Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

С 19 по 25 августа 2000 г. и ранее

К оглавлению "Дневника литератора"

К оглавлению дневника за 2000 год

 

 

Предыдущий обзор

Иностранные новости

США: закончена экспертиза по гибели Боинга-747 17.7.1996 -- причина не ракета террориста, короткое замыкание в проводке -- изношены все провода за 25 лет эксплуатации. Короткое замыкание произошло в датчике, показывающем уровень горючего. Там слабенький ток, но провода были увязаны с проводами высокого напряжения. Тогда погибло 230 человек (Сегодня, 24.8.2000). 

Серг.Анисько (Сегодня, 24.8.2000): в Бобруйске в марте учитель социологии Алдр. Граж организовал ученикам ("трудным") экскурсию в детскую спецколонию. И попросил надзирателей устроить экскурсию а ля натюрель: у входу их обыскали, ничего не объясняя, избили шлангами с металлическими наконечниками, отправили в карцер, после обеда разогнали по камерам, где зэки устроили им шмон. Материли. "Заключительная речь учителя сводилась к одному: кто не исправится, станет обитателем спецколонии". Правозащитники пытаются добиться правды. 

Аятолла Али Хаменеи, руководитель Ирана, заявил, что никаких переговоров с США не допустит. "Истинные цели предложений США ... это навязывание своей воли" (Труд, 18.8.2000, с. 4). Самый убойный документ в связи с "Курском" опубликовала "Комсомольская правда" от 19.8.2000, с. 12: перепечатала интервью ее капитана Генн. Лячина от 1.2.2000 из "Курской правды". Капитан гордо заявлял, что иностранные шпионы потратили 20 миллионов долларов "на поиски нашей лодки". "Атомный подводный флот является надежным ракетно-ядерным щитом нашей великой морской державы". Кто враг Лячину? Американцы, которые "форсируют" свое военное присутствие в Средиземном море -- "хотели бы считать своим владением" его. Не забыть: в свободную минутку предупредить итальянцев и прочие народы Средиземноморья, что США считают их своим владением. 


Юр.Коваленко (Новые Известия, 19.8.2000, с. 3): начинается суд над известный швейцарским композитором Мишелем Табачником, членом движения "Орден храма солнца". Большинство членов - 74 человека - буржуа, покончили с собой в 1994-5 гг. в Швейцарии, Канаде, Франции. Табачнику 57 лет. Следователь заявил, что Табачник "содействовал динамике убийств", участвуя в конференциях ОХС. Тут он объявил, что функция ордена завершена. Сам композитор заявляет, что никогда не учасвовал в деятельности ордена, а лишь иногда выступал перед его членами с лекциями. После скандала с движением он перестал выступать в качестве дирижера. 
"Новые Известия" (19.8.20000): в Индии считают, что евнухи приносят удачу, и те совершают молитвы о ниспослании дождей. "Судя по последним наводнениям в ряде штатов, их мольбы не остались незамеченными". Что-то мне это до боли напоминает.... 
Айнур Гаджиева (Труд, 24.8.2000) - интервью с реальным палачом, назван по имени - Халид Юнусов, начальник Баиловской тюрьмы УА-38/1, Баку. Казнили после полуночи ("более жестоко"). Его "назначили... Шесть лет до этого ловил взяточников. Надоело, только врагов себе наживал. ... Только потом задумался: это же фктически узаконенное убийство ... Стресс снимал водкой: она нам даже по инструкции положена" (ого! в исламской стране - алкоголь как символ жестокости). Оправдывается: расстреливал насильников. "Зачем таким жить?"  И тут же (иррационально): расстрелял директора лимонадного завода, попавшегося на хищениях, который "сам спокойно лег и сказал: "Я знаю, что по справедливости". "Разве такой гад должен по земле ходить? У нас многие любят порассуждать о гумнаности, о цене человеческой жизни, но это - пока дело не коснулось его лично. Преступник сам выбрал себе путь, наперед зная, на что он идет и как это поплатится. И возмездие должно быть неотвратимо. А что касается меня, то я так считаю: просто выдалась мне тяжелая судьба выполнять грязную работу". Примечательно, что он-то казнил тех, кто не его лично обидел.  Неправда гегелевского рассуждения о том, что преступник "знает", что выбрал, обнаруживается, когда рассуждение произносит вот такой человек -- отнюдь не из тех, кто посвятил себя познанию, который сам достоин жалости, потому что не знает, что творил.

Вдогонку к конференции "Амстердам-2000": баптистский лидер из Ганы заявил, что был разочарован. Средний возраст выступавших  65 лет, почти не было негров, женщин, в общем, меньшинств. Пятидесятникам и харизматом дали мало времени, хотя они сейчас доминируют среди евангельских христиан. В общем, конференция стала "прощальным поклоном" поколения, которое стало миссионерствовать после войны. 
Джордж Буш выступил в защиту Путина: мол, не надо спешить его осуждать, надо подождать, пока станут ясны все обстоятельства. Ворон ворону глаз не выключет. Ворон к ворону летит. А разговоры о том, что надо подождать, я слышу уже десять лет -- мол, надо подождать выяснения обстоятельств гибели о. Александра Меня, потом уж говорить, что это КГБ. Надо подождать, потом уж говорить, что "Курск" погиб от армейского раздолбайства, от зазнайства. Гей, патриоты: что, патриотизм разве не в том, чтобы возмутиться: у нас даже водолазов не осталось, способных на сто метров погрузиться. Я возмущался, когда слишком громко оплакивали Листьева и Холодова, поэтому сегодня имею право сказать: слишком громко восхваляют и моряков "Курска". Люди взяли меч, от меча и погибли. Именно этот случай -- самый точный комментарий к тем словам Спасителя, которые теперь часто (даже в "концепции" МП) приводят в оправдание милитаризма. И ахать по поводу того, какие моряки бедные, как плохо живут, не стоит -- сами выбрали. И рассчитывали, когда выбирали, не на нищету. Обманули их -- могли навести эту подводную лодку на тех, кто обманул, а не рыскать по морям, следя за теми, кто, покупая нашу нефть, необходимую для настоящей работы, кормит всю Россию. Одна газета выспренне охарактеризовала "Курск": "убийца авианосцев". Убийца, и более ничего. Сколько миллиардов ухнуто на этого убийцу -- а в репортажах мелькнуло уже, что таких мы наклепали 250 штук. Чего ж удивляться, что моряки плохо живут: народ раздавлен выкованными для себя супердоспехами. За эту неделю от рук милиции, под колесами номенклатурных авто, вообще от Совка, который так заботливо оборонял "Курск",  погибло куда более сотни человек. 

Французская газета "Фигаро" опубликовала на первой полосе снимок - кадр из телерпортажа: во время встречи с Путиным матери одного из моряков делают укол -- та слишком гневно требовала спороть погоны с виновников трагедии. Комментарий: применена "химическая смирительная рубашка". "Сразу после укола мать подводника замолчала и покорно позволила себя увести людям в форме". "Правде затыкают рот. Это неслыханное насилие. Советский рефлекс". Наши офицеры комментируют: "Близким дают успокаивающие средства". Комментарий Алдр. Баргерского (НГ, 24.8.2000) такой, что французы делают из мухи слона, раздувают антисоветскую сенсацию. Может, все делали и не ради репутации президента, а ради спокойствия близких - но лучше бы президент потерпел. В иных ситуациях лучше не купировать горя и страдания.
 Талибы в Кабуле (ах, какая музыка!) закрыли пекарни, созданные ООН специально для женщин -- мол, ислам запрещает использовать женский труд в иностранных благотворительных организациях (Российская газета, 18.8.2000). Не забыть: в свободную минуту выяснить, где подобный запрет в православном Предании. Наверняка есть, надо только покопаться. 


Практически все газеты перепечатали сообщение о том, что по решению суда в Саудовской Аравии 37-летнему египтянину удалили глаз, в госпитале в Медине. Он 6 лет назад брызнул кислотой в лицо соотечественнику и повредил его левый глаз - предложил потерпевшему выплатить 200 тысяч долларов, но жертва настояла на выполнении принципа "око за око". Это первый за 40 лет случай подобного наказания. Вообще в Саудовской Аравии в 2000 г. уже казнили 83 человека (Труд, 18.8.2000). 
10 августа Билл Клинтон приехал в Саус Бэррингтон, в приход церкви Уиллоу Крик, где долго говорил с местным пастором Биллом Хайбелсом (Hybels) в присутствии 4 540 прихожан. Хайбелс -- духовный советник Клинтона с 1992 г. Клинтон ведь "южный баптист" формально, хотя те нередко называли его антихристом; республиканцем был Линкольн, поэтому врагов республиканцев на Юге любят, но не до одобрения лжесвидетельства и блуда. По интернету за интервью следили 6300 человек. Руки у Клинтона в время разговора подчас тряслись. Он сказал, что примирение с семьей -- его личное дело, никого не касается (что, видимо, положительно должно его характеризовать как примерного семьянина). Признался, что он "больше думал о том, что делают противники, чем о том, что делаю сам". "Две трети американцев остались со мной. Это невероятное ощущение". Он несколько раз шутил, один раз был трагичен (вспомнил самоубийство своего друга детства и советника Винса Фостера в 1993 г.). Признал, что эпизод с Левинской -- один из худших моментов его президентства наряду с гибелью американских солдат в Сомали и взрывом в Оклахоме, и подчеркнул, что главное его свершение -- переход Америки от индустриальной эры к информационной, к новому глобальному обществу. Встреча завершилась молитвой: левая рука пастора покоилась на правом плече Клинтона. То есть, Клинтон был от пастора слева, где полагается был козлам. Или пастор был от Клинтона справа -- на почетном месте. Точку отсчета выбирает каждый сам. Лишь меньшинство слушателей заявили, что Клинтону не поверили и что он во всяком случае не христианин-политик. Большинство поверили искренности Клинтона либо решили по примеру Христа все простить тому, кто заявляет о раскаянии. Один репортер заглавил свою заметку: "Клинтон обнажил свою душу", другой: "Клинтон раскрыл свое сердце". Присутствовавший на встрече пастор Джордж Томас из Церкви Полного Евангелия в Хоумвуде заявил, что главное -- Клинтон показал, что для успеха в жизни надо соработничать с людьми разного происхождения и статуса. Сам Клинтон заявил, что в президентской работе для него было самым ценным -- встречаться с самыми разными людьми: "Человеку нужно, чтобы его окружали люди, которые видят мир по-разному, которые обладают разными способностями и умениями". Пожалуй, именно этим, а не словами о покаянии и шутками он и привлек аудиторию. Потребность-в-Другом -- главная национальная идея Америки, ради которой американцы готовы все простить. Другое дело, искренне ли Клинтон демонстрирует эту потребность, но хотя бы демонстрирует. 

Российские новости

О "Курске" почему-то стали говорить как о совершивших подвиг. 24.8.2000: "Сегодня" : "Правительство вычислило стоимость подвига экипажа "Курска". "Российская газета": "Мы будем помнить их подвиг". Свящ. Алрд. Борисов (Общая газета, 24.8.2000): "Светлый подвиг моряков "Курска" дает возможность продожать жизнь здесь". Тут и милитаризма немножко ("Нет больше той любви, чем если кто-то положит жизнь свою за други своя. В сущности, все воины ... рискуют жизнью ради нас" - хотя некоторые просто пошли в военкомат, потому что так надо, другие - за деньги, третьи - из агрессивности). Но главное -- какая-то презумпция святости. О том, что могли взорваться по безалаберности, как бы забыли. А может, потому и взята такая высокая нота, чтобы заглушить сомнения. 

С трауром по Курске все оказалось еще хуже, чем я думал. Родственники отказались участвовать в трауре, Путину пришлось улететь в Москву без церемонии спуска на воду венков -- дело в то, что "Спуск венка на воду означает, что это место признано официальной могилой экипажа "Курска". И, соответственно, в этом случае ни о каком подъеме тел погибших с глубины не может быть и речи - это будет считаться кощунством. ... Вдовы ... боятся, что после совершения погребального ритуала вряд ли кто-нибудь всерьез будет заниматься подъемом тел погибших". Точна ли информация? Ведь есть понятие эксгумации из обычной могилы.Но вдовы верно чуют, что пышные похороны -- не к добру. Примечательно, что "Российская газета" (24.8.2000) спокойно описывает церемонию бросания траурных венков -- как будто она состоялась ("Это к вам летят сейчас с борта теплохода десятки букетов ... Баренцеву морю хорошо знаком этот прощальный ритуал". Также есть описание в "Труде" за то же число. 

Чем опасно соваться с благочестием в трагедию. Андрей Угланов (Аргументы и факты, №34, с. 2): "Апофеозом беззащитности стала чудотворная икона в руках пресс-секретаря ВМФ.  ... Всем стало ясно -- наше государство не в силах спасти моряков и надеется лишь на Бога ... До Бога высоко, до власти - далеко. К сожалению, таковы факты". Впрочем, если до власти далеко, то до дьявола близко - и Угланов излагает услышанное от него: "По информации из ФСБ, на период отъезда В.Путина в Японию и США ожидаются очередные теракты в Москве". Чекисты не только взрывают, они теперь еще и предупреждают об этом. Шушарин хвалил Путина за то, что от не афиширует своей религиозности - иллюстрацией к этой статье служит фотография Путина в фас, совершающего крестное знамение. Ельцина так не могли фотографировать. 


О традициях. Оказывается, нынешний пресс-секретарь ВМФ Игорь Дыгало - который с иконой - сын контр-адмирала Виктора, который в мае 1968, скрывая гибель подлодки К-129, лично выписал 98 похоронок на моряков, указав в графе "причина смерти" - "признан умершим". Тогда подлодку даже не искали. Ее подняли американцы в 1974 г. (Тат. Быстрова, Комсомольская правда, 24.8.2000). 

Патриарх в телеобращении (Труд, 24.8.2000, с. 3.): "На встрече с президентом ... я видел, как тяжело переживает эту трагедию Владимир Владимирович". Патриарх подчеркнул, что сегодня нам нужно найти силы, чтобы мужественно перенести потрясшее всех нас горе, чтобы не озлобиться в поиске виновных, делая скоропалительные выводы, а объединиться в достойном несении нашего общего креста". 

"Аргументы и факты" (№34, 2000, с. 18): полосное интервью с главой Нац. резервного банка Алдр. Лебедевым. О многом -- о скромности банкира ("Как был равнодушен к материальным ценностям, так и остался". и пр. Кроме одного: какие инвестиционные проекты осуществил его банк, как помог экономике. 

Борьба фраз. Е.Крутиков (Известия, 24.8.2000, с. 1): "Авария ... не стала политической катастрофой ... стабильность рейтингов власти" (Крутиков приписывает цинически пассивности русских - "мы вас избрали и теперь будем стабильно любить до тех пор, пока вы нам окончательно не станете поперек горла, но при этом не надо нас особенно трогать без нужды, а то мы примемся вас критиковать на кухнях почем зря". Бор. Кагарлицкий (Новая газета, 24.8.2000, с. 1): "Пресса пишет, что вместе с подводной лодкой "Курск" затонула и репутация президента ... Затонул лишь ... миф о Путине. Репутации никогда не было. Репутацию зарабатывают годами ... До сих пор были только фальшивые рейтинги и пропаганда". Примечательно, что главный, видимо упрек Путину: "Сухие чиновничьи глаза". 

22.8.2000 в Москве убили 43-летнего Петра Щербину (выходил из Мерседеса). "Убитый занимался разработкой и продвижением всех коммерческих проектов Русской православной церкви. ... еще торговал дорогими иномарками" (Известия, 24.8.2000). 

Адмирал Эдуард Балтин (Аргументы и факты, №34, 2000): "Наши подлодки привозили на базу неопровержимые доказательства столкновений с иностранными субмаринами: куски обшивки, аварийные буи и т.д.". Что подобрать железки можно где угодно -- он как бы не догадывается. Но стоило журналисту предположить, что есть вина отечественных моряков, Балтин: "Ищете сенсацию? Но где доказательства?" Как будто сенсация - что Совок славен разгильдяйством. 

Газета "Мирт" (Питер, № 4 (23), июль–август 2000 г.), гл. редактор Роман Носач в передовице отмечает, что протестанты в провинции испытывают проблемы с регистраций и арендой залой - "заканчивается десятилетие абсолютной религиозной свободы в нашей стране. Маятник пошел обратно". Однако, это "десятилетие" закончилось в 1992-м году - правда, не для протестантов. Вот поэтому нас и гонят - что мы вступаемся лишь, когда дойдет нас. 


Вот чье мнение действительно важно - просто по той причине, что у людей свой опыт беды: Седа Муртазалиева, студентка Чеченского пединститута: "Кажется, я перестаю что-о понимать. По телевидению каждые полчаса спецвыпуск. 118 человек погибли. Это, конечно, трагедия. Но в нашей республике люди гибнут тысячами, в том числе и российские солдаты. Их жизни, выходит, представляют меньшую ценность?.." Аза Гадаева, 45 лет, из Грозного: "За эту зиму я скольких людей похоронила... А теперь смотрю по телевизору, как россияне вне себя из-за истории с "Курском". Почему они молчат, когда нас убивают? Что, я не человек и не хочу жить? Экипаж "Курска" погиб, с этим ничего не поделаешь. А в Чечне идет война, которую можно остановить и до которой за пределами моей родины мало кому есть дело. Только не надо обвинять меня в бездушии. Мне жаль подводников. Но гибель людей уже не вызывает у меня потрясения" (Натал. Коновалова, Новые известия, 23.8.2000, с. 4). 

Во-первых, гибель "Курска" потому и вызвала такой резонанс, что совесть нечистая, но критиковать Путина за Чечню -- стыдно и трусовато. Во-вторых, очень важен образ спускания в глубины вод - ничего не поделаешь, физиология сильнее нас, и, скажем, убийцы Галича не случайно имитировали его смерть от удара током -- действительно, как-то не впечатляет. 



А вот позорный документ: письмо 27 родственников моряков "Курска", 11 требований к президенту (Комсомольская правда, 23.8.2000). "3. Присвоить дивизии наименование "Русь" ... 6. Создание мемориального комплекса. 7. Передача магазина "Мебель" под церковь. 8. Обеспечить квартирами семьи экипажа в выбранных ими городах. ... 10. Обеспечить ежемесячное пожизненное пособие родителям, детям и женам членов экипажа". Вот он -- национальный позор, а не поведение номенклатуры. Это не извинить даже шоком от смерти близких. И зачем им церковь в поселке, если им нужны квартиры "в выбранных городах"? По ТВ-3 какой-то комментатор сказал, что стыдно просить за этих погибших -- чем погибшие в Чечне хуже. А самая правдивая правда в том, что погибшие в Чечне выполняют преступный приказ, вместо того, чтобы, по Основам социальной концепции Русской Церкви, оказать власти гражданское неповиновение. Да и наши атомные моряки, да простит им Господь грехи, не хлеб везли голодающим Африки. Если реактор разломает, Норвегии мало не покажется. 

Может, самое характерное, что мы разучились скорбеть. До революции было нормальное патриархальное общество, где скорбь регламентировалась вековым обычаем. К тому же общество уже переходило в другую стадию - смерть вытеснена, траур сведен до минимума. И вот что настораживает: хорошо умеют оплакивать умерших, устраивать траур там, где очень скверная жизнь, где очень угнетают друг друга. Может быть, есть связь? Может, и стоит поменьше скорбеть внешне, торопясь делать добро - то есть, простите, зарабатывать деньги? Убежден, что выражение "делать деньги" в современной цивилизации как раз заменяет "делать добро". Весьма целомудренная замена, дающая всем свободу. А уж кто как этой свободой пользуется... Конечно, противны те, кто действительно посвящает себя деланию денег в буквальном и тупиковом смысле. Но еще противнее мертвые, хоронящие мертвецов



Патриарх призвал сплотиться и не искать виноватых. ....  А вот Борис Пустынцев (Новые Известия, 23.8.2000): "Вероятно, главная вина Бориса Ельцина - отказ пусть от медленной, но последовательной "десоветизации" российского общества. В этом ряду и безнравственная амнистия 1993 года, окончательно положившая конец надеждам на объявление КГБ и доперестроечного руководства КПСС преступными организациями, и дальнейшие призывы президента ко "всеобщему единению", в том числе с нераскаявшимися палачами ... "Есть у нас такая национальная забава: поиски виновных. Не надо искать виноватых" - такова была реакция Владимира ПУтина ... Я хочу открыть президенту глаза: это интернациональная "забава", должностных лиц, виновных в преступлениях и преступном бездействии, ищут в каждой цивилизованной стране, где верховенствует закон. Ищут и предают в суду в соответствии с процедурой, установленной законом. Если этого не происходит, то преступления и преступное бездействие повторяются снова и снова. ... Лозунг "не надо искать виноватых" применительно к государственным служащим означает призыв к грубейшему нарушению наших конституционных прав ... возрождение принципа круговой поруки политической элиты, знакомый нам с советских времен". Автор - правозащитник из Питера. 

Адмирал объясняет, что на "Курске" могла быть торпеда, еще не "штатная" (не прошедшая всех испытаний), которая, вылетев, начинает описывать круги в поисках цели -- и могла выбрать подлодку в качестве цели. Ясно, как надо переводить "Поднявший меч...". 


14 августа, оказывается, в штаб Северного флота пришла телеграмма Путина: "Журналистов, кроме как с РТР, к Североморску на пушечный выстрел не подпускать" (Лариса Каллиома, Известия, 23.8.2000). Что и было сделано. И что же? Перешедший с НТВ на РТР "знаменитый" телевизионщик, поставленный в заведомо выигрышные условия, проиграл -- во-первых, потому что НТВ все равно раньше давало съемки -- иностранные, не наши, во-вторых, потому что его работникам приходилось врать (про буи английские, к примеру). Профессионализм -- жернова, но если в жернова засыпают навоз, добра не жди. 

Николай Черкашин, бывший каперанг, ныне в правительственной "Российской газете" (23.8.2000) плачет: "Все теперь против нас, будто мы и креста не носили". Вспоминает, как его бабушка молилась за него - "Отмолила бабушка. Это в советские-то годы". "Только ленивый не швырнет сегодня камень в Российский флот. В газетах вой, как после Цусимы". Во-первых, ложь -- никакого воя нет. А вот хвастаться не надо: мол, "в эти немыслимо трудные и дико обидные для военных моряков годы ... флот делал свое дело, и как делал!" И перечисление "дел": "Осваивал подледное пространство Арктики. Ракетами - из-под воды! - выводил в космос спутники, ставил мировые рекорды в точности и дальности стрельбы". Интересно употребление слова "осваивать". Что в него вкладывает Черкашин? Вот "освоили" -- и что? "Освоение" заключается в хождении туда-сюда. Если в "освоенном" пространстве потонет -- не вытащат. Психология кочевника. 

Идеально отвечает Черкашину (не ему прямо, но он лишь один из многих) Екатерина Деева (Московский комсомолец, 23.8.2000, с. 4): номенклатура перешла в нападение, стала кричать, "что все кому не лень пытаются сделать из трагедии дешевую сенсацию" (Илья Клебанов, вице-премьер). Лидер партии "Единство" Грызлов заявил, что считает "аморальным и циничным" дискуссии о том, как катастрофа отразилась на имидже Путина. "Скажите пожалуйста, какой у нас неприкасаемый лидер! Сколько у него точас нашлось защитников". 

За полгода численность граждан России сократилась на 0,3% - стало 145,1 млн. (МК, 23.8.2000, с. 8). Смертность от самоубийств возросла на 5,4%, от алкоголизма на 44,9%. 

На сайте "Соборность" сообщили слух, что Кремль недоволен социальной концепцией Патриархии. На следующий день этот слух повторили на другом сайте (сославшись на "достоверные источники" -- то есть, очевидно, на ту же "Соборность"). И в результате сегодня "Соборность" торжествующе указывает, что ее информация о недовольстве Кремля подтверждена другим сайтом. Яркая иллюстрация того, как интернет, изобретенный информационной цивилизацией, превращается в  средство обычной сплетни в цивилизации холопской. 

На мой обзор статьи Абрамова против интернета (отмечу для ясности, что с позицией Абрамова я не согласен, среферировал ее для памяти) пришел разумный рапорт: "Скажу про себя: я провожу за компьютером часов по 12 в сутки, из них часов 8 - в Интернете. Иногда у меня из-за этого возникает особенное состояние души и тела, которое довольно сложно объяснить. Мне как раз хочется пойти и потолковать о жизни с пьяными мужиками". 

Думается, тут проблема не в Интернете: такой же эффект может возникнуть от работы в шахте или на стройке. А почему, собственно, мужики пьянствуют? Они восполняют дефицит общения, возникающий во время всякой настоящей работы. И далее: 
 
"... Интернет действительно способствует изоляции от общества. ... Моё осознанное стремление что-то писать вместо того, чтобы что-то говорить, для меня означает стремление к как-бы правильности, педантичности, а на самом деле к формализму. Более того, Интернет в каком-то смысле даже способствует утрате неких качеств личности вообще. В смысле самосознания. В общении лицом-к-лицу человек всегда должен оставаться самим собой. А в Интернете его никто не видит, и это максимально способствует "смене масок" личности (социальных ролей)". 

Все правда, но вновь -- это не специфика интернета. Описано именно то, что делает всякого бюрократа столь опасным существом. Работа с бумагой - неважно, в каком виде бумага. Автор этого письма выбрал для себя весьма разумное лекарство: стал чаще гулять. Надо заметить, что, как ни странно, восполнить недостаток общения общением -- невозможно. Социальная элита  может очень активно общаться, играть в теннис и преферанс, ходить на приемы, но отчужденность не исчезнет, может даже увеличиться. Проблема не в количестве общения, а в его качестве -- это не должно быть общение властителей между собой или с нижестоящими. Для общения должно быть нечо общее - желание жить, повеселиться и т.п. Когда человек властвует над подобными себе, именно это общее исчезает. Пока не ввели словечко "отчуждение", это называли грехом -- промахом, охотничья, в сущности, терминология. 


Александр Проханов, гл.ред. "Завтра" о впечатлениях от приема Путиным в Кремле (Аргумент и факты, №33, 2000, с. 5): "Мне понравился его ум - гибкий, быстрый, живой, с жадностью реагирующий на любую тему. Он совершенно свободно двигался от проблем животноводства к проблеме терроризма и военной реформы, говорил об этике и национальной философии". Проханов невольно выдал более чем достаточно для понимания беседы. Потому что если человек способен говорить о "национальной философии"... "Фельдфебеля в Вольтеры дам"... Проханов:  "Я шел на эту встречу с некоторым предубеждением, но в ходе беседы оно рассеялось. Я увидел перед собой молодого хозяина страны, исполненного энтузиазма, со свежим сознанием ... Никакого царского высокомерия - наоборот, он очень артистичен. Более того, он явно использует свою артистичность и играет человека задушевного, откровенного и даже чуть-чуть смущающегося, тушующегося. Но за этой ролью, как мне кажется, всегда присутствует некое недоступное для понимания собеседника ядро". 

Любовь к начальнику есть разновидность сексуальной мании, зацикленности. Механизм один и тот же: человек помнит, что его надежды на счастье связывались с каким-то явлением, и начинает тискать это явление. Помнит, что в тринадцать лет ему нравились худенькие девочки, и начинает гоняться за нимфетками. Помнит, что задрожал при виде белых чулок -- и начинает выискивать дам в белых чулках. Помнит, как надеялся на своего первого начальника. Нормальный человек может разок-другой впасть в повторение, но он тут же чувствует - нет, ошибся, счастье было не от белизны чулок и не от худобы девушки. Ненормальный человек тоже чувствует, что ошибся, но вместо того, чтобы переключиться с качества на сущность, опять падает на то же качество. Все надеется - а может, вот эта нимфетка все-таки пробудит прежнее удовлетворение; вот этот начальник все-таки принесет блаженный покой и прохладу. 



Серг. Стальненко (Аргументы и факты, №33, с. 13): в Челябинске католики помогают православным строить церковь рядом с костелом, дали денег на паломничество сироток к мощам Симеона Верхотурского. Ну почему никогда не сообщат противоположное: что православные пожертвовали католикам или баптистским сироткам! 

Нет места без святого! В "Известиях" (19.8.2000) Роман Волобуев критикует зав. информслужбой ОРТ Татьяну Кошкареву за то, что она заявила: ОРТ "работало на ненависть", показывая информацию о взрыве в Москве так, чтобы разжечь ненависть к чеченцам. "Врага нельзя бояться, а лучшее лекарство от страха -- ненависть". Волобуев: "В принципе, радикальные взгляды среди журналистской тусовки -- явление привычное: зайдешь, бывало, в какой-нибудь отдел культуры, а там сидит такой умница и эрудит и толкует о том, что Чечню надо залить напалмом. ... Такая позиция считается модной, потому как разницу между пресловутыми "правыми взглядами" и банальным людоедством у нас пока улавливают на все". Увесистый камень в адрес Максима Соколова и Александра Архангельского; впрочем, открыто помянут лишь не-известинец Михзаил Леонтьев. 


Александр Будберг (Моск. комсомолец. 21.8.2000): Путин молодец, что не полетел в Североморск, "это было бы преступление. Весь город бы занимался не спасением моряков, а размещением первого лица". "Естественно, военные, которые стараются прикрыть свою задницу, вызывают ненависть. Но откровенная радость по поводу каждой неудачи власти разрушает страну". И - ни одной цитаты, кто и где радовался неудаче, радовался гибели "Курска". Человек - в ауте, аутист, он формирует представление о мире, исходя из своих идей, а не из реальности. Но каков акафист, пожалуй, хлеще Проханова: "Путину досталась не Швейцария. Ему досталась разваливающаяся страна без ветрил, которую раздирают на куски региональные феодалы и московские олигархи. Страна без всяких демократических традиций, с тяжелейшей историей. И он честно пытается изменить ход вещей. По сути дела, он совершенно один". Как говорил де Брасье де Пьерфон, я плачу то ли от умиления, то ли от ветра. Не забыть: в свободную минуту послать Путину телеграмму с предложением помощи. 

Эрлен Берштейн (Новое время, №33, 2000 г., с. 19) в рубрике "Герои каптруда": о Тимуре Горяеве, владельце АО "Калина" - в 1997 купил екатеринбургскую косметическую фабрику "Уральские самоцветы", было 800 рабочих, теперь 2550, прибыль в 19999 г. 18 млн.. Купил еще три завода (Омск, Николаев, Алмалык), производит и памперсы. "Вложил заработанное на бирже в производство". Горяев: "Мы ведем боевые действия с той разрухой, которая есть в стране. Расширяем зону порядка. И появляются точки на карте, где победы одержаны". Правда, Горяев сознает, что подобных ему почти нет ("чувство одиночества"). Не забыть: в свободную минуту выяснить, почему нужен особый героизм для получения прибыли в 15 млн. и почему таких героев один на всю страну. 


Сколько говорили о том, что вот, экономика опустится на дно, ниже некуда, и начнет подыматься. "Курск" напоминает, что не все опустившееся подымается. 

Не случайно наши противники свободы сравнивают ее с водой, которую нужно "ввести в берега", не надо давать ей "разлиться". А свобода, если уж выбирать из стихий -- земля, огонь, воздух, но никоим образом не вода. А ее боятся как боятся морской глубины, как боятся неумеющие плавать. Бедные! 

Катастрофа "Курска" так же ничему не научит несвободных людей, как ничему не научил Чернобыль. Несвободный человек - аутист, внешние раздражители на него уже не действует. Барская любовь и барский гнев трагичны, холопская любовь и холопский гнев -- трагикомичны. Решимость оберегать свою несвободу все перетолкует в пользу барина. Начнут жалеть Путина -- -- умудрились же недавно его пожалеть за воссоединение Германии (М.Журинская). 



Вл.Ермолин (Известия, 21.8.2000): "Президент объявил, что предаваться "старинной русской забаве - поиску виновных" он не станет". Правильно! А прокуратуры и милицию -- упразднить, нечего забавляться за казенный счет. 


 
Прошел слух, что администрация Путина недовольна Патриархией за упоминание в социальной доктрине возможности гражданского неповиновения; чуть ли не может лишиться должности Андр. Протопопов, многолетний зав.религией при президенте (А.Тяхта, http://www.sobor.ru, 20.8.2000). Думается, не надо давать слухам себя отвлекать -- любимый чекистский прием и любимая холопами журналистика. О гражданском неповиновении - чистая демагогия и втягиваться в дискуссию о смысле подобного "конфликта" -- иррационально. Доктрина в целом очень раболепная. Подробный свой анализ я помещу на сайте после опубликования в прессе. 
 

Вольнослушатель психфака МГУ М.Г.Абрамов, статья  "Человек и компьютер" (Человек, 2000, №4, читал в Интернете): "Понятно, что если человек общается преимущественно через информационную сеть, то он в немалой степени изолирован от общества". Разумеется, непонятно! Это если человек сидит в тюрьме, он изолирован, а если в интернете - то намного более связан с обществом, чем когда он сидит в конторе. В качестве примера бранит студента, который с девушками общается по интернету (девушки нормальные, деловые контакты с зарубежными специалистами). Компьютер лишает-де аффектов ("аффект предполагает непосредственное, объективное присутствие субъекта в стрессовой ситуации, а в системе отношений "человек-компьютер" это попросту невозможно, поскольку здесь доминирует не объективная, а виртуальная реальность, в которой человек действует"). Какое-то сугубо материалистическое понимание аффекта - как следствия осязаемого фактора. 

Слабая философская подготовка, крайне поверхностное редставление о том, чо такое "объект", использование термина "виртуальная реальность" без уточнения того, чем она отличается от обычной. Где определение "общества"?! Три пьяных мужика, изъясняющиеся двумя словами - более общество, чем три переписывающихся по интернету любителя Бердяева? Абрамов: "Оперативный доступ в библиотеку Конгресса США никак не связан с приобретением статуса американского гражданина". То есть, возможность прочесть книгу ему менее важна, чем наличие паспорта в кармане. Советский человек гордится тем, что у него в кармане паспорт, он может спокойно против вдоль Кремля, показав паспорт милиционеру, когда тот заподозрит его в чеченстве. Что при этом даже с паспортом он не может войти в Ленинку - совку не важно. У него статус. А у Ленинки - ремонт. На заметку: интернет действительно разрушает статусное мышление, хотя иерархизм он лишь ужесточает, только это истинный иерархизм, не затуманенный орденами и медальками, дипломами и званиями. Еще на заметку: интернет как новое качество свободы действительно требует уточнения понятия "общества" и пр. Слишком много в мире накопилось псевдоформ, имитаций. 

А дальше - больше: "Примерно 80% его пользователей заявляют о том, что испытывают ни с чем не сравнимое чувство интеллектуальной свободы, когда "странствуют" по виртуальному миру. Иными словами, они причисляют себя к современным космополитам, которым уже не обязательно физически перемещаться в пространстве, чтобы ощущать себя гражданином мира. Характерно, что все говорившие об этом несомненно позитивном чувстве не отдают себе отчета в том, что виртуальная реальность может породить только виртуальное чувство свободы, обладающее наркотическим свойством зависимости и требующее постоянного подкрепления. Рискуя вызвать упрек в несопоставимости сравниваемых явлений, замечу, что пользователь, проводивший по несколько часов в день в Интернете и внезапно лишившийся возможности доступа к конкретной информации, подобен наркоману в состоянии "ломки" -- вплоть до некоторого сходства симптомов. Беспокойство, суета, рассеянное внимание, повышенная возбудимость, раздражительность — далеко не полный их перечень". Где данные экспериментов? Наблюдений? Где статистика? Где контрольные группы? Под видом науки - обычная ругань в адрес отдельных не понравившихся людей. Если верить Абрамову, то вся жители России куда более компьютеризованы, чем американцы - ведь мы куда более раздражительны и суетливы. Интернету приписывается кастовость, т.к. в ней есть продавцы и покупатели! "Любой потребитель в любой момент времени в состоянии получить только ту информацию, которую ему предоставляет поставщик. В этом смысле пользователь Интернета, как потенциальный потребитель нужной ему информации, всецело зависит от соответствующего поставщика как ее обладателя". Может, это говорится о посетителях районной библиотеки? Нет, это об интернете. 

Вывод Абрамова: "Итак, анализ изменений в эмоциональной сфере современного человека — субъекта информационной среды, показывает, что активное использование информационных технологий влечет за собой латентное развитие процесса его десоциализации, обособления от общества и закономерно ставит вопрос о способности человека эффективно противостоять этому деструктивному процессу". Такой глобальный вывод при отсутствии какой бы то ни было доказательной базы позволяет лишь заподозрить  автора статьи в проекции каких-то личных проблем на интернет. Охота на интернетчиков ничем не лучше охоты на сектантов. 



 За несколько часов до того, как к месту катастрофы "Курска" прибыли иностранные спасатели, наши адмиралы публично заявили, что часть команды, вероятно, погибла. Обращение in articulo mortis (предсмертное покаяние) - в данном случае, обращение к правде, а роль старухи с косой играет англичанин с инструментом. Почему момент Конца и не открывается Богом: предсмертное покаяние лучше никакого, но толку от него мало. Есть в говорении правды, когда ты приперт, какое-то лукавство несвободы. Страшный Суд как освобождение от этой несвободы. 

Дм. Анохин (Вечерняя Москва, 18.8.2000, с. 1): перечисляет претензии к строительству храма Христа Спасителя: "Может, все это правильно. Только не люди воздвигают храмы. Людям они нужны, это правда, но строит их Господь. Так что не по адресу ваши претензии, уважаемые критики". Холопское богословие! Подмена христианства гегельянством: все построенное - от Бога. 

А на с. 4 той же "Вечерней Москвы" (18.8.2000) интервью Жанны Авязовой с Лужковым: восторженно о его пасеке (60 ульев, расположены на даче в "лесопарке" -- не слабо!). Лужков в защиту прописки: "Пчела даже соседку не пускает в свое жилище ... Конечно, нельзя пчелиные принципы один к одному переносить на человеческое общество, но оно тоже должно защищать тех, кто живет в своем доме. Да какое бы ни было на меня давление -- никогда не соглашусь потакать каким-то условностям в ущерб москвичам ...по опросу ... 93 процента москвичей -- считают, что я делаю правильно, защищая существующий режим регистрации ... Недавно я беседовал с Путиным, он согласен с моей позицией: нельзя настежь открывать двери города". В словарь новояза: "Свобода" -- "условность". 

С Лужковым согласен Павел Гуревич, завсектором ин-та философии (по тексту - вылитый доктор Опир из стругацких "Гадких лебедей"): "Духовный опыт человечества подсказывает: нередко реальная свобода рождается благодаря возможности ввести ее в определенные берега". Почему-то называет Бердяев "Н.Н." вместо "Н.А."."Поверхностное понимание свободы опасно". "Скороспелая свобода тоже может закрепостить человека". "Своевольный индивид наших дней отказывается признавать право, если оно не выражает его вожделений". 
 



Серг. Минаев (Вечерняя Москва, 17.8.2000): "К сожалению, от техногенных катастроф, как иот терактов и войн, не застрахован никто ... И в этом смысле экипаж "Курска" ... разделяет судьбу с засыпанными в шахте горняками, солдатами из расстрелянной колонны в Чечне, пассажирами падающего "Конкорда" ... переживая за подводников, давайте не будем спешить с обвинениями. Ибо, по большому счету, виноваты мы все". Ну уж нет! Не надо учением о первородном грехе прикрывать совковое разгильдяйство и людоедство! Военные моряки одно, пассажиры самолета -- второе, а жители Грозного, которых бомбят -- это совсем третье, и виноваты не все, а очень конкретные люди. Минаев виноват в устраивании вселенской смази ради обеления начальства. 

А вот и худший репортаж: Дм. Анохин (Вечерняя Москва, 17.8.2000) один день провел в Бутырках в роли надзирателя. Позорный репортаж -- а ведь достаточно ему было бы провести день в качестве заключенного, было бы -- при самом скверном литературном воплощении -- отлично. А тут безнравственность изначально занятой позиции обесценивает любую информацию и любые эмоции. 


Западная реакция на собор: подчеркивается включение СПИДа в число уважительных причин к разводу, подчеркивается, что епископат РПЦ, в отличие от католического, не считает, что бывают гомосексуалисты от рождения. 

Вадим Лебедев, Анна Соколова (Вечерняя Москва, 17.8.2000): очерк о могиле на Ваганьково, аллея Щуровского, 1 - считается могилой Соньки Золотой ручки, она же Софья Ивановна Блювштейн. На могилу ходят преступники и оставляют записки: "Сонечка, помоги в работе мамке с Речного вокзала". "Соничка! Помоги нам в работе заработать денег. Отведи от нашей бригады всех работников всех служб милиции". Культ налицо - остается ждать канонизации как покровительницы всех мошенников России, состоящих на госслужбе и не состоящих. 


К годовщине дефолта Дм. Быков (Вечерняя Москва, 17.8.2000) вдруг обрушился: "Нам диктовали, нас учили, нам служили примером многообразные ничтожества, пузыри земли, делившие свое время между ночным клубом и джакузи". Он называет тот "средний класс" -- "имита", имитация среднего класса. Зачем-то жалеет интеллигенцию: "Интеллигенция стала презираема и немедленно смирилась со своим новым местом". Зачем же мимо кассы писать? Ничего я не смирился! И уж вовсе в статье известного матерщинника, бравирующего любовью к выпивке и женщинам, а также атеизмом, проповеднические нотки: дефолт-де был "великим Божьим напоминанием об истинных ценностях. Когда люди ничего не могут сделать сами, за них делает Бог". Ну уж нет! "Я хочу жить в стране, жители которой каждый день идут а работу с тем, чтобы сделать ее хоть немного лучше. Это не советское желание. Это нормальное религиозное состояние, при котором жизнь расцениваешь не только как дар, но и как поручение". Да жизнь и не дар, и не поручение, а просто наслаждение, за которое слава Богу. Не нужно страну делать лучше -- страны не существует, есть жизнь каждого отдельного странянина, и лучше, чем жизнь есть, ее не сделаешь. А нужно соблюдать заповеди, любить Бога, себя, ближних. А дефолт -- не надо красть, вот и все. 

 

К сожалению в пятницу 25-го у меня был сбой в компьютерных программах. Прошу прощения за перерыв. Призвал на помощь компьютерщика Максима Владимировича Андреева (maxu@pisem.net) - в его фирме (тел. 475-3904) за час работы берут 250 рублей. Правда, лично с меня было взято 550 рублей. Я не стал расспрашивать - то ли за тот час, который Максим Владимирович ехал из Медведкова, то ли у них минимальная оплата за два часа. Способов обмана много. Что примечательно: в тот же день я по телефону ругал человека, который меня обманул, и на будущее отказался иметь с ним дело. Выходит, мягкость не есть некоторое врожденное свойство (в данном случае), не есть и какое-то крепко приобретенное сословное ("интеллигентность"), раз при определенных условиях она исчезает (особая заповедь не врать по телефону столь же необходима - или столь же излишня - как заповедь не убивать от имени государства; телефон или государство суть приспособления, создающие иллюзию святости). Она есть качество определенной маски. Кстати, и стремление обмануть -- тоже не врожденное и не крепко приобретенное, эти люди наверняка в других ситуациях предпочитают вести честно. Чем обаятелен Бендер: он естественен, то есть он одинаково себя ведет в разных ситуациях. Из священников, да просто из людей, большинство -- раздвоены. Молодежь такова поголовно -- уже тем, что со старшими общается не так, как со "своими". Не менее неприятные те "старшие", которые по-разному общаются между собой и с молодыми. Впрочем, "естественность" может быть и крайне неприятной -- известный ныне политический деятель умудряется оставаться комсомольским секретарем в совершенно ином контексте. За что любящие его величают то "золушкой", то "мышкой".
 

К следующему обзору

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова