однако, люди умирают не понарошку" (Сегодня, 16.8.2000 - что за некультурная манера ссылаться на газету, не указывая ни числа, ни автора!). "Таймс" полагает, что катастрофа - "серьезный удар по амбициям Путина". Опять западный человек не понимает Совка: у Совка нет амбиций, он не испытывает разочарований. Разочарования и амбиции - свойства реального мира, а Совок есть мир ирреального, фантазма. 


Почти год назад, в ноябре 1999 израильская журналистка Изабелла Гинор узнала, что директор детдома из Грозного сумел увести детей и скитается с ними где-то в Ингушетии. Оно обратилась в Еврейское агентство "Сохнут", его российские активиситы Алла Леви и Аба Фейгин смогли найти детей и их директора Асламбека Домбаева (1962 окончил истфак Грозненского ун-та, с 1974 возглавил детдом). Домбаев давно уничтожил все документы, раскрывающие национальность детей, среди которых есть и евреи, и русские, и чеченцы, и ингуши, и армяне - чтобы не потакать известно кому. Он назвал еврейку: Наташу Сучкову, все родственники которой погибли во время бомбежек Грозного (Максим Соколов, Александр Архангельский из "Известий", ау! это вам скучновато жить в нынешней России? поезжайте в Грозный - обхохочетесь, у вас как раз нужное чувство юмора). Израиль всех детей вывел к себе, но в ноябре они должны возвращаться. Многих детей готовы усыновить, но российский закон чрезвычайно много ставит препон иностранцам. Наши сироты - сами сиротим, сами и до гроба доведем. 


Германия празднует 10-летие воссоединения. Пригласили на торжество Коля, но без права выступить. Коль обиделся и ехать отказался, заявив, что праздновать надо в "подобающем духе благородства" (Новые Известия, 16.8.2000). Коль, кстати, ничего ведь в свой личный карман не положил, один из наших журналист даже сравнил его с Деточкиным. Э, нет - сравнение хромает: благородство требует не только ничего из собранного на партию не присвоить, но и жить беднее, чем ты можешь, коли ты глава партии. А так веры благородству нет. Ворчу на немцев, не могу - слишком унаследовал от отца и матери неприязнь к фашистам, слишком помню, кто из моих родственников погиб на фронте (один, к счастью), кто в газовых камерах (а вот тут меряется десятками, всех подчистую, кто остался в Белоруссии, убили). Но, конечно, как нет веры немцам и их покаянию за Третий Рейх, так еще больше нет веры собственному народу, который, к тому же, и не думает каяться за Первый Совок. 



В пустыне Атакама на границе Чили Перу обнаружено кладбище чинчоррской культуры: сотни мумий, старшей из которой семь тысяч лет (на две тысячи больше египетских). "Раз в год чинчоррцы выкапывали родственников, обновляли их макияж, кормили символическим обедом и вновь закапывали" (Наталия Цветова, Известия, 15.8.2000). Так и развивается религиозная жизнь: от острого ощущения, что умерший не совсем мертв, до ощущения, что ты не совсем жив.. 

Арсений Волков (Независимая газета, 17.8.2000): очерк о Сальери: р. 18.8.1750, работал негром на Глюка, быстро прославился, писал по 2-3 оперы в год.  С 1788 г. первый капельмейстер имперского оркестра Вены (а ведь инородец для австрийцев). Проработал тут более 40 лет. Учил Шуберта, Листа, сына Моцарта. Первый исполнитель 40 симфонии. Никогда не завидовал -- а вот ему завидовали постоянно. "Его справедливо считают основоположником нового для тогдашнего церковного обихода стиля духовной музыки: вместо нагромождения многоголосых сложностей, в которых голоса хора как бы "пеебивают" друг друга -- простая и певучая тема в ажуной "оплетке" сопровождающих оркестровых украшений. Моцарта в конце его жизни прямо просили писать для церквей именно так, как Сальери приучил коллег-композиторов: чтобы нотам было тесно, а голосам просторно". В 1823 г., в 73 года, порезал себе вены, отправлен в дом умалишенных, где умер в мае 1825, перед смертью санитары слышали от него признание в отравлении Моцарта. Тема стала широко обуждаться в печати -- отсюда и Пушкин. 



Кирилл Белянинов (Новые Известия, 15.8.2000, с. 5): очерк о Марке Каце, нью-йоркском сочинителе шуток для политиков до Клинтона включительно. Пример: Клинтон заявил, что через год будет страдать "президентской болезнью": СДВ, "синдромом дефицита внимания". Смешно, но неверно -- этой болезнью все болеют. Точнее было бы сказать: "синдром утраченного внимания". Кац: хорошую шутку помнят год, плохую -- вечность. Но: "Шутку запомнят, а о проблемах если и не забудут совсем, то будут воспринимать их куда проще". 

Ким Чен Ир заявил, что он "пошутил", выразив Путину согласие на приостановку ракетной программы. Путин-то это заявление преподнес на Окинаве как свое большое достижение. Очаровательно финтит Максим Юсин (Известия, 15.8.2000): "Путин поймал на слове" Кима, "Путин на Окинаве выиграл. И победа эта уже необратима. Независимо от того, что спустя три недели Ким Чен Ир заговорил, И мир узнал о путинском лукавстве. О том, что российский лидер выдал шутливую фразу за серьезное предложение, что его оптимизм не вполне соответствовал тогдашним реалиям. Как ни парадоксально, но это уже неважно. Визит Путин в Пхеньян стал прорывом блокады ... в итоге выиграли все". Предыдущее поколение партпропагандистов тоже любило говорить о "лукавой улыбке" Ильича. "Независимая" от 15-го защищает Путина иначе, грубее -- мол, Ким говорил серьезно, а насчет шутки -- это ложь недоброжелателей. 

В Амстердаме прошла конференция протестантских лидеров (10 тысяч человек из двухсот стран), организованная Билли Грэмом, известным баптистским проповедником. Меня туда приглашали как гостя, но приглашали как-то странно - прислали приглашение, после чего уже не отвечали. Я не поехал, и теперь вдруг представил: а если бы это начало августа - да в Амстердаме? Не сделал этого, не повидал того, не был рядом со взрывом на Пушке?.. Очень было бы плохо, и никакие амстердамы и амстермистеры этого не компенсировали бы. Все отпуска, все развлечения, все конференции похожи друг друга, все "обычные" дни -- разные. Поэтому, кстати, и чрезмерное разнообразие в богослужении неуместно. 

Начинается декларация "Амстердам-2000" с похвалы себе ("Несомненной глобальной реальностью второй половины двадцатого века стало движения возрождения внутри традиционного христианского евангелизма различных направлений") и определения задачи: "снискать мудрости Духа Святого для окончания евангелизации мира". Задача ставится скромно: "Чтобы каждый человек имел возможность услышать весть о Христе на понятном языке, где бы он ни жил". Неужели еще остались страны, где нет "возможности"? Проблема с евангелизацией в том, что "возможность" это треть дела, "слышание" - четверть дела", а самое сложное начинается, когда и возможность есть, и услышали, да пожали плечами и потопали подальше от греха. Ведь вторая часть задачи, как ее правильно формулируют в той же декларации: создать поместные церкви, где бы люди духовно взрослели. И вот эта вторая стадия мешает первой уже две тысячи лет, а первая мешает второй. Потому что биологическая взрослость - одна, и отношения биологически взрослых с биологически детьми очень просты и решаются, пусть не всегда безболезненно. Отношения духовно взрослых с духовно детьми -- бесконечно сложнее. Например, Лютер, не был духовно взрослым человеком, иначе бы он не покинул "общину, созданную для духовного взросления". Бунт всегда выдает ребенка. Впрочем, и барство -- тоже не признак взрослости, а признак детской неспособности выстроить отношения с более слабыми. 

Еще в декларации хорошие слова о том, что миссионеры должны быть под контролем Церкви, обличение мира, который под влиянием сатаны сопротивляется Евангелию. Названы, прежде всего, такие формы сопротивления как "секулярные идеологии, которые видят в христианской вере препятствие человеческому развитию" и "воинствующие выражения нехристианских религий, ненавидящих христиан за то, что они отличны от них". А что, без перечисления врагов обойтись никак не могли? А сказать пару ласковых про правоту секуляризма и про то, что не надо путать христианскую веру с реальным поведением христиан, которое часто действительно препятствует человечекому развитию? Выходит, надо в катехизис поместить еще и такой анекдот: 

Зоотехник окончил искусственно осеменять коров и, громыхая опустевшим ведром, направился к выходу. Вдруг одна из коров не выдержала и, замычав, сказала: 
- Уу-у! А поцеловать?! 

*   *   *
Христос сравнил проповедь с разбрасыванием семян, но это не означает, что проповедник должен ограничиваться проповедью, забывая о других, более приятных для обоих сторон процедурах. 

Заканчивается деклерация очередным протестантским символом веры, без всяких новомодных штучек, но и без упоминания о Матери Божией. На английском текст см.: http://www.ChristianityOnline.com/ct/2000/132/13.0.html. 


Российские новости

Не могу, люблю статистику, особенно если исходит от надежного человека - Дм.Фурмана (Общая газета, 17.8.2000, с. 15). Вы хочете хороших новостей? Их есть: "деятельность Путина по разгрому боевиков в Чечне за год успешной сочл 31 процент (против 67)". Вы хочете плохих новостей? Их тоже есть: деятельность Путина в целом одобряют 73 процента. И рядом со статей: впечатляющая подборка того, как нам лгали власти в течение года: 19 сентября Путин заявил, что отвергает возможность ввода войск в Чечню. 5 октября правительство заявило, что "необходимо исключить жервы среди мирного населения". Да что правительство: New York Times 15 ноября писала: "Российские наземные и воздушные силы наносят удары только по вооруженным силам противника". 

Игорь Атамененко (Общая газета, 17.8.2000) предполагает, что Сталин в августе 2000 г. собирался "мощным броском пройти от иранской границы до Стамбула и установить в Малой Азии советскую власть". Для этого на границе было сосредоточено 20 дивизий. Была разработана программа послевоенного устрйоства Турции, укомплектованы кадры райкомов и горкомов городов, которые предполагалось освободить. Этим планам помешал взрыв атомной бомбы. 

Игорь Черняк (Комсомольская правда, 17.8.2000): "Иностранцам не понять, что значит в России слово президента. Тем более слово президента Путина, который всего за 100 дней своего правления добился того, что подчиненные ... воспринимают его едва ли не как Мессию". То есть, англичан позвал на помощь лично Путин. Но это значит, что и гибель моряков - на его совести, на совести тех, кто поддерживает систему, в которой самостоятельное решение -- уголовщина. 
 

Адмирал Эдуард Балтин выдвинул наиболее вероятное предположение: лодка протаранена судном класса УЛ (усиленная ледовая конструкция), в этом районе уже было такое столкновение. Район учений закрыт не был. Сотрудник морского министерства заявил. что можно выяснить, какие корабли проходили в районе, "но у нас нет директив на такой досмотр" судов (КП, 17.8.2000, с. 3). 

Цифры: Игорь Иванов (Известия, 17.8.2000): в Москве себестроимость метра квартиры 180 долларов, продается по 450, рентабельность 15%. "Это означает, что с метра жилья стройкомплекс зарабатывает примерно $40. $200 с метра жилья, очевидно, уходят "кому надо". И саркастически добавляет: "Кризис в столичных финансах продолжается. У Москвы нет денег". 



"Вечерняя Москва" (17.8.2000, с. 9) - "Сегодня мы стали свидетелями настоящего чуда: в стране, брошенной в многолетний финансовый кризис, возведен величественный храм". Матушки, это не чудо, это закон природы: если выкидывать деньги на ветер, то у тебя будет в кармане пусто. На храм потрачено полмиллиарда - в стране, где больше 20 миллиардов одновременно в казне не бывает. 

Максим Соколов окончательно вытеснил Андрей Кураева с поста главного церковного софиста. В "Известиях" защищает канонизацию Николая Романова: епископы "реализовали право церковного народа на свободу совести". Исходит Соколов из того, что все противники канонизации Николая -- нецерковные люди, ничего не понимающие в церковных канонах. Якобы есть некий "агрессивный партикуляризм", "при котором витийствующей общественности нет никакого дела до чужих нужд и забот, зато все другие должны принимать свои решения не иначе как только с ее одобрения. Как же можно решать, какому святому молиться, не спросив предварительно прогрессивную общественность? - мракобесие получится". Как поет попса: "Я его слепила из того, что было" -- вот и враги Максима Соколова все какие-то слепленные из того, что у него под рукой. Бороться с ними легко и приятно. Ату ее, "предварительно прогрессивную общественность"! И -- ни одной цитаты. Потому что -- нету такой общественности с такими претензиями. Теперь спрашивается: насколько реальна вера человека, живущего в мире иллюзий? Думаю, что, слава Богу, вера -- реальна даже в мире иллюзий. А кто из нас живет в настоящем мире? Только один Господь Иисус Христос, да несколько людей с подлинно научным подходом к реальности (говорят, их много, я пока не встречал ни одного). Грех и есть жизнь среди иллюзий. Покаяние не приводит нас к реальности, оно лишь помогает осознать, что мы ничего не сознаем. Так, больными, мы за Христом и ползем. Но плеваться в фантомы, которые порождает одновременно наше сознание, все-таки не надо. От плевков этих никто не пострадает, ввиду отсутствия присутствия врага, а у плюющегося организма наступает обезвозживание. 


Был бы я Ротшильд, дал бы премию за лучший журналистский материал Искандеру Кузееву  (Новые Известия, 16.8.2000): не просто описал беззаконные безобразия с вымогательством денег у автомобилистов около Шереметьева. Он прилетел из отпуска, обнаружил, что его машину не выпускают без уплаты 50$ и тогда просто поселился в машине и жил в аэропорту три дня (так!), ходя по инстанциям. И добился своего! Он выяснил, что местность вокруг аэропорта недавно перевели под контроль другого отделения милиции - сельского, в котором вообще два участковых, у которого нет даже вывески, оно находится в деревне Ново-Подрезково, на территории "Ремагросервиса" в здании цеха по ремонту гидравлики, проезд на авт №851, тел. ОВД 578-0830, участкового 578-5690 (кабинет в гостинице Шереметьево-2). Когда участковый приехал, вымогающие плату с автомобилистов сперва его просто не пустили, грозили. Тогда участковый вызвал роту милиционеров и пригрозил всех арестовать за неповиновение милиции. И машину освободили! После чего Кузеев выяснил, что фирма, вымогающая штрафы, зарегистрирована по несуществующему адресу, с нарушением всех законов. И вымогательством занимаются не где-нибудь в лесу, а на глазах у всей номенклатуры. Неужели без ее благословения? А ведь Кузеев повел себя как типичный диссидент -- противопоставил Совку крепкие нервы и трату личного времени ради общества (большинство летающих на отдых достаточно богаты, чтобы швырнуть полсотни долларов). 



Путин - типичный шаман. Он умеет лишь произносить краткие заклинания, которые не действуют не только на меня (вот А.Проханову, редактору газеты "Завтра", встретившемуся с Путиным, подействовало - влюбился в президента как гей), но, что важнее - на реальность. Это особенно проявилось в случае с подлодкой. И чем выразительнее и четче он говорил о том, что было сделано все необходимое, тем ярче оттенялось, что нет - не было, и из-за чести мундира погубили моряков, не сразу сообщив о катастрофе, не попросив помощи и не сразу приняв помощь. Это и есть Совок, искусство словесной магии: долго и убедительно плести слова, убеждать, что все (ремонт квартиры, космический корабль) будет сделано в срок - "ну как вы могли подумать... да мы никогда...." - и затем в один краткий момент сконцентрировать сконфуженность и стыдливость (если не удастся отложить катастрофу на после смерти себя или заказчика). Впрочем, у Совка была (есть) своя иерархия: тут выше подымается тот, кто научается и в момент, когда надо краснеть, не краснеть, а делать вид, что все в порядке. Горбачев это делал витиеватее, Путин лаконичнее, а суть та же - не краснеть. Красные - это те, кто не краснеют. 


Серг. Антонов (Сегодня, 16.8.2000): следствие по взрыву на Пушке в основном ищет коммерческий след (доход от одной палатки доходил до 10 тысяч долларов). При этом забыто про газовый баллон -- а вид многих пострадавших именно такой, как если бы они пострадали от взрыва газа (вся одежда сгорела, остались только ботинки, хотя кожа обожжена незначительно). Впрочем, не исключено, что газовое облако создали парфюмерные баллончики - была там и такая палатка. 


 Юрий Лужков заявил в телеинтервью 13-го августа 2000 г., что уже по фотороботу подозреваемого в причастности к взрыву ясно, какой национальности след. Сразу-то после взрыва Лужков прямо сказал, что след чеченский, но его пристыдили, он стал юлить -- посмотрите на лицо, мол. Самое смешное, что если судить о Лужкове по лицу, то в Москве давно фашизм, - ведь Юрий Михайлович как две капли воды похож на Муссолини, причем с каждым годом сходство усугубляется. А святой Жан Вианне был как две капли Вольтер. Лужков  нервничает, видимо, именно потому, что чеченцы в его ватаге составляют изрядный процент, Скорее всего, ему и легче иметь дело с четко определенной этнической группой определенного статуса -- с масками, не с лицами. 

В Москве открылся 13-го августа  архиерейский собор. Накануне Собора игумен Тихон Шевкунов, о котором уже и газеты пишут как об одном из ближайшим советников Патриарха, в интервью "НГ-религии" резко критиковал саму идею участия мирян в соборе - т.е. критиковал идею поместного собора, как она была реализована в 1917-м году. Действительно, собор 1917-18 гг., пусть на нем миряне и пользовались лишь правом совещательного голоса, был вполне созвучен революционно-демократическим исканиям эпохи. Под "старым режимом" подразумевали не только самодержавие светское, но и ничем - ни канонами, ни практикой, ни общественным мнением - не ограниченное самодержавие епископата. 

В соборе 1917-года соединилось два восстания: восстание епископата против монархии и восстание низшего духовенства и мирян против епископата. Результаты первого восстания никто пересматривать не собирается, к монархии возращаться никто не хочет. Даже сторонники канонизации Николая II готовы почитать монарха, но не рвутся реставрировать монархию. А вот уступки "духу времени" в виде приглашения на собор мирян - повторять не хочется. 

Это прямое продолжение Советской власти. Та ведь лишь по названию была соборной, а по сути игнорировала мнение "управляемого большинства". В 1990-е годы в жизни светского общества России эта традиция была нарушена, но с приходом Путина восстанавливается не только традиция единства всех ветвей власти, но и традиция игнорирования народа - игнорирование народа по воле народа. Русские православные модернисты часто апеллировали к опыту собора 1917 года. Авторитет этого собора не могли отрицать и консерваторы - ведь собор этот восстановил патриаршество. Но теперь, видимо, постараются забыть все остальные деяния собора, списав их на "революционную одурь". 

Можно уже сейчас говорить о "католицизации" Московской Патриархии. Не "окатоличивание", не принятие того лучшего, что есть в Западной Церкви, а именно католицизация - принятие худшего, принятие монархизма и триумфализма, торжество худшей партии -- партии из двух голосов: епископские басы возглашают: "Повинуйтеся!", мирянские тенора и сопрано отвечают: "Со всем нашим удовольствием, аминь". 


Разведка донесла, что половину траффика в русском интернете контролирует Глеб Павловский и его фонд. Но уместен ли тут подобный показатель? Статистика штука не идеальная. Например, если провести статистический опрос даже среди десяти миллионов россиян, то в результате выяснится, что ни один из них не является президентом России. Но следует ли из этого, что в России нет президента? Сколько говорят о засилье Запада, а ведь количественно он - в меньшинстве, большинство людей живут в третьем мире. Сколько бы траффика ни контролировал подлец, он контролирует лишь то, что совершенно бессмысленно и бесполезно контролировать. С таким же успехом можно заняться контролем над траффиком в канализации. Или, чтобы не так было обидно, - контролеры в метро контролирует половину москвичей. Ну и что? Правительственная пропаганда (которую воплощает Павловский) и тут не достигает каких-то особых успехов. Российский интернет это пока еще, прости меня, Господи, не столько интернет, сколько фидо. Что в переводе с французского означает - "мелкое детское хулиганство", разговорчики в лакейской. 

Не попрекай другого военным атомом... Только наши газеты стали раздуывать скандал вокруг атомной бомбы американцев, которая, возможно, покоится у берега Гренландии с 1968 г. (Труд, 15.8.2000), как затонула наша атомная подлодка -- без бомбы, но с атомным реактором, что тоже не бисквитный торт. Говорят, на борту атомного оружия нет - но если бы было, затруднились бы соврать? 


Дм.Бабич (Московские новости, 15.8.2000, с. 3) критикует саму постановку вопроса о том, что взрывы в Москве устраивали чекисты: "Если российские спецслужбы столь коварны и гнусны, что без сучка и задоринки разыграли комбинацию со взрывами в прошлом году, то почему же у них не хватило ума не лезть в конфликт, в котором невозможно выиграть?" А почему человек, у которого хватило ума убить отца Александра Меня и скрыться от следствия, не был так умен, чтобы понять, что убийство - не способ решения проблем? Для провокации нужен один ум, для миротворчества - другой. 

А на с. 5 тех же "МН" сразу два про-путинских материала. Что-то пованивает... Первый - профессора из США (Военно-морской колледж в Нью-порте) Томаса Николса ("Путин оказался в безвыходном положении: если он ведет расследования темных сделок российской элиты - значит, он станвится диктатором; если же он этого не делает - значит, он марионетка в руках элиты" - типичное передергивание, ведь Путину ставят в вину не расследование преступлений закона, а то, что расследование ведет, переступая через закон). Милая защита чекистов: "Как сказал мне один россиянин во время недавнего визита, многие его соотечественники, как и многие американцы, боятся налоговой полиции гораздо больше, чем секретных служб". А ведь есть еще многие россияне, которые не боятся ни налоговой полиции, ни ЧК (их называют диссидентами). Чему же учит Николс американских военных моряков? 

Второй - Мих. Чулаки, "прославленного" яростной защитной смертной казни. Кстати, почитателям Спаса Ярое Око и ярости вообще напомню, что Ярило -- языческий божок похоти. И ничего более. Чулаки: "Набросились на новичка, как мачеха на бедную Золушку". Хороша Золушка, невинная овечка, по воле которой в Чечне ежемесячно гибнет по две сотни российских солдат и Бог весть сколько еще людей, виноватых и невиноватых. Чулаки в принципе воспевает Путина именно за то, что он пришел из ниоткуда - мол, не годятся в лидеры "замыленные политики". "Досвадебные приключения и страстная любовь вовсе не гарантируют последующего нормального семейного счастья. Даже наоборот". Чулаки предпочитает "женившегося по расчету реалистичного мужа". Как близко к поверхности к властопоклонников сексуальное -- и сексуальное не лучшего сорта. 
 


Иг. Иларион Алфеев из ОВЦС (НГ-религии, 9.8.2000, с. 6) объясняет, почему Патриархат так непримирим к униатам: "Нельзя одну историческую несправедливость [гонения на униатов] исправлять при помощи другой, нельзя пытаться восстановить ... положение, существовавшее до 1946 года, забывая, что за прошедшие пятьдесят лет для нескольких поколений людей на Западной Украине именно Православная Цековь стала духовной матерью и совсем не все из них хотят возвращаться или обращаться в униатство". ОВЦС требует от католиков подписать какое-нибудь заявление о том, что униатские церкви это не "аутентичное наследие христианского Востока". Похоже на спор об аутентичности смирновской водки. Да разве в христианстве есть Запад  и Восток? И униаты, и Рим считают себя наследниками не Запада или Востока, а просто Господа Иисуса Христа. И было бы стыдно считать православие наследником лишь восточной христианской традиции, пусть даже аутентичным. 



Самая ценная информация - в  районных газетах, которые наивно гордятся тем, что более искушенные тщательно скрывают. . Вот "Лефортово", август 2000 г. На 1 странице радостно: Московская патриархия наградила орденами преп. Сергия работников водочного завода "Кристалл" за помощь в восстановлении Введенской церкви на Самокатной ул. в Москве. На 3 с.: Лужков подарил Патриархии здание на территории завода "Манометр", выходящее фасадом на Нижнюю Сыромятническую улицу, под редакцию "Православной энциклопедии" (директор Серг. Леон. Кравец). Патриарх помещение освятил. До этого редакция сидела на Валаамском подворье у Тверской. 
 



Дьякон Александр Мусин, преподаватель питерской дух. академии, генеалог, автор великолепного анализа решений собора 1547 г., обратился с открытым письмом к патриарху 9 августа (мне пришло по электронной почте).. Жалуется: митр. Владимир Котляров уволил его из академии, да еще назвал "неверующим человеком", "циником", "нахалом". Мусин пробился даже на прием к патриарху, но тот его послал. Послал к митрополиту Владимиру. Забавно, что, когда речь идет о подавлении самостоятельности подчиненных, объединяются столько разные люди как "казенный экуменист" митр. Владимир и отнюдь не экуменист еп. Константин. Власть (точнее, властолюбие) нивелирует экуменистов и черносотенцев. Есть рассказ о том, как учили монаха бесстрастию: показали ему статую Осириса и приказали сперва ее хвалить, а потом бросать в нее грязью -- вот и будет равнодушен к лести и брани как статуя. Нынче мораль другая: не обращайся к начальству, включая церковное, ни с просьбами, ни с проклятиями. Есть грязь - сунь себе в карман, авось пригодится как Гансу-дураку, но не швыряй по сторонам. Есть варенье - сунь в другой карман. Или прямо в рот себе либо кому-другому, но к начальству не приближайся даже с вареньем - это не Осирисы бездушные, эти съедят, облизнутся и даже не заметят, что съели с вареньем и жертвователя. 

Теперь Мусин ссылается на 45 статью устава об управлении РПЦ. И жалко его донельзя: все правильно, несправедливо его вышвырнули из академии, гнусно рукоположили стукача и подонка (Игнатия Тарасова, 20 апреля 2000 г.), омерзительно выгнали студента. Но, с другой стороны: а когда о. Глеба Якунина или Кочеткова без суда и следствия выгоняли и отлучали - Мусин возражал? Люди не слишком интересуются, когда и за других вступаются, а уж когда за себя и близких себе - вовсе не интересуются. И люди правы. Есть такой детский аттракцион: дают молоток и нужно долбать выскакивающие из дырочки фигурки зайцев. Выскакивают по одному, поэтому долбать можно до бесконечности, пока внимание не ослабеет. Вот так и те, кто выскакивает лишь, когда накажут его, могут быть забиты без особого труда. Защищать надо православному - сайентолога, сайентологу - католика, католику - протестанта, протестанту - православного. Вот тогда, глядишь, люди поверят в наше благородство - а может ли быть род благороднее христианского. 

Впрочем, Мусин-то как раз вступился сперва не лично за себя, а за студента, организовавшего протест против рукоположения подонка. И все-таки какая-то изначальная двусмысленность есть в том, что к общественности обращаются не в начале инцидента, а уже после драки, когда все решено. Это обесценивает сам принцип апелляции к общественному мнению. 



Мусин взывает к собору, и еще один мой добрый знакомый призывает опомниться, вспомнить, что время кратко, рассказывает к месту анекдот о чертях, из которых один собирался учить людей, что Бога нет, второй - что ада нет, а третий - что торопиться некуда. Все верно, и все-таки есть какая-то детская наивность в уверенности, что все "на самом деле" думают так же, как ты, и только что-то людям мешает это понять -- но если крепко поймут, что скоро Страшный суд, то опомнятся паны и подсуетятся с исправлением жизни по Христовым заповедям. А на самом "самом деле" как раз осознание близости конца может весьма дурно повлиять на человека, что и видно на примере многих людей, которые погружаются в предчувствования конца как в наркотик, оправдывают самые недопустимые гадости тем, что конец близок, а потому надо расставлять точки на I. 

"На самом деле", времени, конечно, мало, но торопиться все-таки не нужно. Поспешность уместна только при ловле блох. Поспешай медленно. Фестина ленте. Проблема не в том, как течет время, а как протекает твоя жизнь. 

Время очень медленно течет для школьника, который не выучил урока, боится, что его спросят и надеется, что учителю не хватит на это времени. В этом смысле нормально, что с возрастом у человека убыстряется переживание времени: кто прожил сколько-то лет самостоятельно, тот уже не так боится держать ответ. Ну, суд. Ну, Страшный суд. Не так уж я накуролесил. Кстати, это верно, и не надо пугать взрослых людей тем, что они плохо работали в жизни (ошибка, которую иногда допускают проповедники - кстати, иногда это действует, иногда и неверный ход мысли ведет к правильному результату).. Все грешники, но не все халтурщики и кое-какеры. Можно быть отличным работником, и все-таки грешником. 

Многие нехристианские моралисты пытались использовать переживание времени как стимул пробуждения духа. Memento mori. Это работает, и это стало общим местом у христиан: молись, как если бы ты завтра умер.Беда в том, что к этому стимулу быстро привыкают, даже если его наращивать, стращая смертью (Страшным судом) все больше и больше. В конце концов, проповедник оказывается в положени эзопова мальчика, слишком часто звавшего на помощь в шутку. Христос, хотя и переживал остро близость Суда, говорил об этом не часто, и евангелисты не это ставили в центр, и апостолы не так уж часто об этом говорили. В конце концов, возобладал принцип: а работай так, как если бы тебе предстояло сто лет жизни. Индустриальное понимание времени как равномерно иссеченного зарубками пространства - целомудренно и оставляет человеку свободу переживать время, как ему угодно, то растягивая, то сжимая, словно гармонь. 

Время медленно течет, когда мы отчуждены от происходящего. Мы в гостях, а общество нам не нравится или ожидаем опаздывающего поезда. Скорее бы уйти и вернуться хоть к делам, хоть к отдыхам, но к ситуации, которая близка нашему сердцу. Поэтому так трудно бывает молиться в церкви или дома, но в полной тишине -- легче молиться на ходу (и это неплохая молитва, может быть, вполне сосредоточенная). Вот уж когда минута кажется вечностью, -- именно потому, что с вечностью-то молящийся не соприкоснулся ничуть, ни на полкопейки. Скучно, потому что весь целиком в сиюминутности, а вечность тебе пока еще чужда. 

Особенно отчуждает от бытия тревога. Для солдата в армии время может, если повезет, идти быстро, для матери солдата -- никогда. Страх Божий есть исцеление от тревоги, страх отстать от Бога помогает воспринимать время как ребенок, который боится, что папа идет слишком быстро. Тем более, что Бог не тянет за руку. 

Беда в том, что человек может и к вечности привыкнуть. Многим современным людям непонятно, как можно три часа стоять на всенощной, тогда как многим христианам непонятно и скучно три часа смотреть футбол. Нет, это лицемерие. Но три часа смотреть фильмы о подводных путешествиях команды Кусто - нелицемерно скучно. Скучно может быть даже зарабатывать деньги. Но часто длинная молитва в церкви -- вовсе признак не большой набожности, а бегства от действительности. Не всегда, но часто это эскапизм, опиум народа. Именно те, кто молятся, знают, что молитва может быть плохой, лже-молитвой (как именно болельщики легко отличают настоящий футбол от скверного). 

Время может лететь незаметно, но чаще заметно, что время летит, а ты -- нет. Не кратковременность жизни страшна, а несоответствие 
 



Удивляться тому, что мой дневник ворчлив - все равно, что удивляться тому, что люди ходят по улицам одетыми. Конечно, человек сотворен нагим, но бывают ситуации, когда надо одеваться. Человек сотворен для прославления Бога, но иногда надо и поворчать на людей. В Раю, очевидно, никто не будет ворчать, но не надо меня убеждать, что мы уже в Раю. И к Церкви это тоже относится: я более согласен не с теми, кто назвал ее небом на земле, а с Бердяевым, назвавшим ее землей на небе. Заметить, что я никогда не ворчу на Бога, трудно, между тем, это так. Во-первых, потому что у меня все хорошо. Во-вторых, потому что, если что и плохо, то причем тут Он? В-третьих, чтобы ворчать на Бога, нужно либо совсем не верить в Бога, либо верить Него очень крепко. 

Веселый катехизис следует начинать с анекдота об английском аристократе, который не говорил в первые десять лет жизни, считался немым, и вдруг однажды за ужином произнес: "Забыли поставить солонку на стол". Окружающие ахнули, а мать спросила: "Так вы умеете говорить, сын мой?" - "Да, матушка". - "А почему же Вы раньше молчали?" - "Но все было в порядке, матушка". 

Кольми паче удивительно, почему все-таки Бог сотворил мир. Иисуса называют Словом, потому что у имеющих опыт встречи с Христом ясное ощущение, что творение мира связано с Ним, что мир сотворен "через Него", что Он -- то слово, которым ничто сменяется бытием. Ну что было не так без Вселенной? Бог ведь не нуждается в солонке, да космос и не солонка какая-нибудь. Если Бог заговорил, то почему Он раньше молчал? Разумеется, ответа на подобные вопросы нет, потому что они исходят из образа Бога как лорда, а Бог не лорд, не господин, Он -- Господь. Какое счастье, что наш язык может ветшать, и Богу достается именно старье. Именно те слова, которые уже вышли из бытового употребления, лучше описывают опыт воспоминания о встрече с Богом. Господин -- это тот, кто меня угнетает, перед которым я лакей, имеющий попечение о солонке. Господь -- Тот, Кто Сам придает всему остроту, и с которым быть в одной солонке лучше, чем быть с другим на гавайском пляже. 



Вот не выписал сразу, где встретил, и уже не помню - мимолетом кто-то сказал об одном интеллигенте 1930-х годов, что тот был интеллигент, поскольку, выбирая себе комнату в коммунальной квартире, взял проходную - предпочитал, чтобы ходили через его комнату, а не чтобы он стеснял чью-то приватность. Может, творение мира и было таким созданием коммуналки, в которой Бог -- единственный, живущий в проходной комнате, единственный, кто не лезет в душу и кто ничего не скрывает от других. Впрочем, при этом остается непознаваемым - потому что все ходят через Него, а не к Нему. 

Канонизация Николая Второго — не сенсация, как ее успели уже окрестить. Митрополит Кирилл Смоленский, объясняя, почему канонизация не состоялась в 1997-м году и состоялась в 2000-м сказал, что за три года "многое изменилось". Он имел в виду чудеса, которые якобы совершались по молитвам Николаю. Но церковная власть пренебрегла своим долгом проверить достоверность рассказов об этих чудесах. Да большинство рассказов таковы, что проверить их просто невозможно. Изменилось за три года другое: российское общество еще более сползло в Средневековье; относится это и к Церкви. Нежелание признать свою вину за неудавшийся порыв к свободе, за лень, за корявый милитаризм оборачиваются обожествлением неудачи, поиском таких святых, которые бы оправдывали пассивность и капитуляцию перед злом и грехом. Реальная жизнь подменяется символом. Но в Средние века патриарх не стал бы выносить вопрос о прославлении царя на собор. Этот вопрос целиком находится в компетенции патриарха, и он должен был решить его сам. Единогласное голосование епископов показывает, что либо раньше они лгали о существовании разногласий, либо теперь побоялись голосовать, как им подсказывает совесть. Страстное желание поклонников Николая Второго получить окончательную бумагу о его канонизации выдает слабость и агрессивность их духа. Каждый христианин вполне компетентен молиться тому, кого он считает святым, без всякого одобрения церковных властей. Но здесь хотели заставить и окружающих молиться. Причем, обосновывая канонизацию, подчеркивали, что почитают Николая как человека, а добившись канонизации, будут подчеркивать, что он "государь император". Но вменяемый человек не может забыть, что Николай отрекся от престола. Да перед Богом никто не смеет называться ни царем, ни государем, ни императором. Канонизация Николая Второго вряд ли вызовет раскол в Церкви. Раскол учиняют агрессивные люди, расколом грозили именно царепоклонники. Молчаливое православное большинство способно вынести и канонизацию Николая Романова, в конце концов, действительно достойно встретившего смерть. Какого бы размера ни изготавливали иконы с царской семьей, они не смогут заслонить образа Господа Иисуса Христа. 



Cвященник Георгий Чистяков (Известия, 14.8.2000): "Мне кажется, что наш Синод и Архиерейский собор ведут линию достаточно мудрую". Сказано еще до начала заседаний Собора. Тут же митрополит Антоний Блум: "Я думаю, что ... их [Романовых] причисление к лику святых будет принято всеми. Всеми без исключения". Действительно, иной раз лучше жевать, чем говорить. Потому что - кто не примет, кто не видит никакой мудрости - они что, уже не "все"? А кто?.. 

Следующий обзор
 
 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова